Оценка с помощью портфолио
Проблема готовности к школьному обучению ребенка с особыми образовательными потребностями.
В России оценивание учебных достижений учащихся 1 классов осуществляется без баллов. Такой подход к оценке обусловлен особенностями психологической готовности к школьному обучению и началом освоения учебной деятельности младшими школьниками.
Психологи выделяют три составляющие психологической готовности к школьному обучения: интеллектуальную, социальную, личностную. Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень сформированности познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления, а также речи. К социальной готовности относят потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детской группы, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Личностная готовность охватывает познавательную мотивацию и определенный уровень сформированности процессов саморегуляции.
Таким образом достаточная психологическая готовность - основа для формирования учебной деятельности. Источником развития последней является мотивационная сфера - формирование у ребенка познавательных и социальных мотивов к обучению. Социальные мотивы первоклассника проявляются в стремлении ребенка услышать одобрение от педагога, родителей; в самоутверждении - желании быть первым среди сверстников, лучшим, всегда побеждать; в мотивах позитивного общения - стремление получить удовольствие от процесса общения с учителем и сверстниками, в потребностях эмоционального общения со взрослым.
Познавательная мотивация первоклассника проявляется в потребности получить новые знания, впечатления; он, в основном, ориентирован на сам процесс нового действия, на внешние проявления новых, непривычных явлений связанных с обучением. При поступлении в школы в части детей, составляющие психологической готовности к обучению могут быть не сформированы или сформированы недостаточно. Так, исследователи считают, что у детей с нормальным развитием, чаще всего, основной причиной неготовности к школьному обучению является недостаточный уровень процессов саморегуляции и неустойчивые социальные мотивы к обучению.
Дети с особыми образовательными потребностями по уровню сформированности составляющих психологической готовности к школьному обучению заметно отстают от сверстников с нормальным развитием. Детям с задержкой психического развития, с нарушением речи, детским церебральным параличом, умственной отсталостью характерны нарушение процессов познавательной деятельности - восприятия, памяти, мышления. Им свойственный неадекватный уровень сформированности самооценки, недостаточная саморегуляция, словесная регуляции действий. Для большинства из них характерна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанности поведения. Они не умеют адекватно оценивать собственные возможности, при этом одни из них - недостаточно критичны к своим возможностям, переоценивают их, другие, наоборот, их занижают. У детей недостаточно сформирована мотивационная сфера. Они остаются в кругу дошкольных интересов, преобладают игровые формы поведения, а школьные интересы имеют неустойчивый и выборочный характер. У подавляющего большинства из них не сформирован основной механизм личностной готовности к школе в виде доминирования учебной познавательной и социальной мотивации. Итак, в инклюзивном классе у младших школьников с особенностями психофизического развития и у части младших школьников с нормальным развитием психологические компоненты готовности к школьному обучению могут быть не сформированы или сформированы частично. Поэтому на начальном этапе обучения, кроме усвоения знаний и умений по учебным предметам, должно происходить развитие составляющих психологической готовности к школьному обучению. Следовательно, необходим контроль за этими процессами. Он нужен для получения учителем информации о выполнении индивидуальных учебных планов учащимися с особенностями психофизического развития и раздела учебной программы детьми с нормальным развитием, насколько дети обеих категорий продвинулись вперед на определенном этапе обучения, о слабых местах в усвоении знаний, умений и навыков, о коррекционном развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы личности; наконец, должен давать информацию о том, достигли ли ученики определенных учебных целей на конкретном этапе обучения.
Оценивание учебной деятельности без баллов.
Почему в начале обучения не желательно прибегать к оценке учебной деятельности младшего школьника в баллах? Такая оценка может стимулировать социальную мотивацию первоклассника, а недостаточная сформированность познавательных процессов, речи, саморегуляции, влияет на уровень усвоения знаний, которые учитель вынужден оценивать низкими баллами. Со временем стимулирующая функция оценки угасает, более того, превращается в фактор, который вызывает беспокойство, страх получить низкие баллы, неуверенность в себе. Таким образом оценка тормозит развитие учебной деятельности. Поэтому в 1 классе учебную деятельность учащихся оценивают не прибегая к баллам.
