«Инвалидность» и «доступность»
Тема 1. «Инвалидность» и «доступность»
1.1. Взгляды и представления об «инвалидности»
Актуальность темы:
Раскрытие этой темы поможет выяснить проблемы различных видов и нозологий инвалидности в жизнедеятельности в среде, каким образом социальная среда влияет на подход к пониманию «инвалидности», в которой существуют стереотипы по отношению к людям с инвалидностью и как они могут влиять на формирование социальной политики. Участники получат практические знания о способах пропаганды и внедрения «социальной модели инвалидности».
Задача темы: структурировать и углубить знания участников относительно понятия «инвалидность», «социальная модель инвалидности».
Перечень раздаточного материала к теме:
· План действий по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями.
· Конвенция ООН о правах инвалидов.
· Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 48/96.
· Международная классификация функциональных состояний, инвалидности и здоровья Всемирной организации здравоохранения.
· Закон «О реабилитации инвалидов» (извлечение).
Терминологический словарь к теме:
Инвалидность - понятие, которое эволюционирует и является результатом взаимодействия, которое происходит между людьми с инвалидностью и препятствиями в отношениях и среде, и которое мешает их полноценному и действенному участию в жизни общества наравне с другими (Конвенция ООН о правах инвалидов).
Инвалидность - мера потери здоровья и ограничения жизнедеятельности, которая препятствует или лишает конкретное лицо способности или возможности осуществлять деятельность способом и в пределах, которые считаются для личности нормальными в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов. Социальные стереотипы - это категоризация людей или групп людей по отдельным общим признакам. Американский журналист Уолтер Липман впервые ввел термин «стереотип» в общественных науках. Он называл стереотипы «картинками в головах».
Содержание темы и предлагаемое время:
Вид учебной деятельности
Название: Предлагаемое время
Лекция: Взгляды и представления об «Инвалидности» 45 мин.
Работа с группами 45 мин.
Всего (тема 1.1. в целом): 1 ч. 30 мин. (90 мин.)
Содержательное наполнение темы
1.1. Взгляды и представления об «инвалидности»
Методы обучения: лекция
Материалы для обязательного изучения: лекционный материал.
Теоретический материал к теме 1.1.
Существует несколько моделей «инвалидности». Каждая из этих моделей определяет и предлагает восприятие «инвалидности», которое свойственно именно этой модели. Например: «моральная модель», - считает инвалидность следствием греха и часто ассоциируется с чувством вины;
«медицинская модель» - рассматривает инвалидность как дефект или болезнь, которую нужно лечить; «реабилитационная модель» - ответвление медицинской модели, которая рассматривает инвалидность, как недостаток, который нужно устранить с помощью специалиста по реабилитации или иной вспомогательной профессии; «культурная модель» - рассматривает инвалидность как особый культурный феномен;
«модель (концепция) Handicap» - ссылается на то, что инвалидом может стать каждый человек, перед которым становятся преграды, ограничения, которые мешают ему нормально жить, в результате чего он попадает в социально невыгодное положение.
Все вышеперечисленные модели подобны в том, что они проявляют проблему «инвалидности» в рамках личности. За последние десятилетия произошли существенные изменения в понимании понятия «инвалидность». Вместо устаревших концепций, согласно которым лица с инвалидностью считались «объектами» благотворительности, лечения и социальной защиты, сегодня они рассматриваются как лица, имеющие права, способны заявлять об этих правах и добиваться их реализации. Подход, в котором «инвалидность» определяется как следствие взаимодействия индивидуума и среды, получил название «социальной модели инвалидности ». Конвенция ООН о правах инвалидов поддерживает и пропагандирует эту модель, развивая ее дальше, признавая «инвалидность» в качестве «правовой проблемы» - определяет лиц с инвалидностью в качестве правообладателей и субъектов прав человека на равной основе; признает и уважает «Инвалидность» человека как элемент человеческого разнообразия; возлагает ответственность на общество и правительство за обеспечение политической, правовой, социальной и физической среды поддержки прав человека и полного включения и участия людей с инвалидностью. В Конвенции ООН о правах инвалидов представлена широкая категоризация лиц с инвалидностью и еще раз провозглашается, что все лица с инвалидностью должны пользоваться всеми правами и основными свободами человека. Конвенция о правах инвалидов не приводит четкого определения понятия «инвалидность». Преамбула Конвенции о правах инвалидов вспоминает понятия инвалидность как такое, что эволюционирует. Конвенция ООН о правах инвалидов определяет термин «люди с инвалидностью». Однако отмечает, что этот термин включает лиц, имеющих устойчивые физические, умственные, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые во взаимодействии с различными препятствиями могут мешать их полного и действенного участия в жизни общества наравне с другими.
