Дополнительные определения переходного периода
Если ученику исполняется 14 лет в течение года выполнения ИПО, должны быть включены пункты о том, что следует сделать, чтобы подготовить ученика к обучению в старших классах. Здесь важно учесть:
1. Высокий уровень безработицы среди лиц с особыми учебными потребностями.
2. Осознание того, что ученики с особыми учебными потребностями заканчивают общее образование и переходят к системе, где права и поддержка для них ограничены.
3. Понимание того, что ученики с особыми учебными потребностями не всегда получают желаемые результаты при устройстве на работу и в достижении других аспектах успешной жизни.
Следует рассмотреть следующие пункты:
1. Во время последнего года обучения родители и учителя должны рассуждать о будущем ребенка после окончания школы.
2. Обдумать, кто будет ответственный за дальнейшую работу с детьми с особыми потребностями.
Сообщение родителей. Еще один важный компонент ИПО – сообщение родителям об учебных результаты ребенка. Сообщайте родителей об успеваемости ребенка с особыми проблемами так часто, как вы сообщаете об успеваемости детей другим родителям.
То есть, если другие дети в школе получают табель по успеваемости после каждой четверти, то и ученики с особыми учебными потребностями должны получать его согласно успешности выполнения ИПО.
Пример таблицы успешности достижения целей ИПО можно разместить в соответствующем пункте ИПО. С помощью этой таблицы мы видим результаты выполнения целей.
Важное дальнейшее улучшение ИПО как метод ответственности. Если определенная цель ИПО не выполнена к установленному сроку и прогресса не наблюдается, то это должно побудить к принятию решений, где следует пересмотреть ИПО. Встречи происходят преимущественно со специализированными преподавателями, чтобы рассмотреть цели ИПО и этапы их достижения.
ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Обоснуйте необходимость использования индивидуального плана в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
2. Проанализируйте составляющие индивидуального учебного плана как основного документа.
3. Раскройте особенности составления индивидуального учебного плана.
4. Определите этапы подготовки и требования к подписанию ИПО.
5. Обоснуйте сотрудничество с родителями как с равноправными членами команды.
Семинарские практические занятие
Опорные понятия: индивидуальный учебный план; четыре модели получения образования; основные компоненты индивидуального учебного плана; сотрудничество с родителями.
Устное практическое задание 1. Охарактеризуйте составляющие индивидуального учебного плана как основного документа, особенности его составления, этапы подготовки и требования к подписанию.
2. Воспользовавшись предложенными теоретическими материалами, обоснуйте необходимость использования индивидуального плана в работе с детьми с умственной отсталостью и детским церебральным параличом.
Упражнение 1. «Подготовка к встрече по обсуждению ИПО».
Студентам предлагается на основе теоретических знаний разработать план предварительной подготовки к обсуждению и составления ИПО (необходимо обсудить, каких специалистов и службы привлечь, какую документацию собрать, какую информацию подготовить).
2. «Составление ИПО».
(Форма проведения: деловая игра).
Студентам предлагается на основе теоретических знаний подготовить и провести ролевую игру по составлению индивидуального учебного плана по привлечением членов команды (представители отдела образования, директор школы, завуч, учителя, психолог, дефектолог, медицинские работники, родители, ученики).
После выполнения задания - обсуждение с группой в аудитории.
Вопросы для устного опроса 1. Почему необходимо использовать индивидуальный учебный план в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
2. Назовите основные составляющие индивидуального учебного плана.
3. Кем и когда осуществляется разработка индивидуального учебного плана.
4. Из чего состоит подготовка к подписанию ИПО.
5. Определите основные требования к написанию ИПО.
6. В чем заключается сотрудничество с родителями при разработке ИПО.
7. Проанализируйте основные компоненты индивидуального учебного плана.
Задача для письменного самостоятельного выполнения 1. Разработайте индивидуальный учебный план для ученика 5-го класса с диагнозом детский церебральный паралич.
2. Охарактеризуйте уровень развития ученика 2 класса с умственной отсталостью, требующий обучения по индивидуальному плану (учебный уровень, особенности поведения, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу).
Темы для докладов и рефератов 1. Использование индивидуального плана в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
2. Индивидуальный учебный план как составляющая куррикулума.
3. Разработка индивидуального учебного плана.
4. Подготовка и требования к подписанию ИПО.
5. Анализ основных компонентов индивидуального учебного плана.
