Формулировка индивидуальных долгосрочных задач
В индивидуальных долгосрочных задачах (ИДЗ) содержится короткое описание того, что ученик должен знать и уметь делать в конце учебного года.
Вопрос о разработке таких задач подробно освещены в руководстве по ИУП, изданному Министерством образования, гражданства и молодежи. Наша книга поможет читателям получить базовое представление о методике их формулирования в процессе составления и оформление ИУП. Для написания эффективных ИДЗ рекомендуется соблюдать критерии методики SMART:
Specific конкретность. Четкая формулировка индивидуальных учебных задач
Measurable измеримость. ИДЗ сформулированы таким образом, что дают возможность оценивать успехи ученика.
Achievable достижимость. Такое ИДЗ - реалистичное для ученика.
Relevant актуальность. Такое ИДЗ - значимое для ребенка.
Time-related определенность во времени. Такое ИДЗ может быть достигнуто за определенный промежуток времени, обычно в течение одного учебного года.
В процессе написания индивидуальных долгосрочных задач полезно работать по такой схеме.
[Ученик] [глагол в будущем времени] [Что / каким образом] [по каким критериям]
[Где] [а какой срок].
Пример 1. «Робби будет читать более четко ».
Целесообразность такой долгосрочной задачи не вызывает сомнений.
Однако наведенному формулированию не хватает конкретики. Такую долгосрочную задачу нельзя измерить. Мы не знаем также, насколько она достижима. Кроме этого, в ней ничего не сказано о временной границе. Сравним это ИДЗ со следующим вариантом.
«К июню Робби научится выговаривать звук [с] на 90% в сплошной речи в ситуациях общения с различными людьми в школе и обществе ».
Такая формулировка индивидуальной долгосрочной задачи намного конкретнее. В ней указано необходимый уровень точности произношения, благодаря чему она становится измеряемой. В ней также упоминаются ситуации общения в школе и обществе, поэтому очевидно, что она важна для ребенка. Кроме того, эта индивидуальная долгосрочная цель указывает на то, что за период ученик должен ее достичь.
Пример 2.
«До конца учебного года Саймон изучит цвета и продемонстрирует свои знания учителю».
Такое ИДЗ неконкретное (например, какие именно цвета должен изучить Саймон) и неизмеримое (каким образом Саймон может продемонстрировать, что он знает цвета). Нам также неизвестно, насколько такая цель достижима или значима для самого ученика. В то же время, фраза «до конца учебного года» указывает на промежуток времени для овладения нужным навыком.
Пример 3.
«К июню на уроках математики ученик научится с помощью калькулятора подсчитывать общую стоимость трех заданных бакалейных товаров с рекламной листовки с 90% правильности ».
Приведенное ИДЗ конкретное, измерительное, значимое и очерченное во времени. Возможность его достижения зависит от того, умеет ли ученик пользоваться калькулятором и может ли он распознать продукты питания на рекламной открытке. Эти навыки дальше станут основой для формулирования краткосрочных учебных задач в пределах указанной цели.
Оценка качества написания индивидуальных долгосрочных задач
• Отражает ли такая задача предварительно определенные приоритетные направления работы с учеником
• Соответствует ли оно его текущему уровню успешности
• согласуется ли с тем, что члены команды считают важными, и с тем, какие задачи они ставят перед собой
• написано ли сжатым, четким и понятным языком, без профессиональной лексики и терминологии
• Определены ли ИДЗ для всех сфер жизнедеятельности ребенка, которые были признаны приоритетными и которые есть предметом его личного учебного плана (например, моторика, академическая успеваемость, социальные навыки)
См. полезные слова и фразы для написания индивидуальных долгосрочных задач в приложении 3.
Как формулировать краткосрочные учебные задачи
Краткосрочные учебные задания – это небольшие «технологические» элементы индивидуальных долгосрочных задач. По сути, они являются определенной последовательностью шагов в направлении такой цели и поддаются измерению. Чтобы определить нужную последовательность четко определенных шагов на пути к большему общему результату, вы используете «Анализ задачи» , то есть - разбивку сложно воздействия на отдельные его элементы. Согласно этой методике, эффективными считаются такие краткосрочные учебные задачи, которые:
• определяют базовые составляющие или шаги в достижении соответствующей ИДЗ;
• предоставляют задачи (т.е. конкретное действие) в виде четкой последовательности простых действий;
• описывают, каким образом ученик может продемонстрировать владение навыком, предусмотренным соответственно краткосрочной учебной задачей;
• определяют, когда ученик должен заводить такой навык;
• указывают, при каких условиях ученик будет исполнять такое действие;
• определяют, по каким критериям можно судить об овладении соответствующим целевым навыком;
• регулярно пересматриваются и корректируются.
Вернемся к приведенному выше примеру.
