Идеал Доступной среды
Соблюдение этой схемы из восьми базовых элементов позволяет создавать учебные модули, которые приближены к идеалу Доступной среды и подходят для всех учащихся. Построенные таким образом, они мало отличаются от привычного представления о учебном модуле, если такое отличие вообще существует. Собственно, Оноско и Йоргенсен предлагают отказаться от традиционной концепции и, вместо тем, организовывать модули вокруг определенного вопроса или проблемы. В последнее время эта идея получила большую актуальность на фоне нынешнего интереса к «великих идеям» - фундаментального понятия обратного подхода к разработке куррикулума (англ. backwards curriculum design approach). Его рекомендуют МакТай и др. (2004) и поддерживает Лорман (2009). Однако это не означает, что модуль не должен быть привязан к определенной учебной теме. Скорее в данной ситуации внимание сосредотачивается на конкретных проблемах и вопросах в рамках этой темы, и вокруг них организована деятельность учителя и учеников. Например, вместо посвятить модуль по естествознанию теме генетики, учитель предлагает классу исследовать ее в более эффективный способ - через призму центрального вопрос или проблемы, в частности: «Этично клонировать животных? »
Применение такого проблемно-ориентированного подхода побуждает учащихся искать ответ на ключевой вопрос и в процессе такого поиска они узнают генетику разными способами и под разным углом. Следовательно, роль учителя заключается в том, чтобы обеспечивать им должную ресурсное среду для изучение обозначенной проблемы или проблем и, опираясь на собственные знания, направлять их деятельность и помогать систематизировать новый материал.
В этой модели есть место для отдельных, а также традиционных, уроков, где дети получают информацию и навыки для исследования центрального вопрос. Благодаря проблемно-ориентированному подходу к разработке инклюзивных модулей каждый ученик может достигать результатов в соответствии со своим индивидуальным уровнем способностей. Не стоит рассчитывать на существование единого шаблонного куррикулума, который пытается втиснуть всех учащихся в стандартные рамки и содержит единые требования. Ведь для некоторых учеников такие требования устанавливают слишком высокую и даже недостижимую планку и, одновременно сужают пространство для творческой познавательной деятельности других. Во время исследования определенной проблемы или вопроса каждый ребенок работает на своем индивидуальном уровне, а его успешность оценивают только по сравнению с его предварительными успехами. Конечно, в основе этого подхода лежит предположение, что все ученики способны решать проблемы. И это действительно так. Все люди без исключения решают проблемы от рождения, начиная от плача, чтобы привлечь внимание матери, и постепенно переходя к более сложным формам решения проблем в процессе физического, когнитивного и эмоционального развития. В обучении педагоги должны ставить перед учениками проблемы с несколькими возможными вариантами решения и давать возможность продемонстрировать эти решения различными способами. Умение замечать, на каком уровне работают ученики, и учитывать его в организации учебной деятельности является важной составляющей репертуара эффективного учителя.
Модульное изучение предмета на основе центрального вопроса проблемы способствует индивидуализации обучения всех учащихся. Как следствие, педагогу гораздо легче интегрировать задачи индивидуализированного учебного плана к обычному куррикулуму. Мы рекомендуем сначала составить план модуля для всего класса и только потом искать точки соприкосновения между материалом общей программы и индивидуализированными программами для отдельных учеников.
Итак, отображены главные элементы планирования инклюзивного модуля, позволяющих его адаптацию и модификацию.
Следует заметить, что такая методика разработки модулей достаточно хорошо согласовывается с подходом к планированию, который отстаивают сторонники Доступной среды. Отличие между ними (то есть между адаптацией и Доступной средой) не всегда четко очерчена, и иногда в том и в другом случае применяют одинаковые стратегии и идеи. Представленный образец плана учебного модуля содержит центральные проблемы или вопросы, описание последовательности уроков и итоговых проектов, а также включает схему текущего оценивания. Читатели, наверное, заметили, что в графе «текущее оценивание» можно запланировать проверку знаний по различным аспектам общей темы модуля и указать соответствующие задачи. Таким образом, учитель варьирует методики текущего оценивания и тем самым дает ученикам возможность продемонстрировать приобретенные знания удобным для них образом. Это опять же указывает на связь с одним из принципов Доступной среды. Наличие графы «текущая оценка» помогает педагогу отслеживать успехи учащихся в усвоении материала модуля и вносить необходимые коррективы, если дети с ним не справляются. Благодаря своей гибкости, такая методика пригодна для составления планов почти в любом контексте. Кроме того, несмотря на открытую форму, она обеспечивает достаточно структурированную систему преподавания, где можно найти место для индивидуальных учебных приоритетов учеников, которые в этом нуждаются.