Требования к указанному виду оценивания заключаются в следующем. Не должны оценивается личностные качества ребенка, а его познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление), темп работы, иначе говоря, оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Оценивая деятельность младшего школьника, учитель должен помнить, что он еще не способен отделять негативные результаты своих действий и поступков от положительной оценки себя. Поэтому при оценке важно формировать у ребенка понимание - оценивается то, что она сделал, а не его личность. Это нужно подчеркивать не только в развернутой словесной оценке, но и лаконичных высказываниях. Например, «я доволен тем, как ты написал», «я не тобой довольна ». В первом случае оценивается то, что выполнил ученик, а в другом - его личность Ученик должен рассматривать оценку как показатель уровня его знаний и умений, понимать, что оцениваются его конкретные действия. Надо применять приемы оценивания, которые, с одной стороны, дают возможность зафиксировать индивидуальные достижения каждого ребенка, а с другой - не привыкать учителю сравнивать успехи детей между собой. В таком сравнении дети с особенностями психофизического развития будут наименее успешными. Вот почему, оценивая знания, умения и навыки ученика, не следует прибегать к заменителям баллов: «звездочек», «белочек», «Ракушек» и другие. Недопустимо вывешивать в классе «Экран успеваемости», в котором сравниваются достижения учеников между собой. Заменители баллов не должны быть причиной поощрения или наказания ребенка со стороны учителя и родителей.
Для ребенка с особыми образовательными потребностями весомее, чем для сверстника с нормальным развитием, когда учитель замечает и поощряет даже незначительные успехи, таким образом развивает у него веру в собственные силы и возможности.
Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями Постепенно первоклассник становится субъектом учебной деятельности. Эта деятельность, как и любая другая (например, трудовая), требует внутренней мотивации. Оценка не может быть таким мотивом, поскольку она дается внешне и не находится в поле собственной деятельности ученика. В процессе становления учебной деятельности важно, чтобы внешние мотивы (которые побуждает оценка) переросли в внутренние: «учусь, потому что мне интересно узнать что-то новое», «потому что нравится процесс обучения ». Развитие внутренних мотивов связано с формированием учебных действий контроля и оценки, которые являются составными учебной деятельности С самого начала обучения учитель должен формировать у учащихся контрольно-оценочную деятельность. Основой такого вида деятельности является самоконтроль - система специальных действий, которыми ученик проверяет свою деятельность. Выделяют процессуальный (пооперационный) контроль, который заключается в установлении правильности, полноты, последовательности операций, выполняет ученик. Он обеспечивает осознанное исполнение всех этапов учебного задания, своевременное исправление ошибок. Этот вид контроля может применяться не только во время выполнения задания, но и тогда, когда оно только планируется. Это позволяет анализировать работу над задачей еще до того, как оно будет выполняться, следовательно, предвидеть результаты. Заключительный контроль состоит в сопоставлении полученных результатов с заданным образцом и может реализоваться в оценке.
Как свидетельствуют психологические исследования, на начало школьного обучения у детей с достаточным интеллектуальным развитием уже заложены предпосылки для освоения самоконтроля в учебной деятельности - готовность воспринимать и усваивать необходимые приемы и правила, специфическая активность, направленная на организацию собственной деятельности в соответствии с установленными правилами, готовность усваивать процессуальный и заключительный контроль. Поэтому в начале обучения (1 класс) работа над самоконтролем направлена на то, чтобы научить учащихся сопоставлять собственные действия по заданному образцу. Они должны научиться находить сходства, различие. Постепенно переходить от поэлементного сравнения в обобщенное.
У детей с особыми образовательными потребностями работа над самоконтролем имеет такую же последовательность. однако у разных категорий детей (задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, детский церебральный паралич, легкая умственная отсталость) она будет иметь специфические особенности, связанные с дисфункцией высших психических функций. Такое состояние может проявляться в двигательной и речевой расторможенности или патологической замедленности действий ребенка; на развитие словесной регуляции деятельности могут негативно влиять речевые отклонения (не сформированность грамматических структур, обобщающие слова, ограниченность лексического запаса).
Существенно влияет на самоконтроль интеллектуальная недостаточность первичного происхождения (у детей с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью) и вторичного (при тяжелых пороках речи, детских церебральных параличах). Очень часто самоконтроль детей зависит от ситуации, присутствия и помощи взрослого, от внешней мотивации.
Важным в оценке является умение оценить собственную деятельность. Одним из приемов такой оценки может быть применение оценочных линеек (по Г.А.Цукерман).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)