Порядок урегулирования споров на трех уровнях школьной системы
В администрации и правлении каждого школьного округа обязаны в сотрудничестве с родителями прикладывать все усилия на уровне школы и округа для решения вопросов, которые ставят родители об образовании своего ребенка. Это могут быть вопросы разного характера: об отношении к ребенку в школе (например, если существуют проблемы жестокого обращения в отношениях между ровесниками или между ребенком и учителями); разработка программы для ребенка (например, в случаи несогласия с содержанием его индивидуального учебного плана); выбора места обучения (например, когда возникают сомнения по поводу того, обеспечивает ли местная школа соответствующую программу для получения надлежащего образования; или если ребенка не зачисляют в местную школу, а взамен направляют в другое учебное заведение); и к видам поддержки, призванных помочь ребенку получать надлежащее образование (например, если такой поддержки много или, наоборот, недостаточно). Родители также должны сотрудничать с персоналом школьного округа, вместе искать способы решения проблемных вопросов. Если возникнет несогласие по обеспечению образования ученику с особыми учебными потребностями, то стороны могут прибегнуть к таким вариантам.
• Решение спора на уровне школы.
Обычно попытки урегулировать разногласия на уровне учебного заведения - оптимальный выход из ситуации. Стороны получают возможность в реальные сроки выработать взаимоприемлемое решение. В этот процесс вовлечены учитель, другие работники школы и ее руководство
• Решение спора на уровне администрации / правления школьного округа.
В соответствии с этой процедурой, в правление школьного округа подается официальная апелляция, по результатам рассмотрения которой правление принимает решения.
К этому процессу могут быть привлечены работники администрации школьного округа, ее руководитель (инспектор округа) и члены правления.
• Решение спора на уровне Министерства.
Решение правления школьного округа по обеспечению надлежащей образовательной программы изучает специальная комиссия, которую назначает Министр по вопросам образования, гражданства и молодежи по рекомендации координатора по рассмотрению заявлений.
Отстаивание интересов и спор с авторитетным лицом
В отстаивании интересов всегда существует достаточно реальная перспектива противостояния с авторитетным лицом, что для многих является серьезным испытанием. Такая вероятность может вызвать чувство тревоги, страха, опасности и другие эмоции в зависимости от характера личности. Иногда защитник интересов, сознательно или не совсем сознательно, избегает ситуаций, в которых так или иначе заложена возможность конфликта с авторитетными представителями системы. Это можно наблюдать достаточно часто, однако для эффективного защитника интересов она нежелательна. Потому в конце концов такое поведение приводит к тому, что интересы и потребности тех, кого защищают, удовлетворяются в неполной мере. Поэтому, принимая во внимание эти потенциально значительные последствия, необходимо помогать защитникам интересов уверенно выполнять эту роль и тем самым увеличивать их шансы на достижение успеха».
Попробуйте разобраться в том, как ваш прошлый опыт взаимодействия с образовательной системой, сказывается на ваших мыслях и чувствах по отношению к защите интересов вашего ребенка. Возможно, чтобы лучше помогать своему ребенку, вам сначала придется избавиться от собственных страхов и чувства дискомфорта во время разговора с учителем, представителем школьной администрации и тому подобное. Если вы считаете, что можете потерять самообладание в подобной ситуации, что, безусловно, навредит продуктивному сотрудничеству со школьной командой, попросите другого защитника интересов, который прошел соответствующую подготовку, или своего друга поработать с вами. Иногда полезно обратиться к третьей стороне, чтобы совместно обсудить новые идеи и свое беспокойство. Это поможет составить четкое представление о проблеме, с которой вы столкнулись, определить желаемый способ ее решения. В следующих параграфах мы подробнее остановимся на различных видах отстаивания интересов, рассмотрим навыки и приемы, которые необходимо овладеть родителям, чтобы стать эффективными защитниками интересов своего ребенка.
Как выявить проблему
• Что меня беспокоит
• Почему это меня беспокоит Или противоречит ли это моим убеждениям / системе ценностей
• Что чувствую я и что чувствует мой ребенок в связи с этой ситуацией
• Когда это началось
• Как долго это продолжается
• Кто вовлечен в этой ситуации
• Есть ли у меня время для того, чтобы пытаться ее решить
• Что будет, если я не решу эту проблему
Прежде чем взяться решать проблемный вопрос, необходимо хорошо подумать. Полезно учитывать такие рекомендации. Не все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, обязательно потребует от вас определенные шаги для их решения в официальном порядке. Вам нужно научиться выбирать свои действия также, как в воспитании своего ребенка, когда вы учете его дисциплине и помогаете выбирать надлежащие модели поведения. Сравнивайте потенциальный вред и потенциальные преимущества сохранения status quo , а потом подумайте, стоит ли вмешаться и требовать изменения обстоятельств.
