Задача модуля
Систематизировать знания по:
• базовому пониманию понятия жизнеспособности организации;
• структуре организации и основных компонентов жизнеспособности согласно «Идеальной модели организации»;
• сути процесса управления рисками, категорий и природы рисков;
• связи между управлением проектными рисками и повышением жизнеспособности организации;
• определению базовых принципов эффективного лидерства;
• определению основной (хозяйственной) деятельности;
• источников внешних ресурсов и возможности их эффективного использования;
• базового понимания законодательства о возможностях получения и использования средств для поддержки деятельности социальной направленности;
• пониманию роли партнерства, сути понятия «Сотрудничества ради результата: межсекторного сотрудничества;
• сферам социальных услуг и правовых предоставлений социальных услуг;
• мониторингу и оценки - как базовых элементов повышения жизнеспособности организации;
• этапов развития оценки и планирования жизнеспособности неправительственной организации.
Сформировать умения (навыки):
• определять основные уровни жизнеспособности организации;
• определять элементы жизнеспособности организации согласно «Идеальной модели организации»;
• планировать мероприятия по повышению жизнеспособности организации (уменьшение рисков);
• обеспечивать соблюдение основных правил работы организации в вопросах хозяйственной деятельности;
• использовать внешние ресурсы для поддержки деятельности социальной направленности согласно действующему законодательству;
• формировать партнерские отношения на местном уровне с учетом интересов каждого субъекта;
• осуществлять практические меры по планированию и обеспечению функционирования системы мониторингов и оценки в организации;
• подготовить план жизнеспособности организации.
С целью систематизации материалов модулей используется «Идеальная модель организации». Это дает возможность привязать материалы данного модуля к другим аспектам развития неправительственных организаций, в частности «Организационное развитие», «Управление», «Менеджмент», «Адвокаты». Темы модуля позволяют шаг за шагом исследовать деятельность организации в контексте усиления ее жизнеспособности, предоставить навыки слушателям применять ключевые приемы по повышению жизнеспособности услуги / организации, создать план жизнедеятельности собственной организации. Особенностью модуля также является освещение вопросов жизнеспособности организации с применением методики управления рисками, что позволяет более эффективно усвоить материал.
В каждую тему включены материалы, созданные для открытого обсуждения. Нашей целью не является дать фиксированные ответы на вопросы. Это должно быть мнение каждого участника тренинга с учетом собственного опыта и знаний. Материалы могут дополняться, дорабатываться.
Желаем успехов тренерам, которые являются высокопрофессиональными личностями!
Тематический план
Тема, подтемы, время (ч. Мин.)
1. Введение в тему «Жизнеспособность неправительственных организаций»
1.1. Жизнеспособность. Базовые понятия 90
1.2. Идеальная модель организации 90
Общее время 180 мин.
2. Обеспечение жизнеспособности организации: управление рисками
2.1. Природа рисков 50
2.2. Управление рисками. «Управление» 50
2.3. Управление рисками. «Политика и стратегия» 50
Общее время 150 мин.
3. Жизнеспособность: человеческие ресурсы
3.1. Кадровая политика 40
3.2. Эффективное лидерство 70
3.3. Управление рисками. «Человеческие ресурсы» 50
Общее время 160 мин.
4. Жизнеспособность: управление процессами в организации
4.1. Основная (хозяйственная) деятельность 40
4.2. Управление рисками «Процессы управления» 40
4.3. Управление рисками «Процессы: администрирование и поддержка» 40
4.4. Управление рисками «Процессы: финансовые риски» 50
Общее время 170 мин.
5. Жизнеспособность организации: внешние ресурсы, партнерство
5.1. Внешние источники ресурсов неприбыльных организаций 30
5.2. Партнерство. Межсекторное сотрудничество 90
5.3. Фандрайзинг 30
5.4. Управление рисками «Партнерство и ресурсы» 50
Общее время 200 мин.
6. Результаты / продукты деятельности организации
6.1. Результаты / продукты деятельности организации 40
6.2. Мониторинг и оценка в организации 60
6.3. Управление рисками «Результаты деятельности» 50
Общее время 150 мин.
7. Планирование жизнеспособности организации
7.1. Жизнеспособная модель организации 40
7.2. План жизнеспособности организации 110
Общее время 150 мин.
