Беспристрастность и исправление ситуации
Хотя мы часто говорим о равном обращении и социальном равноправии, я считаю, что, когда мы говорим о добром отношении к людям, вернее будет использовать термин предвзятость. Беспристрастность означает справедливость, а справедливость говорит о необходимости принимать во внимание смягчающее обстоятельство - контексты, если хотите, в наших попытках как понять социальные ситуации, так и принимать решения, исправляющие несправедливое отношение. Беспристрастность составляет основу социальной справедливости, суть которой заключается в определении того, кто и от чего получает пользу.
Мы знаем, что к людям не следует относиться по-другому, или, что они не должны несправедливо извлекать пользу на основе таких вещей, как пол или цвет кожи. Тем не менее, в историческом аспекте, эта идея является новой.
С точки зрения школьного образования беспристрастность фокусирует наше внимание на тех, кто получает или не получает пользу от ее предоставления, а также то, как в стенах школы обеспечивается или не обеспечивается справедливость. В человеческих делах равноправные взаимоотношения являются в равной степени важными - как для тех, кто находится в привилегированном положении, так и для тех, кто находится в ситуации притеснения или в невыгодных обстоятельствах. Коннелл (1993) решительно высказывается на эту тему: «Мне хочется кричать об этом с крыш домов каждый раз, когда я слышу еще один аргумент в пользу программ" для одаренных и талантливых ", более жестких" стандартов " и более требовательного отбора, распределения учеников по классам с учетом их способностей, вознаграждений и заслуг, школ возможностей и программ с углубленным изучением предметов, короче, в пользу тех многочисленных случаев поношение принципа равных прав на получение образования.
Образование, которое предоставляет привилегии одному ребенку за счет других, предоставляет привилегированному ребенку искаженное образование, даже если оно предоставляет этому ребенку социальные или экономические преимущества.
Бичевание Конелли особого отношения к ученикам высвечивает важную проблему и противоречия, с которыми связаны подходы к образованию: заключающиеся в том, что, вознаграждая "лучших" учеников, мы оправдываем других и, возможно, сегрегированное отношение к другим за их "ниже" способности, и действуя таким образом, мы не только говорим "лучшим" ученикам, что они другие, но при этом еще и лучше других.
Убедительной демонстрацией этого является, например, история отношения к детям с нарушениями в Североамериканских школах. Обзор прошлых и нынешних дебатов относительно ограниченных возможностей выходит за рамки данной работы, но будет полезно немного остановиться на одном из направлений этого дискурса, поскольку в нем существуют убедительные параллели к аргументам, которые будут приведены в этой работе позже.
За последние четверть века призывы к инклюзии детей с ограниченными возможностями главным образом вращались вокруг индивидуалистических подходов к социальной справедливости, то есть, аргументов, которые строились на основе прав этих детей как личностей.
Кристенсен и Дорн (Christensen and Dorn) показывают, что теории социальной справедливости, которые строятся на индивидуальных правах не слишком полезны для детей с особыми потребностями, в значительной степени потому, что они " связаны с взглядом на успех и неудачу ". Вместо этого они выступают в пользу теории реляционной справедливости, которая держится на трех столпах: упор на взаимоотношения, потребность в структуре и изменчивость справедливости.
В своих аргументах Кристенсен и Дорн касаются трех важных моментов:
(1) по взаимоотношениям они вновь повторяют хорошо известную посылку из сферы социальной психологии: что наша индивидуальность формируется в процессе контактов с другими людьми, и что "именно из-за качества этих взаимоотношений мы распознаем справедливость или ее отсутствие";
(2) в своей дискуссии относительно структуры они считают, что "любая теория социальной справедливости должна включать конкретные установки по структурам, которые должны поддерживать желаемые качества взаимоотношений";
(3) по изменчивой справедливости они утверждают, что возможность улучшения не однократна, и "потребность в более высоком уровне социальной справедливости представляет собой вещь, которую для себя открывает каждое поколение".
Главная цель образовательного лидерства, направленного на достижение социальной справедливости, в том виде, как он описан далее в этой работе, заключается в обеспечении качества взаимоотношений между всеми людьми, которые составляют "школу", а также в особенности школьной атмосферы, в которой дети учатся. Кроме того, оно не исходит из предположения, что социальная справедливость - это нечто такое, чего необходимо достигать, а скорее считает, что она является такой же непрерывной, как и обучение в течение всей жизни, что это идеал, который никогда теряется, способ предоставления школьного образования, а не школьный проект. Однако, школьное лидерство, направленное на обеспечение справедливости, может возникнуть только в случае критического пересмотра статус-кво, которое основывается на убеждении, что школьное образование должно быть демократическим, а также понимание того, что школьное образование не является демократическим, "если практика ее работы не будет отменена и беспристрастна ".
Все так и должно быть, в повседневной практике мы часто говорим о социальных условиях так, как будто они незыблемы, будто "все так и должно быть". Говоря это, мы делаемся пассивными и бессильными, и не можем оказывать влияние на изменения. В этом разделе я не собираюсь рассматривать прошлое или настоящее время, как будто они существуют без каких-либо изменений. Вместо этого я намерен пересмотреть то, каким образом используется власть доминирующих групп, обычно едва заметно, иногда - незаметно для сохранения привилегий, а также продемонстрировать, каким образом школы являются соучастниками этого. На эту тему существует много известной литературы, поэтому здесь я остановлюсь на этом коротко.
Гегемония – обстоятельство "культурного лидерства, которое осуществляет правящий класс". Это слово происходит от греческого egemon – лидер или правитель. В настоящее время суть этого явления проявляется в доминировании одной аморфной группы, элиты, над другими людьми в социальном, политическом и экономическом отношении. В режимах, которые не являются автократическими, гегемония осуществляется за счет процесса культурного проникновения. То есть, отдельные точки зрения влиятельных групп воплощаются с помощью культурных институтов общества, таких как церкви, школы, музеи, средства массовой информации и семья. В конкретном случае школьного образования гегемония проявляется через учебные программы, преподавание, функционирования и управления школой. С помощью этих средств ученикам предлагаются нормативные точки зрения на то, во что верить, что правильно, что является социально приемлемым и составляет допустимые области изучения. Она не является такой же неприкрытой или упрощенческой как промывание мозгов или пропаганда, но ее долговременное воздействие может быть похожим. Благодаря школам у детей развиваются взгляды на социальную, политическую и экономическую жизнь. Формальное обучение заключается в том, что учащимся предлагают истории - согласованные интерпретации, но когда их предоставляют в таком виде, что их невозможно оспорить, эти истории могут получить статус таких, которые необходимо принимать на веру без каких-либо сомнений. Конечно, такое видение довольно упрощенное. Учащиеся воспринимают все, о чем им говорят в школе, пассивно, как некую единую истину. В повседневном взаимодействии между преподаванием и обучением есть много вещей, которые характеризуются сопротивлениями и противоречиями. Однако реальная практика может заключаться в том, что историю можно рассказывать (выкладывать) определенным образом, передавая конкретные взгляды на ценности и при этом, возможно непреднамеренно, игнорировать другие. Хотя это не может пройти незамеченным, вполне возможно, что такое положение вещей не вызывает возражений. Как нам напоминает Грин (Greene), несправедливость, которая существует в обществе, могут замечать, как привилегированные ученики, так и те, что находятся в невыгодном положении, при этом они могут видеть, как школы ее увековечивают, но при этом они могут считать такое положение вещей нормальным.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)