Если вы решили принимать мероприятия для решения проблемной ситуации, в частности прибегнуть к определенной формализованной процедуре урегулирования споров, то нужно определить, какой вид отстаивания интересов для вас оптимальный. Существует четыре основных варианта такой деятельности. Они похожи по своей сути, а главное отличие между ними заключается в том, кто именно выступает в роли защитника интересов. Учтите свои навыки, сильные стороны и имеющееся время и подумайте, какой вариант подходит вам лучше всего.
1. Ученическое отстаивание интересов возможно тогда, когда сам ученик говорит от своего имени.
2. Естественное отстаивание интересов характеризует ситуацию, когда родители выступают от имени своего ребенка.
3. Индивидуальное отстаивание интересов применяется тогда, когда родители обращаются за помощью к другу, члену семьи или специально подготовленному активисту-правозащитнику в области инвалидности.
4. Системное отстаивание интересов имеется тогда, когда лицо или группа действует от имени других людей, которых она представляет.
Необходимо помнить, что перед тем, как подать жалобу, защитник интересов всегда должен наметить план решения проблемной ситуации. Такой план должен вести к положительному результату, который, с одной стороны, будет полезным для ребенка, а с другой - не будет наносить ущерба ни одной, ни другой стороне, которой такая жалоба касается.
Как начать отстаивать интересы своего ребенка
Когда вы отстаиваете интересы своего ребенка или приглашаете другое лицо
выступить в этой роли от вашего имени, следует иметь в виду две вещи: во-первых, ваша цель - отстаивать мнение, что школа предоставляет вашему ребенку «надлежащее образование»; во-вторых, сформировать и поддерживать здоровые рабочие отношения со школой.
Стратегии и навыки эффективного отстаивания интересов
Алан Симпсон, основатель канадского движения за независимую жизнь и один из международно-признанных лидеров в области защиты прав людей с инвалидностью, совместно с Родом Лаудером из Ассоциации жизнь в общине провинции Виннипег, приложили много усилий для распространения эффективных стратегий отстаивания интересов среди родителей, имеющих детей с особыми потребностями. Оба правозащитники подчеркивают необходимость поиска союзников и неформальных источников власти в бюрократической системе. Например, если один-два работника школы или администрации школьного округа настроены против изменений, это вовсе не свидетельствует о том, что остальные также их не воспринимает. На уровне школы, округа, соседнего округа или Министерства образования можно встретить людей, которые с готовностью предложат вам свою помощь, информацию или совет, но предпочитают делать это незаметно. Важно развивать отношения с людьми, которые разделяют ваши интересы, однако для достижения необходимых изменений им приходится действовать «за кулисами». Иногда лицо, занимающее руководящую должность, на самом деле не играет ключевой роли. Возможно, в принятии решений он полагается на своего помощника или заместителя, который предлагает альтернативные варианты или проекты нормативных документов. В таком случае, наверное, целесообразнее развивать хорошие отношения с этим помощником или заместителем. Секрет эффективного отстаивания интересов - настойчивость. Она предвидит поиск творческих путей для налаживания контактов с людьми, принимающих решения. Если у вас есть общие интересы с лицом, имеющим влияние в вопросах образования вашего ребенка, воспользуйтесь этим как предлогом с ним познакомиться. По любому поводу предлагайте свою помощь школе, работайте волонтером на уроках. Это позволит лучше ориентироваться в ситуации и выяснить, кто имеет необходимые полномочия, чтобы способствовать решению вопросов образования вашего ребенка, и кому можно обратиться за поддержкой в процессе отстаивания его интересов. По возможности, нужно пытаться достигать желаемых изменений путем обсуждения, убеждения и проведения встреч с людьми, задействованными к ситуации, которую вы хотите решить. Если это не срабатывает, переходите к более официальным мероприятиям, которые потенциально могут привести к конфликту. Степень вашего участия в урегулировании спора, влияния и личного контроля за этим процессом будет уменьшаться так же, как вы прибегаете к более формализованным процедурам, чтобы изменить ситуацию с образованием вашего ребенка. По мнению Алана Симпсона и Рода Лаудера, независимо от того, на каком уровне образовательной системы вы готовитесь решать ту или иную проблемную ситуацию, существует три ключевые составляющие эффективного отстаивания интересов:
положительные убеждения, ожидания и отношение;
знание технологий решения проблем, определение интересов и возможных решений;
знание принципов, по которым работают (или не работают) школы и бюрократические системы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)