Примеры того, как интегрированные услуги могут работать.
Рассмотрите следующие возможности:
Сценарий 1.
- Школа имеет двух штатных психологов.
- Политика определяет, что психологи работают в школе с учениками.
- Роль и обязанности психологов – проводить обследования, разрабатывать стратегии для работы с учащимися, информировать учителей, директора и родителей о последствиях наблюдений и стратегий.
- Один психолог работает с детьми первые пять лет в школе, другой – следующие пять лет.
- Они осматривают всех детей ежегодно и предоставляют соответствующую информацию персоналу школы и родителям.
- У них не хватает времени для проведения анализа поведения, разработке стратегий, продвижение инклюзии для детей с существенными недостатками или тренировать учителей и родителей для воплощения рекомендованных стратегий.
Как может помочь интеграция в этой ситуации? Нет однозначного ответа, но существуют вопросы, которые могут поставить себе директор, группы родителей и правление школы:
1. Нужно ли так часто проводить осмотр детей? Если нет, то как можно уменьшить количество и частоту обследований?
2. Какой тренинг нужен нашим психологам для получения навыков исследования проблем поведения, консультирования, коммуникации, анализа задания и тому подобное?
3. Может ли один психолог исполнять обязанности, связанные с проведением осмотров в школе?
4. Или сможет другой психолог специализироваться на исследованиях проблем поведения, проведении консультаций, обеспечении выполнения стратегий, как рекомендовано, и потом отслеживать изменения в поведении?
Примечание. Такая модель может быть внедрена в любой школе без изменения политики на национальном уровне. Она соответствует существующим должностным инструкциям. Школа, которая будет внедрять такую модель, подаст пример для других школ и сможет проводить тренинг для директоров и/или психологов из других регионов.
Сценарий 2.
- У школы есть свой логопед.
В специальной комнате логопед проводит индивидуальные занятия с учащимися над проблемами артикуляции и произношения.
- Дети, которым нужны услуги логопеда, осматриваются каждые две недели и не проявляют значительного прогресса.
Как иначе может организовать свою работу логопед?
Логопед после определения детей, которым нужна некоторая помощь, может продолжить наблюдать их во время уроков, может предоставить рекомендации учителю для работы над артикуляцией и произношением во время уроков. Логопед демонстрирует для всего класса техники/методики, которые рекомендует. Учитель может следовать этой технике, а терапевт – направлять работу учителя для проведения соответствующей терапии в безопасной среде.
Почему это считается интегрированным подходом?
1. Ребенок остается в учебной среде. Навыки произношения преподаются в той среде, где они нужны – в классе.
2. Ребенок не получает «терапию» отдельно, однако все школьники получают пользу от инструкций.
3. Учитель усваивает новые навыки, которые он может использовать во время обучения.
4. Логопед – часть образовательной команды.
Модели интегрированных услуг
Интеграцию можно провести с использованием различных моделей. Эти три – самые распространенные модели.
A. Департаменты сотрудничают над финансированием услуг и общим использованием ресурса персонала – инициатива детской терапии.
- В этой модели школа и больница совместно оплачивают штатного терапевта тогда, когда нет достаточно средств платить отдельно.
- В другом случае в социальных сетях есть специалист по трудотерапии, но нет логопеда-дефектолога; в больницах есть логопед-дефектолог, но нет специалиста по трудотерапии. Когда они интегрируют услуги, социальная сеть и система здравоохранения могут совместно использовать свои ресурсы для поддержки максимального количества детей.
Департаменты сотрудничают над интеграцией поддержки для обслуживания
конкретных слоев населения/нозологий – услуги для тех, кто страдает аутизмом.
- Например, департаменты имеют свой персонал, но для предоставления услуг конкретным слоям населения; персонал департаментов системы здравоохранения, образования и социальных служб сотрудничает над разработкой плана действий для обслуживания детей и взрослых с аутизмом. В плане – дошкольная поддержка, помощь в школе, терапия, трудоустройство и социальные услуги. Департаменты тесно сотрудничают, чтобы услуги предоставлялись бесперебойно и у семьи был выбор. Каждый департамент получает финансирование, но сохраняет собственные бюджеты.
