Модуль «Доступность и универсальный дизайн». Введение.
Российско-канадский проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями» При поддержке Канадского агентства международного развития (CIDA)
Компонент «Социальная политика»
Хоть разные возможности - равные права!
Каждый ребенок - это целый мир, образование, уважение и равенство для всех!
ВВЕДЕНИЕ
Модуль «Доступность и универсальный дизайн» был создан в рамках российско-канадского проекта Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями. Реализация проекта стала возможной благодаря поддержке Канадского агентства международного развития (CIDA). Целью проекта является изменение отношения правительства, учебных заведений и неправительственных организаций к людям с особыми потребностями путем представления различных основных компонентов системы инклюзивного образования, а именно: формирование политики в сфере образования и социальных услуг, которая направлена на развитие инклюзивной модели образования.
Поэтому, для достижения поставленных целей в проекте определены три направления деятельности:
Компонент «Социальная политика», способствующий привлечению детей с особыми потребностями в общеобразовательные школы и общины, основанные на принципах участия Министерства труда и социальной политики и Министерства образования и науки в экспериментальных регионах. Целевые заведения могут организовывать и проводить тренинги по формированию политики. Способность всех уровней правительства, учебных заведений и неправительственных организаций совместно формировать политику.
Компонент «Образование». Существование в двух экспериментальных регионах и внедрение программ инклюзивного образования для детей и молодежи с особыми потребностями. Возможность школ разрабатывать и предоставлять программы инклюзивного образования.
Улучшение способности родителей детей с особыми потребностями / инвалидностью принимать более активное участие в процессе обучения их детей. Внедрение курсов по инклюзивному образованию на базе институтов последипломного педагогического образования.
Компонент «Гражданское общество». В экспериментальных регионах и на общенациональном уровне возрастет способность неправительственных организаций поддерживать и внедрять привлечение детей и молодежи с особыми потребностями. Улучшение знаний и умений целевых неправительственных организаций по внедрению инклюзивных процессов в школе и обществе, а также их способности разрабатывать и предоставлять услуги и программы по инклюзии. Создание экспериментальных инклюзивных ресурсных центров. Разработка модели системы инновационных грантов. Улучшение способности целевых неправительственных организаций формировать и внедрять стратегию общения. Способность целевых неправительственных организаций инициировать и стабильно удерживать информационную сеть с партнерами с целью ускорения процесса инклюзии.
Тренинговый модуль «Доступность и универсальный дизайн» состоит из трех учебных модулей, которые представлены в логической последовательности:
- «Инвалидность» и «доступность»;
- «Универсальный дизайн» - философия общественной жизни;
- «Доступность» и «универсальный дизайн» как залог внедрения инклюзивного образования.
Длительность тренинга - 1 день, но может быть увеличен до 2-3 дней в зависимости от потребностей участников. Каждый учебный модуль содержит: актуальность темы, задачи темы, терминологический словарь к теме, материал к теме, а также список литературы, которую тренер может использовать при подготовке к тренингу.
Вступление к модулю:
Данный модульный курс познакомит слушателей с принципами «доступности» и концепции «универсального дизайна», предоставит методику, позволяющую применять принципы «доступности» и «универсального дизайна» на практике.
Цель модуля:
Расширить необходимые знания о «доступности» и «универсального дизайна» для улучшения качества практической работы, которая была бы инклюзивной с потребностями людей с инвалидностью, их семей и организаций.
Задача модуля:
Систематизировать знания по: основным понятиям - «доступность», «разумное приспособление», «Универсальный дизайн»; важность обеспечения «доступности» для людей с инвалидностью; понимание взаимосвязи между «доступностью» и другими правами человека;
законодательной и нормативной базы, регламентирующих требования «Доступности»; обеспечение принципов «универсального дизайна» и «доступности», как залога внедрения инклюзивного образования.
Сформировать навыки (умение) относительно: работы в команде; проведение аудита «доступности» и заключения планов приспособления / улучшения доступности учебных заведений.
Методология:
Во время тренинга используются разнообразные активные и интерактивные методы обучения. В основном лекции, презентации, просмотр видеофильмов, дискуссии, практическая работа в группах.
Вниманию тренера! Перед подготовкой к тренингу необходимо предусмотреть возможность свободного перемещения и комфортного пребывания участников с инвалидностью, архитектурную, коммуникационную, информационную доступность.
Участники тренинга:
Участниками тренинга могут быть представители общественных организаций, комитетов доступности, государственных структур, преподаватели высших учебных заведений, учителя школ, которые будут использовать полученные знания в рамках своей профессиональной
деятельности.
Количество участников: 20-25 человек.
