Школьные правила поведения
Со времени провозглашения и разработка Закона о надлежащем образовании администрация школы обязана принимать во внимание инвалидность или особые потребности ребенка при определении санкций за его проблемное поведение. Во многих учебных заведениях продолжают действовать положения про полное неприятие некоторых поведенческих проявлений (например, запрет оружия в школе или запрет использовать во время обеда любые приборы, которые потенциально могут быть применены как оружие). Нарушение таких правил влечет за собой немедленное принятие соответствующих дисциплинарных мер.
В то же время, санкции за нарушение подобных запретов не должны привести к дискриминации ребенка с особыми потребностями. Поэтому в индивидуальный учебный план необходимо внести дополнительные педагогические задачи, чтобы помочь ему держаться в пределах установленных правил поведения. Однако некоторые ученики не могут выполнять требования учебного заведения по дискриминации дисциплины. Для них также следует продумать определенные индивидуальные санкции - такой подход эффективнее для подкрепления позитивного поведения.
Если родители не уверены в целесообразности тех или иных мероприятий, которые применяются в школе для их ребенка для поддержания уровня дисциплины, то прежде всего стоит задаться вопросом: «На каких ли данных они основываются?» Если школа намерена ввести определенную дисциплинарную санкцию, то ее сотрудники в первую очередь должны убедиться в том, что она педагогически обоснованная. Например, если вашего ребенка временно отстранили от занятий в школе за плохое поведение, то поможет ли это ему сформировать нужные поведенческие навыки? Проанализируем еще несколько примеров, где одна из причин возникновения проблемы - плохое поведение ребенка. В приведенных ниже предложениях очерчены перспективные пути урегулирования ситуации.
Наш сын Джереми учится в 5 классе. Он имеет нарушения когнитивного развития, но по своему физическому развитию ничем не отличается от сверстников. Недавно на уроках физкультуры было решено разделить класс на две футбольные команды, чтобы они соревновались друг с другом и овладевали правила игры. Джереми не вошел ни в одну. Ему пришлось сидеть на скамье вне линии поля самому и только наблюдать.
Через несколько минут он очень рассердился, и его в наказание за это отправили в приемную директора до окончания урока.
Нас очень огорчил этот случай. Что мы можем сделать?
1. Поговорите с учителем физкультуры и директором. Объясните, что такое отношение к вашему сыну неуместное и неприемлемо.
2. Попросите, чтобы Джереми причислили к одной из команд, и совместно продумайте различные варианты его участия.
3. Акцентируйте внимание не на ограничениях мальчика, а на том, что он может делать.
4. Если результат беседы вас не устраивает, выясните, почему?
Попробуйте найти другие пути налаживания дружеских отношений между Джереми и его ровесниками (например, с помощью воспитательной программы «Круг друзей»).
Моему сыну Джейкобу 13 лет, и я воспитываю его сама. Недавно его класс ходил на экскурсию на народный праздник. Джейкоб остался в школе и после обеда просто играл в компьютерные игры в кабинете для дополнительных занятий. Еще несколько дней до того некоторые дети в классе смеялись над Джейкобом и у него произошел срыв. После этого учительница сказала, что сын может пойти на экскурсию только при условии, что я его буду сопровождать. Во время экскурсии с классом также была ассистент учителя, но он должен был присматривать за двумя другими детьми с особыми потребностями. В тот день мне не удалось отпроситься с работы, поэтому сын пропустил праздник. Что я могу сделать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем?
1. Обсудите эти проблемы с учителем и руководством школы. Выясните, какое сопровождение необходимо обеспечивать, чтобы Джейкоб ходил на экскурсии со своими сверстниками.
2. Попросите школу учитывать потребности всех детей во время организации экскурсий.
3. Обратитесь за поддержкой и советами к другим родителей, к местной ячейки Ассоциации жизни в общине или к правозащитной программе, которую проводит Ассоциация родительских комитетов провинции Манитоба.
4. Сообщите учителю, что во время таких мероприятий вы бы хотели помогать на волонтерских началах и следить за детьми, как это делают другие родители.
5. Если нет возможности привлечь ассистента учителя, вместе подумайте, кем его можно заменить (например, другим волонтером).
6. Если результат беседы вас не устраивает, обратитесь к администрации школьного округа.
Методика «круг поиска решения »и как ее применить для решения проблем в школе
В этом параграфе описано еще одну методику решения сложных ситуаций. Вы, родители, можете воспользоваться ей в процессе сотрудничества с командой, когда пытаетесь урегулировать актуально проблемный вопрос. По сути, это структурированное обсуждение в команде мотивированных участников, которое проходит с участием внешнего фасилитатора. Сначала «спикер» определяет определенную проблему для рассмотрения, после чего в режиме «Мозговой атаки» участники предлагают идеи для ее решения. Ниже кратко представлена технология организации такого обсуждения. Если вы хотите применить «круг поиска решения» для решения сложных вопросов в школе, постарайтесь найти человека, который хорошо владеет этой методикой и может выступить в роли фасилитатора.
Шаг 1 (6 минут). Первые шесть минут предоставляются «спикеру» для обозначения проблемы. На этом этапе говорит только он, а задача фасилитатора состоит в том, чтобы следить за временем и за тем, чтобы другие участники не перебивали. Секретарь ведет протокол. Все остальные ( «Советники», которые затем проводят «мозговую атаку ») внимательно слушают. Если «спикер» прекращает говорить до завершения отведенных ему шести минут, то все участники сохраняют тишину, пока не истечет это время. Это ключевой момент!
Шаг 2 (6 минут). Это этап «мозговой атаки ». Участники предлагают свои идеи для творческого решения представленной проблемы. В это время они ничего не уточняют и не задают вопросов. Фасилитатор следит за соблюдением правил «мозговой атаки». Каждый участник имеет возможность выдвинуть свои «чрезвычайные» идеи. При этом никто не должен доминировать. «Спикер», который представил проблему для обсуждения, теперь слушает, не перебивая. Он не должен ничего говорить и отвечать.
Шаг 3 (6 минут). На этом этапе происходит обсуждения под руководством «Спикера». Участники пытаются узнать о проблеме подробнее, выяснить разные ее аспекты. Необходимо сосредоточить внимание на положительных вариантах, а не на том, что сделать не под силу.
Шаг 4 (6 минут). Определение первого шага: группа «советников» и человек, который предложил свою проблему для обсуждения, планируют первые действия по ее решению, что реально выполнить за следующие три дня. При этом, по крайней мере, ОДНО действие необходимо начать в течение 24 часов. Это очень важно! по научным данным, если человек не сделает первого шага немедленно, он так никогда и не преодолеет привычной ситуации. Один из членов группы – коуч - берет на себя обязательства позвонить «спикеру» или встретиться с ним в течение следующих трех дней и проверить, сделал ли тот первый шаг к ее решению.
В конце участники группы по очереди делятся своими впечатлениями, и секретарь передает протокол «спикеру». Эта методика очень популярна, и многие люди, участвовавших в подобном обсуждении, считают, что она стимулирует действия. Она не обеспечивает стопроцентной гарантии, что решение будет найдено, однако помогает по-новому взглянуть на ситуацию, добавляет энтузиазма, указывает на очередной логический шаг.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)