Вниманию тренера! Можно использовать для сравнения определение термина «Инвалидность» со «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов ». «Термин «инвалидность» включает в себя значительное количество различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения всех стран мира. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний ».
Определение «инвалидности» как понятие, эволюционирует, принимая во внимание тот факт, что общество и настроения, царящие в нем, не являются неизменными. Таким образом, Конвенция о правах инвалидов не устанавливает четко закрепленного понятия «инвалидность», она предполагает динамичный подход. Подход к «инвалидности», определен в Конвенции о правах инвалидов, также отмечает существование значительного влияния барьеров в окружении и отношении, которые
господствуют в обществе к людям с инвалидностью. Но «инвалидность» сама по себе не задевает или не ограничивает права человека.
Методы обучения: работа с группами.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. Объясните, что существование барьеров в отношении к людям с инвалидностью возникает на основании ложных стереотипов и мифов, существующих в отношении людей с инвалидностью.
2. Разделите участников на группы.
3. Предложите каждой группе составить список мифов и стереотипов, существующих по отношению к людям с инвалидностью и записать их на листах ватмана.
4. После обсуждения презентаций групп, сделайте общий итог.
Вопросы, которые можно использовать во время совместного обсуждения:
1. Каковы основные причины существования мифов и стереотипов? Каким образом мифы и стереотипы влияют на людей с инвалидностью?
2. Какие из мифов и стереотипов является наиболее распространенными?
3. Каким образом эти мифы и стереотипы могут привести к дискриминации людей с инвалидностью? Почему важно бороться с мифами и стереотипами?
1.2. Права человека и «доступность»
Актуальность темы.
Раскрытие данной темы позволит объяснить важность обеспечения «Доступности» для людей с инвалидностью, понимание взаимосвязи между «Доступностью» и другими правами человека.
Задача темы:
предоставить понимание понятия «доступность»;
углубить знания по разнообразию потребностей людей с инвалидностью в сфере обеспечения принципа «доступности»;
понять экономические особенности обеспечения «доступности».
Перечень раздаточного материала к теме:
Конвенция о правах инвалидов
Лекционные материалы
Терминологический словарь к теме
Доступность – это меры по обеспечению людей с инвалидностью доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и общению, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, которые открыты для населения, или, предоставляемых населению, как в городских, так и в сельских районах (Конвенция о правах инвалидов).
Разумное приспособление - внесение, когда это нужно, необходимых и уместных модификаций и коррективов, не становящихся несовместимым или неоправданным бременем, для реализации или использования людьми с инвалидностью наравне с другими всеми правами человека и основными свободами (Конвенция о правах инвалидов).
Содержание подтемы и предлагаемое время:
Лекция, ответы на вопросы
Права человека и «Доступность» 45 мин.
Мозговой штурм, работа с группами 45 мин.
Всего (тема 1.2.в целом): 1 ч. 30 мин. (90 мин.)
Содержательное наполнение темы
Размышления о «доступности»
Методы обучения: лекция, ответы на вопросы, мозговой штурм, работа с группами.
Материалы для обязательного изучения: лекционный материал, законодательно нормативные документы (раздаточный материал).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)