«К июню на уроках математики Мери научится с помощью калькулятора подсчитывать общую стоимость трех заданных бакалейных товаров с рекламной листовки с 90% верностью».
Эту индивидуальную долгосрочную задачу можно разделить на более простые и легкие в достижении составляющих навыков, которые ребенок продемонстрирует в своей деятельности. Таким образом, получаем следующие краткосрочные учебные задачи
Итак, до июня ученица будет уметь:
• находить цену первого заданного товара на рекламной листовке и вводить ее в калькулятор;
• находить и нажимать кнопку «+» на калькуляторе;
• находить цену второго заданного товара на рекламной листовке и правильно вводить ее в калькулятор;
• находить и нажимать кнопку «+» на калькуляторе;
• находить цену третьего заданного товара на рекламной листовке и вводить ее в калькулятор;
• находить и нажимать кнопку "=" на калькуляторе и выполнять подсчет на 90% правильно.
Оценка качества написания краткосрочных учебных задач
• Можно ли реализовать такие краткосрочные учебные задания на определенный промежуток времени
• Отражают ли эти краткосрочные учебные задачи, взятые в совокупности, базовые составляющие соответствующей ИДЗ
• Являются ли эти краткосрочные учебные задачи измеряемыми
• Идется ли в таких заданиях в ИУП о том, как ученик должен усваивать нужный навык, как планируется оценивать его промежуточные успехи и за какой период ученик должен им овладеть
Вероятно, что вы, как родители, не имеете надлежащих знаний и опыта, или определять и формулировать индивидуальные долгосрочные и краткосрочные учебные задачи для своего ребенка. Анализ задачи с разбивкой определенного действия на меньшие, «компактнее» составляющие, также может оказаться непростой. Поэтому ИУП
для вашего ребенка разрабатывается в процессе командного взаимодействия. Один из его преимуществ заключается в том, что в команду можно привлекать других людей, более компетентных в этих сферах (в частности ресурсных учителей, трудотерапевтов и тому подобное). Они помогут превратить общую формулировку определенной цели ИУП на последовательный ряд достижимых задач с практическим пошаговым планом их реализации. Поэтому вы обязаны внимательно перечитать ИУП и выяснить, как предполагается достигать его цели и какими должны быть промежуточные результаты вашего ребенка. Далее, когда вы получите четкое представление о том, как будет организован учебный процесс в школе, то сможете работать с ребенком дома: совершенствовать и закреплять отдельные навыки в выполнении определенного действия (то есть отдельные его шаги, определенные благодаря анализу задачи). Тем самым вы будете помогать ему двигаться от одного учебного задания к другому и, в конце концов, решать долгосрочные задачи ИУП. В процессе составления и внедрения индивидуального учебного плана следует соблюдать следующие рекомендации.
1. Хорошо подготовьтесь к заседанию по ИУП.
Подумайте о том, что вы хотите сказать, и выложите это на бумаге в форме информационной справки.
Например, в ней можно описать сильные стороны своего ребенка и собственные мысли о том, в чем он нуждается для успешного обучения в школе. В этой справке также можно отметить любые другие вопросы, касающиеся образования вашего ребенка, которые, по вашему мнению, являются проблемными. Если из-за нехватки времени у вас не будет возможности обсудить их на заседании, предоставьте свою информационную справку для добавления ее в ИУП. Убедитесь в том, что всю предоставленную вами информацию, ваши мысли и замечания были внесены в протокол заседания. Таким образом, ваше участие в создании ИУП будет
отражено и зафиксировано документально.
2. Будьте активными.
Когда работа по составление ИУП завершена, вас попросят его подписать. Если вы не согласны с содержанием этого документа или вам требуется больше времени для его изучения, вам должны дать возможность объяснить, какие моменты вызывают у вас беспокойство. Если вы отказываетесь подписывать ИУП, то ни одна его часть не может быть использовано для работы с ребенком. Если вы в основном согласны с ним, то при подписании укажите, с каким пунктам вы согласны. После этого его можно будет внедрять. Затем запишите свои замечания в отдельной графе «Для комментариев» в индивидуальном учебном плане.
3. Заведите отдельную папку для документов, касающихся проведения заседаний и самого индивидуального учебного плана (вам должны предоставить экземпляр этого документа). Все письменные сообщения, которые вы отсылаете или получаете от школы / администрации школьного округа, сберегайте в специальной папке, чтобы, по необходимости, быстро найти нужную информацию. Также каждый раз записывайте в отдельном журнале дату и содержание телефонных разговоров и встреч, которые
касаются образования вашего ребенка.
4. Очень важно предварительно ознакомить ребенка с учебным материалом.