Сущность и задачи оценивания учебных достижений учеников с особыми образовательными потребностями. Критерии оценки знаний
В инклюзивном обучении контроль, проверка и оценка результатов обучения - неотъемлемые элементы учебно-воспитательного процесса, без которых невозможно полноценное взаимодействие между учителем и учеником.
Если контроль и проверка построены правильно, то они помогут учителю решить следующие задачи:
- Определять состояние реализации задач обучения, воспитания и развития помещенных в индивидуальную учебную программу;
- Своевременно выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся;
- Прибегать к повторению и систематизации материала;
- Определять уровень готовности к усвоению нового материала;
- Формировать умение ответственно и сосредоточенно работать, пользоваться приемами самопроверки ;
- Стимулировать ответственность учащихся;
- Следить за динамикой развития познавательных процессов, - Определять динамику развития социальных умений.
В отечественной дидактике термины «контроль» и «проверка» считаются синонимами. Хотя в дидактике и методической литературе термин «проверка»
употребляется в узком смысле как методический прием в связи с оценкой результатов той или иной задачи, ей больше свойственны учебные функции, а контроль направлен на выявление уровня усвоения учащимися уже изученного материала.
Функции контроля.
Учитель прибегает к таким функциям контроля: диагностической, учебной, диагностико- корректирующей, стимулирующие- мотивационной, развивающие-воспитательной.
Диагностическая- предусматривает определение уровня знаний отдельного ученика, выявление уровня готовности к усвоению нового материала, дает учителю возможность определенным образом планировать и излагать учебный материал, своевременно предоставлять необходимую индивидуальную помощь; предупреждать возможные трудности, корректировать учебные задачи индивидуального учебного плана.
Обучающая - заключается в улучшении изучения нового материала, его усвоения, воспроизведения, применения, уточнения и углубления знаний, их систематизации, совершенствование навыков и умений.
Диагностико- корректирующая - что предполагает выяснение причин трудностей, которые возникают у конкретного ученика во время обучения, выявления пробелов в знаниях и умениях, внесения корректировок в деятельность ученика и учителя, направленных на устранение этих пробелов.
98 98 Стимулирующе- мотивационная - которая призвана развивать стремление улучшать свои результаты, формирует положительные мотивы учения.
Развивающе- воспитательная - заключающаяся в формировании умения самостоятельно и сосредоточенно работать, способствует развитию трудолюбия, настойчивости, активности, взаимопомощи и других качеств личности.
Осуществление контроля (проверка и оценки) в процессе обучения в инклюзивном классе определяется такими дидактическими принципами:
1) систематичность, обусловлена необходимостью осуществлять контроль на протяжении всех этапов обучения;
2) всесторонность, которая предусматривает определение у ученика результативности коррекции учебно-познавательной деятельности и собственно деятельности, уровня овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с учебных целями;
3) дифференцированность и индивидуализация, обусловленные полиморфностью проявлений нарушений учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.
В общем виде типы нарушений структуры учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями можно представить следующим образом.
Нарушения, связанные с дефицитным развитием функции регуляции учебно познавательной деятельности. Это, прежде всего, состояния дефицита внимания с гиперактивности или гипоактивности, недоразвитостью мотивационной и эмоционально-волевой сфер, расстройствами работоспособности различного происхождения. Как правило, эти дети не могут длительное время работать на уроке вместе со всем классом, они лучше усваивают учебный материал в процессе индивидуальной работы, когда учитель или ассистент учителя берет на себя функцию организации контроля их деятельности.
Нарушения, которые являются следствием пониженного интеллектуального развития детей. Дети могут успешно усваивать учебный материал, если он подается небольшими частями, способны пользоваться помощью, очень чувствительны к поощрению, похвале. Эти факторы значительно повышают их производительность.
Еще одна группа нарушений учебно-познавательной деятельности связана с недостаточным интеллектуальным развитием, обусловленным пониженной способностью к обучению.
Последняя проявляется в особой ригидности, негибкости мышления, в результате чего дети очень ограниченно пользуются помощью, имеют трудности в оперировании имеющегося у них опыта. Эти дети усваивают программный материал со значительными трудностями.
Ориентированность контроля знаний на структуру нарушений учебно-познавательной деятельности дает возможность подбирать соответствующие средства индивидуализации, которые помогут выявить даже малейшие достижения каждого ученика. Это может быть разная степень помощи, применения поэлементного и послеоперационного контроля, приемов, облегчающих воспроизведения содержания учебного материала.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)