Планирование уроков
Существуют различные способы подготовки поурочных планов, и учителя часто придерживаются определенного формата, специально приспособленного к собственному стилю планирования. Предложенная методика представляет собой расширенный вариант «Плана урока» из главы. Она позволяет упорядочить мысли и определить подход к проведению урока. Также, по нашему мнению, она помогает планировать деятельность ассистента учителя, с которым вы работаете. Мы также предоставляем ей предпочтение в своей работе, так как благодаря простоте и удобства, почти любой учитель сможет адаптировать ее к своему индивидуальному стилю планирования. В зависимости от вашего образа подготовки к урокам, такие планы бывают более или менее подробными. Конечно, степень детализации каждый педагог определяет для себя сам, руководствуясь местными стандартам своей профессии. В то же время, если в процессе планирования вы попробуете воплощать положения и рекомендации этого раздела, это будет способствовать логической и значимой интеграции целей конкретного ребенка к обычной учебной программы (куррикулума)
В этой форме для планирования уроков учтены индивидуальные задания. В ней учитель также кратко описывает методики решения этих задач в контексте урока. Эта графа адресована детям с особыми потребностями, но заметим, что использовать ее следует не только тогда, когда речь идет о выработке определенных навыков согласно ИПО. Она также служит для планирования модификаций на уроках, где работы над индивидуальными учебными задачами не предусмотрено. Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу о том, какие адаптации и модификации можно применять в инклюзивном классе для отдельных учеников. Если вы внимательно ознакомились с материалом этого раздела, то наверняка сможете вспомнить виды адаптаций и модификаций, которые помогают создавать благоприятные условия для обучения детей. В разных пунктах мы рассмотреть соображения относительно материалов, ресурсов, методики и ожидаемых результатов обучения. Эти рекомендации призваны стать ориентиром для внедрения возможных адаптаций или модификаций на уроках в обычном классе. Напоследок подчеркнем, что приведенные здесь замечания могут быть одинаково полезными для учителей, придерживаются концепции Доступной среды для учебы, и для их коллег, предпочитающих адаптациям и модификациям специально ориентированных на определенных учеников.
Итак, этот раздел имеет целью вооружить вас советами и инструментами планирования для инклюзии. Авторы пытались дать общую характеристику и осветить практические аспекты двух основных подходов такого планирования, применяемых в настоящее время в школе, Доступная среда для обучения и осуществления адаптации и модификаций, специально ориентированных на определенных учеников для интеграции индивидуализированных программ в общий учебный процесс. Мы искренне убеждены, что из двух представленных подходов наиболее инклюзивна Доступная Среда для обучения. В то же время мы понимаем, что при определенных условиях необходимы адаптации и модификации, специально ориентированные на определенных учеников и соглашаемся, что этот подход также может способствовать достижению общих целей инклюзии.
Основные термины РАЗДЕЛА Куррикулум - документ, связанный с преподаванием и усвоением знаний, умений и навыков. Он охватывает такие вопросы, как содержание предметов, педагогические методы и подходы, текущую оценку и оценку эффективности обучения, а также соответствующие ресурсы для организации, внедрения и преподавания учебных программ.
Доступная среда для обучения - процесс интерпретации соответствующего куррикулума в значимую учебную деятельность, доступную для всех учеников в классе и включает возможности для применения множественных способов представления материала, выражения и привлечения.
Основной куррикулум - части куррикулума, которые считаются базовыми и необходимыми для всех учащихся.
Вспомогательные технические средства - технические средства, специально разработаны для обеспечения поддержки детям с инвалидностью, однако имеют широкую сферу применения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)