Например, можно просмотреть его перед уроками или до начала занятий в школе после выходных или иной перерыва в обучении. Также рекомендуется закреплять нужные навыки поведения, повторять правила школьного распорядка и знакомить ребенка с ключевыми понятиями, которые изучаются на уроках по различным предметам. Это поможет снизить уровень его тревожности и способствовать плавному вхождению в учебный процесс. Попросите школьного учителя предоставить вам планы текущих и последующих уроков, чтобы поддерживать своего ребенка и дать ему возможность максимально реализовать свой потенциал в обучении.
Контрольные вопросы для родителей
Насколько инклюзивным является обучение вашего ребенка
Эта анкета приведена здесь по материалам «Руководства по инклюзивному обучению для родителей », подготовленного и изданного региональным отделением ассоциации жизни в общине в провинции Саскачеван (2003). Предлагаемые вопросы служат критериями для оценки образовательных услуг вашему ребенку, и его индивидуального учебного плана. Они также помогут выяснить, насколько ребенок вовлечен в обучение и школьную жизнь.
Индивидуальный учебный план
Разрабатывался ли ИУП на основе командного подхода Были ли учтены ваши мысли и замечания, и отражены ли они в этом документе
Принимал ли ваш ребенок активное участие в заседании по вопросам ИУП каждый раз, когда это было возможно и независимо от способа такого участия
Предусматривает ли ИУП создание условий для инклюзивного обучения
Зачислен ли ваш ребенок в обычный класс
Есть ли в ИУП четкое положение охвата вашего ребенка внеучебной деятельностью
Указано ли в ИУП, кто несет ответственность за обучение вашего ребенка
Определены ли в ИУП цель, а также методики измерения прогресса ребенка в обучении
Привлекаетесь ли вы к проведению дальнейших заседаний и к процессу оценки ИУП
Указано ли в ИУП конкретные адаптации и виды поддержки
Помогут ли такие адаптации и виды поддержки подготовить вашего ребенка к участию в учебном процессе и жизни классного коллектива
Существуют ли возможности для инклюзии вашего ребенка к социальной среде школы вне уроков (то есть к взаимодействию со сверстниками и взрослыми во время обеденного перерыва или внеклассных мероприятий) Обеспечивает ли школа необходимую поддержку вашему ребенку, чтобы он действительно мог стать частью школьного коллектива
Введен ли план для поддержания регулярных контактов
Учебный процесс
Берет ли учитель ответственность за обучение вашего ребенка и привлекает ли вспомогательных работников, чтобы ребенок как можно легче вошел в учебный процесс и жизнь классного коллектива
Работает ли ваш ребенок самостоятельно и вместе с другими детьми (в отличие от ситуации, когда на уроке он остается наедине с ассистентом учителя)
Сопровождает ли ассистент учителя вашего ребенка во всем, что он делает (Постоянное присутствие этого работника может уменьшать возможности для налаживание дружеских отношений с другими детьми в классе).
Поддерживает ли учитель регулярные контакты с вами (например, пишет свои замечания и комментарии в ученическом информационном дневнике, вмещает в электронной почте, общается с вами во время регулярных телефонных разговоров и встреч)
Учится ли ребенок преимущественно в обычном классе (то есть, более 50% материала своей программы ребенок овладевает в среде своих сверстников без особых потребностей)
Забирают ли ребенка из обычного класса ненадолго для работы над отдельными индивидуальными задачами
Привлекается ли ребенок, как правило, к тем же видам деятельности, что и
остальные класса (хотя иногда несколько адаптированных или модифицированных), работает за последней партой вместе с ассистентом учителя
Соответствуют ли возрасту ребенка учебные материалы, которые он использует (Например, если ребенок учится читать, то содержание книги интересно для других детей такой же возрастной группы)
Размещены ли парты так, чтобы ваш ребенок мог чувствовать себя полноправным участником классного коллектива, а не сидел за последней партой, что отделяло бы его от других детей
Обходят ли вашего ребенка вниманием так, будто его нет
Предлагает ли учитель перевести ребенка в другой класс или учебное заведение, как только возникают проблемы
Можно ли сказать, что в классе уважают и ценят различия между людьми
Употребляют ли ученики слова «работать вместе» и «помогать», когда проводят время с вашим ребенком
Получает ли ваш ребенок домашние задания так же, как другие ученики
Школа
Отражено ли в миссии школы императив ценности каждого ученика и уважения ко всем
Придерживается ли администрация школы этой миссии, в частности, оказывает поддержку и участвует в процессе разработки и внедрения ИУП
Предоставила ли вам школа экземпляр своих внутренних положений об инклюзии
Проводятся ли в школе меры для воспитания положительного отношения к разнообразию
Принимает ли администрация школы ответственность за обеспечение всех
необходимых аккомодаций и видов поддержки
Другие замечания относительно процесса разработки и внедрения ИУП в вашей школе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)