Объекты, виды, методы контроля
В дидактике контроль рассматривают как средство для выявления уровня знаний учащихся. Составляющие контроля - выявление, измерение (проверка) и оценивания учебных достижений учеников.
Объектами контроля в процессе обучения являются: знания, умения и навыки, определенные учебным программами; учебно-познавательные знания и умения; собственно деятельность; эмоционально-ценностные черты личности, значимые для жизнедеятельности в обществе.
Система контроля призвана избегать субъективных и ошибочных оценочных суждений, которые не отражают реальных достижения ученика в овладении знаниями.
Объективность контроля обеспечивается следующими факторами:
- четкое определение конкретных и общих целей овладения учеником содержанием учебного предмета;
- определение конкретных целей коррекции учебно-познавательной деятельности и собственно деятельности ученика;
- обоснованное выделение объектов контроля (проверка и оценка).
В инклюзивном обучении уместно применение таких видов контроля:
предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Предварительный контроль проводится с диагностической целью перед изучением учебного предмета. Он позволяет определить готовность ученика к овладению предметным содержанием, выявить уровень сформированности учебно познавательных умений и особенностей деятельности. Учитель в индивидуальном учебном плане на основе полученных результатов диагностики планирует работу с корректировкой опорных знаний, умений и навыков, их целенаправленное повторение и систематизацию.
Текущий контроль осуществляется на всех этапах изучения учеником содержания поурочной темы. Он выполняет учебную, диагностико-корректирующую, поощрительную и стимулирующую функции.
Обучающая функция заключается в определении уровней понимания и первичного овладения содержанием поурочной темы, установление связей между ее элементами и усвоенным содержанием предыдущих тем, закрепление знаний, умений и навыков и их актуализация для усвоения новой темы.
Диагностико- корректирующий на этапе усвоения новых элементов знаний и учебно-познавательных умений может быть представлен как поэлементный и постоперационный контроль. Он помогает своевременно выявить допущенные ошибки и причины их возникновения, установить уровень первичного понимания учеником содержания отдельных частей поурочной темы, определить эффективность коррекционного воздействия формирование конкретных учебно-познавательных умений и этапов деятельности.
Поощрительная и стимулирующая функции направлены на устранение проблем, обусловленных недостаточной познавательной активностью, замедленным темпом деятельности, заниженной самооценкой, неуверенностью в своих силах ученика с особыми образовательными потребностями.
Текущая проверка сопровождается вербальной оценкой учителя. С целью поощрения и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, полные ответы оцениваются баллами.
Тематический контроль предусматривает оценивание учебных достижений ученика после изучения одной или нескольких программных тем (разделов).
Учитель, учитывая индивидуальные учебно-познавательные возможности ученика, может оценивать качество усвоения основных, более обобщенных элементов знаний и способов деятельности, умение применять их по образцу и в новой ситуации. В таком случае тематическая проверка может осуществляться на отдельном уроке или на самостоятельном этапе обобщающего урока. При этом учитывается ее результат и текущая успеваемость.
Тематическая оценка может выставляться и автоматически, на основании результатов изучение учеником материала темы на протяжении ее усвоения с учетом текущих оценок, учебной активности ученика, уровня самостоятельности и тому подобное.
В течении изучения значительных по объему тем разрешается проводить несколько промежуточных тематических оценок. Если на овладение материала темы предусмотрено, например 1-2 учебных часа, то их можно объединить для проведение тематического оценивания.
Итоговый осуществляется в конце полугодия и учебного года. Итоговая оценка за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, а за год - на основе семестровых оценок.
Каждую оценку любого вида контроля учитель должен мотивировать, доводить до сведения ученика и объявлять перед классом (группой).
Все виды контроля реализуются с помощью различных методов.
Учет результатов контроля в форме оценочных суждений и выводов или баллов ведется учителем в классных журналах, в портфолио учителя и портфолио ученика, в дневниках, тетрадях.
Методы контроля - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на выявление и оценки содержания и характера достижений его учебно-познавательной деятельности. С их помощью определяется результативность педагогического управления и учения на всех этапах процесса обучения.