С. Департаменты сотрудничают над финансированием интегрированного подхода для обслуживания конкретных слоев населения
Здоровый ребенок.
- Канадский опыт свидетельствует о существовании многих возможностей работы между департаментами. Когда один департамент принимает политические решения, то обычно они влияют на другие департаменты. Например, существует беспокойство относительно раннего развития ребенка. Факторы, которые влияют на него, могут включать, но не ограничиваться, следующими: генетика, образование, злоупотребление алкоголем во время беременности, навыки родителей, бедность, обиды, насилие, кормление, тренированность, общее состояние здоровья, работа и тому подобное. Понятно, что значительное количество департаментов может влиять на каждый из этих факторов. Система охраны здоровья – здоровый образ жизни; социальные службы – на родительские проблемы, бедность; другие департаменты могут приобщиться к трудоустройству, решению жилищных вопросов и других дополнительных факторов, которые означают качественную жизнь. По канадскому опыту было определено, что каждый департамент предоставит долю своего бюджета стороне, которая будет поддерживать семьи, помогать им стать крепче. Такая сторона несет ответственность за то, чтобы департаменты собрались вместе для решения вопросов, которые касаются более чем одного департамента, и обеспечить их творческое сотрудничество. В случае с проблемами раннего развития ребенка, департаменты образования, здравоохранения, жилья, социальных услуг и трудоустройства должны работать вместе, интегрировать соответствующие услуги и, таким образом, поддерживать семьи.
Департаменты сотрудничают над финансированием услуг и общим
использованием ресурса персонала
Инициатива «Детская терапия».
Характеристики для успешной работы:
- министерская поддержка с самого начала;
- все нужные люди за столом переговоров с самого их начала;
- четкое понимание целей;
- сотрудничество и равенство всех работающих партнеров.
Ключевые меры:
- Каждый имеет равное право голоса. Одно лицо, которое пытается властвовать над другими, может поставить весь проект под угрозу провала.
- Обеспечение постоянной открытой связи.
Клинические услуги
Охрана здоровья
Образование
Социальные услуги
Департаменты сотрудничают над интеграцией поддержки для обслуживания конкретных верст населения/нозологий – Услуги для тех, кто страдает аутизмом.
Характеристики успешной работы:
- министерская поддержка от самого начала;
- все нужные люди за столом переговоров с самого их начала;
- четкое понимание целей;
- сотрудничество и равенство всех работающих партнеров;
- каждый партнер может сделать вклад в предоставлении услуг для людей с аутизмом;
- стремление предоставлять соответствующие услуги в течение всей жизни.
ВЫВОД
Это пособие рассчитано на тех, кто разрабатывает политику региональных партнеров, родителей и персонал инклюзивных ресурсных центров/программ. Цель пособия – представить канадский опыт разработки политик в инклюзивных школах и интегрированных услуг для демонстрации успешной модели.
Инклюзия не происходит за одну ночь, это процесс, который иногда длится годами.
В Канаде политики, которые занимались разработкой для включения детей с особыми потребностями, начинались на самом низком уровне. Родители, лидеры общины, учителя и дети определяли потребности, которые не удовлетворялись.
Планирование инклюзии всех учащихся означает уважение прав каждого человека, личности. Ключевые факторы для успешной инклюзии – сосредоточение на обязательства, лидерство и четкое видение.
Интегрированные услуги имеют потенциал расширения существующих рамок. Обсуждения относительно интеграции услуг демонстрируют, насколько больше детей будут получать эффективные услуги по имеющимся ресурсам.
Родители озвучили свое беспокойство в отношении инклюзии и адекватных услуг. В ответ на эти беспокойства появились политики инклюзивных школ и интегрированные услуги и качество услуг, и поддержка детей с особыми потребностями улучшились.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)