Практические советы в вопросах и ответах 20
Подведение итогов тренинга 20
Общее время 40 мин.
Всего по модулю 20 часов.
Адвокатство, адвокация - процесс защиты прав отдельных индивидов и групп населения уполномоченными представителями с целью получения доступа к услугам учреждений, на которые клиент имеет право, но не в состоянии их получить.
Гражданское общество - отдельная структура, которая не относится к органам власти или бизнеса. В этом термине мы понимаем определенный круг учреждений, например, профессиональные объединения, религиозные группы, активные гражданские группы, которые отстаивают интересы различных секторов общества и усиливают участие общественности в деятельности демократической системы.
Дети с особыми потребностями - понятие, широко охватывающее всех учащихся, чьи образовательные потребности выходят за пределы общепринятой нормы. Оно относится к детям с особенностями психофизического развития, одаренным детям и детям из социальных групп (например, воспитанников детских домов).
Инвалидность - понятие, эволюционирующее с результатом взаимодействия, которое происходит между людьми с инвалидностью и препятствует отношениям их в среде, и мешает их полноценному и действенному участию в жизни общества наравне с другими (Конвенция ООН о правах инвалидов).
Инвалидность - мера потери здоровья и ограничения жизнедеятельности, препятствующая или лишающая конкретное лицо способности или возможности осуществлять деятельность способом и в пределах, которые считаются для лица нормальными в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов.
Инклюзия - процесс реализации права на образование детей с особыми потребностями, инвалидности и разностороннего содействия этому процессу на уровне класса, школы, семьи, общины, государства в целом.
Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанных на принципе обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту обитания, предусматривает обучение в условиях общеобразовательного заведения. С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию инклюзивные образовательные учреждения должны адаптировать учебные программы и планы, методы и формы обучения, использование существующих ресурсов, партнерство с обществом к индивидуальным образовательным потребностям и различным стилям обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивные образовательные учреждения должны обеспечить спектр необходимых услуг в соответствии с различными образовательными потребностями таких детей.
Инклюзивное обучение - это система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту жительства, которая предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учреждения.
Инклюзивная школа - это учебное заведение, которое обеспечивает инклюзивное образование как систему образовательных услуг, в частности: адаптирует учебные программы и планы, физическую среду, методы и формы обучения, использует существующие в обществе ресурсы, привлекает родителей, сотрудничает со специалистами для оказания специальных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями детей, создает положительный климат в школьном сервисе.
Линза инвалидности - это инструмент для разрежения и внедрения политики, которая является инклюзивной по отношению к лицам с инвалидностью. «Линза инвалидности» помогает выяснять проблемные аспекты какой-либо законодательной инициативы, планов, программ прямо или косвенно касающихся людей с инвалидностью и наметить пути выхода из ситуации.
Лоббирование - это целенаправленное осуществление влияния на властные структуры с целью достижения своих целей.
Социальная модель «инвалидности» - рассматривает «инвалидность» как проблему, созданную обществом и считает социальную дискриминацию наиболее существенной, а также причиной многих проблем. Сравнивая медицинскую и социальную модель «инвалидности», можно привести такой пример. Лицо с инвалидностью, которое передвигается на коляске хочет попасть в учебное заведение, школу, кинотеатр и т.д., но не может. Почему данное лицо не может попасть в эти учреждения? Сторонники медицинской модели скажут: «Потому, что человек передвигается на коляске. Итак, проблема в коляске и в самом человеке с инвалидностью». Сторонники социальной модели скажут: «Человек на коляске не может попасть в эти учреждения из-за существующего барьера - лестницы, и это единственная проблема. Архитекторы, которые проектировали и работники, которые строили эти заведения «просто забыли, что есть люди с инвалидностью», и создали окружающую среду, которая делает человека «инвалидом».
Данная модель считает «инвалидность» нормальным аспектом жизни, а не отклонением.
Социальная политика - это деятельность государства и ее институтов, органов местного самоуправления, отечественных и зарубежных предприятий, учреждений всех форм собственности, их объединений и ассоциаций, общественных и частных фондов, общественных и религиозных организаций, граждан по развитию и управлению социальной сферой, сбалансирования развития общества, обеспечение стабильности государственного правления, социальной защиты населения, создания благоприятных условий для существования индивидов и социальных сообществ.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)