В начальных классах для выявления знаний учащихся используются методы: устной проверки (беседа, рассказ ученика) письменной проверки (самостоятельные и контрольные работы, сочинения, переводы, диктанты), практической проверки (опыт, практическая работа, наблюдение и т.д.).
Устная проверка позволяет выявить содержание, которым владеет ученик, умение строить ответ в логической последовательности, словарный запас, а также уровень развития связной речи, логического мышления и других учебно- познавательных процессов. Она позволяет сразу корректировать ответы, побуждать ученика к осознанию недостатков, к исправлению ошибок, анализировать свою деятельность и деятельность других учеников.
Выявленные в ходе проверки результаты учебно-познавательной деятельности учащихся оцениваются.
Оценивание - это процесс установления уровня знаний ученика в овладении содержанием предмета по сравнению с требованиями действующих программ.
Оценка должно характеризоваться следующими показателями:
- адекватностью, что определяется соответствием (несоответствием)
самооценки суждений (ученика, учителя) по той деятельности, которую они реально выполняют (решение учебной или дидактической задачи);
- надежностью, связанной с теми показателями, которые применяются как средство оценки.
Итак, оценка рассматривается как особый вид контроля, а педагогическая оценка - его результат. Оценка выражается в оценочных суждениях и выводах учителя, которые являются ее качественными (словесными, вербальными) показателями, или в баллах, то есть в количественных показателях.
В 1 классе начальной школы оценка учебных достижений учащихся по предметам инвариантной части учебного плана - вербальная, а начиная со 2 класса оценивается в баллах.
Оценивание учебных достижений учеников с особыми образовательными потребностями В России для оценки учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями разработаны критерии знаний, ориентированных на Государственный образовательный стандарт специальной школы. Оценивание заключается в установлении уровня учебных достижений ученика в овладении содержанием предмета по сравнению с требованиями действующих программ, разработанных в соответствии с Государственными стандартов конкретного типа специальной школы.
В критериях оценки знаний учащихся с задержкой психического развития объектом оценивания является составляющие учебной деятельности ученика – содержательный, операционный, мотивационный.
Для оценки учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью содержание уровневой оценки учебных достижений базируется на оценке компонентов учебной деятельности: содержательной (знания об объекте изучения), что конкретизируется в соответствии с содержанием обучения каждого учебного предмета; операционно организационной (действия, способы действий (умения, навыки), деятельность); эмоционально мотивационной (отношение к учебе). Оценка происходит в пределах материала, определенного учебными программами для вспомогательной школы, в которой учащиеся приобретают образование.
Критерии оценивания учебных достижений глухих младших школьников определяют:
- качество знаний (предметных, о способах деятельности, оценочных) уровень сформированности умений (предметных, умственных, общеучебных, оценочных) уровень овладения языком, речью;
- наличие, характер и степень использования языка жестов; уровень владения опытом творческой деятельности (частично-поисковый, поисковый) уровень самостоятельности ученика при выполнении задач.
На основе критериев выделены четыре интегрированные уровня: начальный, средний, достаточный, высокий.
Для учащихся с нарушением речевого развития разработана модель усвоения знаний и умений учащимися с нарушениями речевого развития, в соответствии с которой составлен четыре серии проверочных заданий, систематизированных с учетом того, какой вид деятельности преобладает во время их выполнения: репродуктивно- пассивный, репродуктивный, репродуктивно- продуктивный, производительный или творческий. В этом ключе разработана система уровневой и поэлементной оценки учебных достижений по ряду учебных предметов.
Объектом измерения является результат усвоения, характеризующийся в педагогическом плане как разная степень проявления самостоятельности. Модель уровней усвоения знаний, умений и навыков представлена типами умственной деятельности (пассивно-репродуктивный;
репродуктивный; репродуктивно- продуктивный, продуктивный), развернутой характеристикой этих типов, соотнесением типов с уровнем усвоения программных знаний.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)