Семь принципов «Доступной среды»
1. Принцип равенства и доступности среды для каждого - предоставление
одинаковых средств для всех пользователей во избежание олицетворения
отдельных групп населения:
- Среда должна быть предназначена для использования лицами с различными физическими и когнитивными возможностями;
- Обеспечьте равные условия использования средств для всех пользователей всегда, когда это возможно, если невозможно - создайте эквивалент;
- Избегайте любого выделения групп пользователей, или «навешивания ярлыков»;
- Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность, должны быть легкодоступны всем пользователям;
- Делайте среду привлекательной для всех пользователей.
2. Гибкость в использовании среды - дизайн устраивает многих лиц,
их потребности и возможности:
- Среда должна соответствовать многим различным вкусам и возможностям пользователей;
- Пользователь должен сам выбирать, каким образом он может воспользоваться изделием;
- Учитывайте, что изделием может пользоваться левша;
- Помогите пользователю правильно, надлежащим образом использовать
продукт;
- Обеспечьте адаптацию изделия под темп пользователя.
3. Простота и интуитивность использования независимо от опыта, образования пользователей, языкового уровня и возраста:
- Как использовать продукт, должно быть понятно любому лицу, независимо
от личного опыта, знаний, лингвистических навыков, или концентрации
на данный момент;
- Избегайте лишних осложнений;
- Согласовывайте дизайн с интуицией и ожиданиями пользователей;
- Учитывайте разные уровни образования;
- Располагайте информацию с учетом ее важности.
4. Восприятие информации, несмотря на сенсорные возможности
пользователей:
- Предоставляйте важную информацию различными способами - визуальный, вербальный, тактильный;
- Отделяйте важную информацию от второстепенной;
- Важнейшая информация должна быть изложена максимально понятно;
- Облегчите процесс понимания инструкций и указаний;
- Обеспечьте совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют лица с ограниченными возможностями;
- Окружающие пространства должны эффективно предоставлять необходимую информацию независимо от условий окружающей среды, или особенностей восприятия самого пользователя.
5. Терпимость к ошибкам пользователей - Доступная среда уменьшает возможные последствия неожиданных и непреднамеренных действий:
- Доступная среда должна свести к минимуму опасность или негативные последствия
случайных или непредсказуемых действий пользователей;
- Элементы, которые используются чаще всего, должны быть доступным;
- Опасные элементы нужно изолировать, удалить или обезопасить;
- Обеспечьте предостережение об опасности или возможных ошибок;
- Позаботьтесь об отсутствии опасных последствий при повреждении
оборудования;
- Препятствуйте возможности бессознательных действий со стороны пользователей при выполнении заданий.
6. Не приводит к усталости - доступная среда рассчитана на незначительные физические ресурсы пользователей:
- Пользователь имеет максимально эффективно и комфортно пользоваться
окуражающим пространством и предметами, прилагая минимум усилий;
- Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении;
- Используйте рациональные значения для приложения усилий;
- Старайтесь минимизировать действия, которые повторяются;
- Доведите до минимума необходимость использования длительного физического усилия со стороны пользователя.
7. Наличие необходимого размера и пространства при подходе, подъезде и
различных манипуляциях, несмотря на физические размеры, состояние и
мобильность пользователя:
- Обеспечивайте необходимый размер и пространство для удобного доступа манипуляций и использования продукта любым пользователем, независимо от его роста, телосложения или подвижности;
- Обеспечьте видимость важных элементов и легкий доступ к ним, для любого пользователя, независимо от того он стоит или сидит (например в коляске)
- Нужно предусматривать различные размеры рук и силы сжатия;
- Обеспечивайте достаточное пространство для использования вспомогательных средств или личного помощника.
Тема 3. «Доступная среда» как залог внедрения инклюзивного образования.
Актуальность темы.
Раскрытие данной темы будет способствовать углублению понимания и применения принципа «Доступной среды» для обеспечения права на образование лиц с особыми потребностями / инвалидностью.
Задача темы:
структурировать знания участников тренинга по понятиям «Доступная среда» углубить понимание применения принципа «Доступной среды» для обеспечения права на образование лиц с особыми потребностями / инвалидностью; научить анализировать ситуацию и сравнивать ее с существующими возможностями по ее улучшению.
Перечень раздаточного материала к теме:
Анкета проведения аудита доступности учебных заведений. Перечень принципов архитектурной доступности для маломобильных групп
населения. Перечень принципов Доступной среды.
Терминологический словарь к теме:
Инклюзивное образование - процесс укрепления возможностей системы образования для охвата всех учащихся. ЮНЕСКО рассматривает инклюзии как «динамический метод положительного реагирования на многообразие ученического контингента и отношение к индивидуальным различиям не как к проблемам, а как к возможностям обогащения учебного процесса » («Руководящие рекомендации к инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех », ЮНЕСКО).
Содержание темы и предлагаемое время:
Работа с группами, мозговой штурм, упражнение.
«Доступная среда» как залог внедрения инклюзивного образования 90 мин.
Всего (тема 3 в целом): 1 ч. 30 мин. (90 мин.)
Содержательное наполнение темы
«Доступная среда» как залог внедрения инклюзивного образования
Методы обучения: работа в группах, мозговой штурм, выполнение упражнения.
Материалы для обязательного изучения:
Международные и российские законодательные акты и документы об образовании, в том числе инклюзивные.
Теоретический материал к теме 3.
Россия приняла принципы инклюзии и инклюзивного образования, ратифицировав международные документы. Инклюзия предусматривает включение лица с инвалидностью к общей жизни общества и предоставления ему возможности принимать в ней участие наравне с другими ее членами, используя свои умения и способности в повседневной
деятельности. Каждый человек, в том числе люди с инвалидностью / особыми потребностями, должны иметь возможность пользоваться своим правом на образование на протяжении всей жизни.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. Тренер делит участников на группы и предлагает выполнить следующее задание.
2. На листе ватмана каждая из групп должна создать описание-макет школы с инклюзивным обучением с учетом принципов «Доступной среды».
3. После окончания работы каждая из групп представляет свой «макет инклюзивной школы ».
4. Все участники вовлекаются в обсуждение.
Возможные вопросы для совместного обсуждения:
1. Почему именно такие принципы «Доступной среды» вы выбрали для создания «макета инклюзивной школы»?
2. Кто ответственный за обеспечение «доступности» школ?
3. Работают / обеспечиваются «принципы доступности» сегодня в школах?
Подведение итогов работы тренинга
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. Тренер инициирует обсуждение итогов работы тренинга.
2. Внимание участников акцентируется на «ожиданиях», которые участники выразили перед началом тренинга.
3. Каждому участнику предоставляется возможность высказаться, задавать друг другу и тренеру вопросы.
4. В заключение тренер благодарит всех за плодотворную работу, приятное общение и новые знания или впечатления, которые и он тоже получил от группы.
5. Тренер раздает участникам оценочные анкеты и просит их заполнить.
Ориентировочные вопросы для обсуждения:
1. Самое яркое впечатление от тренинга?
2. Какие вопросы остались нераскрытыми?
3. Оправдались ваши ожидания? Чем вы можете поделиться с другими?
Пособия по доступной среде и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)