Теоретический материал к теме
Теоретический материал к теме
Любая дискуссия о правах людей с инвалидностью обязательно включает в себя вопрос «доступности». Никто не может пользоваться правами человека, которые гарантированные государством, если к ним нет «доступа».
Обеспечение «доступности» имеет решающее значение, поскольку оно непосредственно влияет на пользование всем спектром прав человека лицами с инвалидностью. Доступность окружающей среды играет ключевую роль в создании интегрированного общества, в котором люди с инвалидностью смогут участвовать в повседневной жизни. Обеспечение доступности окружающей среды для людей с инвалидностью, независимо от типа инвалидности, будет благоприятным для всех членов общества. Это требует осознания существующих препятствий - как физических, так и связанных с отношением со стороны других людей. Разработка и внедрение на всех уровнях политики «доступного транспорта » будет способствовать существенному улучшению качества жизни многих людей с инвалидностью и станет важным условием для достижения равенства возможностей, их автономии и их активного участия в социальной и культурной жизни общества, а также в сфере занятости. Доступ к информации и средств коммуникации является важным аспектом для того, чтобы люди с инвалидностью могли активно пользоваться своими правами, брали
участие в общественной жизни, самостоятельно принимали решения по вопросам, которые касаются. Доступность имеет основополагающее значение для обеспечения интеграции и привлечения людей с инвалидностью как полноправных членов общества к жизни. Независимо от того, о каких правах (экономические, социальные, культурные) говорится, обсуждения их должно включать рассмотрение вопросов «доступности» для всех людей с инвалидностью (с учетом различных нозологий).
Согласно ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов «доступность» предусматривает обеспечение равного доступа к местам общественного пользования и общественных услуг для всех членов общества, включая людей с инвалидностью. Этот принцип Конвенции (ст. 9) является руководящим и касается всех аспектов ее внедрения. Существующие специфические барьеры могут негативно влиять на реализацию и обеспечение многочисленных прав человека. Например, отсутствие доступного транспорта может помешать людям с инвалидностью добираться до мест работы, обучения, пользоваться учреждениями здравоохранения, реабилитации, культуры, спорта и тому подобное. Отсутствие доступной информации о политических процессах не только ограничивает возможность людей с инвалидностью на реализацию их права участвовать в политической и общественной жизни, но также делает невозможным процесс сознательного выбора в вопросах, касающихся других прав человека. Например, если избиратель, имеющий инвалидность, решает, как голосовать на местных выборах, то он должен знать, как местные власти обеспечивают его право на медицинское обслуживание, работу служб скорой помощи, посещение спортивных залов, потому что это является важным для него. Каждый человек должен иметь доступ к необходимой информации, чтобы сделать осознанный выбор.
Условно, существующие барьеры можно выделить в следующие группы.
Физические: Это препятствия, включающие «физические барьеры», особенно те, которые существуют в зданиях инфраструктур. Это «первые» барьеры, о которых думают, когда рассматривают вопрос «доступности» для людей с инвалидностью. Например, сейчас все больше людей осознают важность пандусов для доступа людей с инвалидностью к зданиям, где есть лестница. Однако мало кто из нас знает и понимает, с какими препятствиями
сталкиваются невысокого роста люди, которые часто чувствуют себя некомфортно в среде / зданиях, построенных для людей обычного роста.
Информационная форма подачи и ее содержание, могут быть недоступными для людей с инвалидностью. Например, люди с ослабленным зрением не могут пользоваться публикациями, которые напечатаны мелким шрифтом.
Программы телевидения, которые демонстрируются без субтитров, или когда нет перевода на жестовый язык, будут недоступны для глухих людей. Если информация не сопровождается шрифтом Брайля или другими соответствующими тактильными формами, она не может быть доступной для незрячих людей. Этот фактор можно проиллюстрировать таким примером - если надпись в магазинном ценнике не будет дублирована шрифтом Брайля, то незрячие покупатели не смогут получить информацию о стоимости товара без посторонней помощи. Содержание информации также имеет важное значение. Например, информация, не представленная простым языком, вряд ли будет доступна для многих людей с ограниченными умственными возможностями.