Необходимые материалы для тренинга:
Мультимедийный проектор, экран, флипчарт, ручки, цветные стикеры, маркеры, бумага, рулетки 3м, 5м, 15м, уровень (ватерпас), секундомер, динамометр, планшетки, фотоаппарат (желательно), диктофон (желательно).
Тематический план модуля и предлагаемый время:
Тема, подтема время (в минутах)
Введение
Знакомство. Цель и задачи тренинга. Ожидания участников. 50 мин.
Всего мин. 50 мин.
Тема 1. «Инвалидность» и «доступность»
1.1. Взгляды и представления об «инвалидности» 90 мин.
1.2. Права человека и «доступность» 90 мин.
1.3. Обеспечение принципа «доступности» 30 мин.
Всего мин. 210 мин. (3 ч. 30 мин.)
Тема 2. «Универсальный дизайн» - философия общественной жизни 105 мин.
Всего мин. 105 мин. (1 ч. 45 мин.)
Тема 3. «Доступность» и «универсальный дизайн» как залог внедрения инклюзивного образования 90 мин.
Всего мин. 90 мин. (1 ч. 30 мин.)
Завершение работы тренинга. Подведение итогов. Оценочные анкеты 45 минут
Всего мин. 45 мин.
Всего по модулю мин. 500мин. (8 час. 20 мин.)
Введение
Знакомство. Цель и задачи тренинга.
Ожидания участников. Правила работы.
Актуальность
Данный этап необходим для ознакомления участников с целью тренинга, настройки группы на эффективную работу, выявление уровня осведомленности и ожиданий группы, решение организационных вопросов.
Задание:
ознакомить участников с целью и задачами тренинга;
познакомить участников между собой;
создать доброжелательную атмосферу;
установить правила работы на тренинге;
наладить обратную связь между тренером и участниками.
Методы обучения: «Взаимное представление», мозговой штурм.
Необходимые материалы для тренинга: флипчарт, ручки, цветные стикеры, маркеры, бумага.
Материалы для обязательного изучения: материалы к теме 1.1. «Понятийный аппарат ».
Содержание организационной части и предлагаемое время: вид учебной деятельности
Название Предлагаемое время
Вступление 10 мин.
Работа с группой Знакомство 20 мин.
Индивидуальная работа участников
«Ожидание» участников 15 мин.
Мозговой штурм Правила тренинга 5 мин.
Всего мин. 50 мин.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. Поздравить с началом работы и представить организаторов тренинга.
2. Коротко рассказать о российско-канадском проекте «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями», в рамках которого проводится данный тренинг.
3. Познакомить с целью тренинга и планом проведения.
4. Предоставить возможность участникам задать вопрос и получить ответ о ходе проведения тренинга, его цели и задачи.
Знакомство участников тренинга
Методы обучения: Работа с группой.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. Участники располагаются в аудитории по кругу.
2. Тренер предлагает им по очереди назвать свое имя, организацию, город, область профессиональных интересов и увлечений.
3. Участники по очереди выполняют задание.
«Ожидание» участников
Методы обучения: индивидуальная работа участников.
Цель: этот этап необходим для того, чтобы тренер смог скорректировать объем и уровень сложности, и стиль подачи материала во время занятия. Участникам раздаются стикеры (по возможности двух цветов), на которых они записывают свои «ожидания» от тренинга.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. Тренер на листе ватмана делает две надписи: «Ожидается», «Выполнено».
2. На этапе обсуждения все записанные «ожидания» крепятся под надписью «Ожидание».
3. В дальнейшем каждый из участников имеет возможность переносить бумажки со своими «ожиданиями» в колонку «Выполнено».
4. В конце тренинга нужно вернуться к «ожиданиям» участников и убедиться насколько они подтвердились.
Правила тренинга
Методы обучения: мозговой штурм.
Задания для выполнения:
Описание задачи:
1. Тренер обращается к участникам с предложением обсудить и утвердить правила тренинга, которые нужно соблюдать в целях обеспечения эффективной работы тренинга и достижения его задач.
2. Предложения, поступающие кратко обсуждаются и записываются на листе ватмана, который в течение всего тренинга находится в поле зрения участников.
!!! После записи всех предложений тренер еще раз озвучивает их для того, чтобы учесть особые потребности участников с функциональными ограничениями.
Примеры правил:
Проявлять уважение друг к другу.
Приходить вовремя.
Говорить по очереди.
Поднимать руку, если хотите что-то сказать.
Мобильная тишина.
Надо обсуждать проблему, а не человека.
Важно не то, кто прав, а то, что правильно.
Глупых вопросов не бывает.
Может быть несколько правильных вопросов, а не только один.
Каждый может избежать дискуссии, если есть определенная тема, обсуждать которую участник не желает.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)