Институциональные: К ним относятся законы, практика, программы, которые активно запрещают или не способны облегчить «доступ» людей с инвалидностью. К примеру, в некоторых странах людям с психическими заболеваниями запрещено участвовать в голосовании, а в других люди с инвалидностью не могут проголосовать за отсутствие законодательства. существует негативная практика, когда из-за отсутствия архитектурной доступности люди с инвалидностью не могут попасть на избирательные участки.
Ментальные: Возможно, наиболее распространенным препятствием является отношение к лицам с инвалидностью многих людей - «ментальная барьерность». Иногда существующие в обществе мифы и стереотипы о людях с инвалидностью могут бессознательно причинить много вреда и создать искусственные барьеры. В других случаях барьеры существуют только потому, что многие люди не знают и не понимают сути проблем
людей с инвалидностью. Например, директор учебного заведения считает, что его заведение архитектурно доступно для людей с инвалидностью, которые передвигаются на колясках, поскольку есть только пару ступеней на входе. Директор не может понять необходимость того, что человек с инвалидностью не хочет пользоваться посторонней помощью, а хочет попасть и покинуть заведение самостоятельно и быть независимым.
Сколько стоит «доступность»? Существует два способа сравнить расходы.
Первый: Если здания реконструируются и приводятся в соответствие
с существующими стандартами, тогда расходы на реконструкции сравниваются с затратами при застройке. Второй: Какие были бы расходы, если бы здания были сразу построены с учетом стандартов доступности?
Результаты исследования Международного Совета строительных исследований и документации.
Франция, 1993г. - Изучались дополнительные расходы, которые были необходимы при строительстве многоквартирного дома в соответствии со стандартами «доступности». В среднем расходы при начальном строительстве доступного дома составляют от 0,5% до 1% от общей стоимости строительства. Подобные расчеты были сделанные в Швеции, и они дали схожие результаты. Почти те же показатели в Германии и Австралии. В Канаде были проведены исследования по строительству
небольшого семейного дома. В Отаве из 54 небольших домов города,
построенных по специальному проекту, были на 8% -10% дороже, чем другие дома, причем стоимость самого проекта росла на 0,5%. Результаты других исследований (17 случаев) показали, что чаще всего дополнительные расходы на доступность составляют 0,39-0,53% от общей стоимости строительства.
!!! После лекции тренер дает возможность участникам задать вопросы.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. Обратитесь к участникам и попросите их написать на ватмане типичные примеры своей жизнедеятельности (например, посещение школы / института, ходить в магазин, ходить на работу, в кино, спортивный зал, общение с друзьями, чтение газет, слушание музыки и т.д.).
2. Каждый из участников записывает на отдельном листе бумаги на весь формат следующее предположение. Например, «Вы человек среднего возраста, который передвигается на коляске», «Вы пожилая женщина, которая не слышит», «Вы девушка, которой 20 лет и которая имеет синдром Дауна». Каждый из участников записывает по одному примеру.
3. Соберите все бумажки и положите их в открытую коробку.
4. Разделите участников на пары и попросите каждую пару выбрать по два типичных примеры жизнедеятельности.
5. Попросите каждую пару взять одну из бумажек «предположение» из коробки и смоделировать ситуацию. Например: «Мероприятие жизнедеятельности»: «Ходить в школу / институт ». «Предположение»: «Вы девушка, которой 20 лет и которая имеет синдром Дауна ».
Вопрос:
- С какими препятствиями / барьерами можно столкнуться?
Рассмотрим: физические барьеры, информационные барьеры, институциональные барьеры, ментальные барьеры.
2. Что необходимо сделать для того, чтобы избавиться от барьеров?
Обсудить:
1. Отличаются ли существующие барьеры для разных людей с инвалидностью (различные нозологии)?
2. Какие изменения нужно внести в жизнь отдельных людей / общества?
1.3. Обеспечение принципа «доступности» актуальность темы
Раскрытие темы позволит осмыслить, что нужно учитывать при реализации и обеспечении «политики доступности» для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения.
Задача темы: научить участников использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности; познакомить с законодательно-нормативной базой, регулирующей требования «Доступности».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)