Соблюдение прав лиц с инвалидностью
Низкий уровень государственного финансирования пенсионных и социальных выплат ставит инвалидов на грань выживания.
Волонтеры и общественные организации пользуются значительным доверием инвалидов и по мере своих ресурсов оказывают помощь, которая заключается, в основном, в содействии при оформлении документов, информировании и оказании гуманитарной помощи. Однако они не имеют достаточных рычагов влияния на системные нормы и правила предоставления социальных и медицинских услуг населению в государственных и коммунальных учреждениях, на уровень финансового обеспечения инвалидов.
Сами инвалиды практически не проявляют готовности активно участвовать в защите и реализации гарантированных законом прав на местном уровне. О попытках вносить системные изменения, на более высоком законодательном или исполнительном уровнях, речь вообще не идет.
Несмотря на то, что вопросы предоставления помощи инвалидам урегулированы общенациональными нормативными актами, положение дел в различных областях отличается достаточно существенно. Это свидетельствует о том, что проблемы заключаются не в несовершенстве нормативно-правовой базы, а в пробелах правоприменительной практики и отношении органов власти и местного самоуправления.
Наиболее больной вопрос - доступ инвалидов к информации. Современное общество это информационное общество, и инвалиды также должны четко знать всю необходимую им информацию: о своих правах; о гарантиях законодательства. Сейчас информированность оставляет желать лучшего. Кроме того, значительное количество лиц с инвалидностью, которые не нуждаются в медицинской помощи, сталкиваются со сложностями при коммуникации. Это только усиливает отрыв инвалидов от нормальной жизни в обществе.
Доступ к медицинским услугам - важная проблема инвалидов. Прежде всего, необходимо исключить случаи, когда требуется оплата, или отказывается в лечении пациентам-инвалидам в государственных лечебных учреждениях. Решением может стать создание реально действующей «горячей линии» для пациентов.
Необходима разработка и утверждение на государственном уровне порядка постановки на учет территориальными органами здравоохранения инвалидов и детей-инвалидов по месту регистрации их проживания для бесплатного обеспечения средствами реабилитации и ее быстрого внедрения. Индексация социальных выплат инвалидам и приведение реальных доходов этой категории граждан в соответствии с прожиточным минимумом.
Одной из форм решения проблем с информированием инвалидов может стать создание специального портала для инвалидов, на котором размещалась бы информация об их правах, возможностях обучения, трудоустройства, реабилитации. Необходимо рассмотреть и вопрос предоставления специализированной юридической помощи для этой категории, в том числе консультационной, путем создания «горячей телефонной линии», а также курсов для родителей детей-инвалидов.
Доступность объектов инфраструктуры и мобильность. Поскольку значительное количество инвалидов нуждается в помощи при передвижении, была бы целесообразна разработка пилотного проекта «Инва-транспорт» на базе создания специального предприятия организации инвалидов.
Коммуникация и отношение окружающих. Досуг. Изолированность инвалидов может стать причиной дополнительного напряжения в обществе. Семья и родственники - это те люди, к которым, в основном, инвалиды обращаются за помощью. Необходимо использовать этот ресурс и при разработке программ для указанной целевой группы и активно его задействовать. Прежде всего, это касается досуга. Возможно использование формы арт-терапии с включением элементов психологической разгрузки. Потребность существует в создании тренинговых программ для повышения самооценки, активизации и привлечения к обществу инвалидов.
Реализация права на труд. В современных экономических условиях, реализация права на труд инвалидами, представляется очень непростой задачей. Ее решение должно быть комплексным и осуществляться на государственном уровне. В любом случае, необходимо лоббировать на государственном уровне ответственность центров занятости за трудоустройство инвалидов. Для того, чтобы прежде всего, предотвратить ситуации, когда инвалиды обращаются в Центр занятости и не получают предложения ни о работе, ни в обучении. Необходимо проанализировать существующие программы негосударственного трудоустройства инвалидов в регионе и проинформировать целевую группу о таких возможностях. Необходимо также провести анализ налогообложения работающих инвалидов и, при необходимости, лоббировать внесение изменений в Налоговый кодекс для этой категории. По результатам анализа необходимо провести информационно-разъяснительную компанию относительно пенсии, льгот и субсидий для работающих пенсионеров-инвалидов.
Необходимо разрабатывать и внедрять проекты, которые помогают инвалидам, получить некоторую самостоятельность и финансовую независимость. Это проекты, которые в течение времени обещают доход и прибыль.
Сюда можно отнести:
- инклюзивные мастерские художественных ремесел, где ребята с особыми потребностями смогут общаться, заниматься посильным трудом в защищенных условиях, работая вместе с обычными молодыми людьми-волонтерами, а также интересно проводить досуг;
- организация мастерских и курсов, на которых инвалиды получили бы трудовые, образовательные, юридические и другие навыки. Эти знания и опыт в дальнейшем понадобятся в социальной, производственной и другой деятельности, которая способствует тому, чтобы полностью легально зарабатывать на жизнь собственным трудом и, тем самым, чувствовать себя самостоятельной и независимой личностью.
Общие положения общественной правозащиты
В первую очередь нужно сформулировать проблему, которую необходимо донести до общественности, в дальнейшем определить лицо (орган), от которого зависит решение данной проблемы, цель акции и ожидаемые результаты от ее проведения. Стоит заранее согласовать и определить вариант решения проблемы, который приемлем для вашей целевой аудитории для того, чтобы донести его в ходе акции. Реализация данного варианта решения проблемы становится вашей основной целью.
После успешно проведенной акции данное лицо (орган) почувствует давление общественности и, очень вероятно, начнет решать проблему. В то же время, следует не терять контроль над ситуацией, и продолжать добиваться воплощения в жизнь предложенного варианта решения проблемы, например, путем переговоров.
Примерная структура планирования акции:
- Название акции. Яркое и интересное название, отражающее суть акции.
- Проблема. Сложный и противоречивый вопрос, требующий соответствующего решения и его причины.
- Цель мероприятия. Желаемый идеальный результат, для достижения которого проводится акция.
Связи с общественностью. Можно перефразировать одну очень известную фразу: событие, о котором не знают, не состоялось. Учитывая это, чтобы акция достигла своей цели, необходимо уметь работать и постоянно формировать информационное поле.
Механизмы создания и распространения позитивной информации о неправительственной организации являются одной из важнейших его функций. Реализация этой функции лежит в плоскости общественной деятельности, которую называют - связи с общественностью. Поэтому первым шагом в налаживании данного механизма является очерчивание круга людей, для которых осуществляется работа.
Целевую аудиторию неправительственной организации условно можно разделить на следующие группы:
- Бенефициары.
- Партнеры.
- Власть.
- Спонсоры
Общественной организации важно установить надежные каналы общения с различными группами целевой аудитории. Ведь как иначе помочь целевой аудитории осознать цель деятельности и получить содействие в ее реализации.
Основная задача средств массовой информации сообщать новость и информировать о сути проблемы, - реализуется через постоянный поиск информации, которая будет интересна целевой аудитории.
Можно стать для журналиста таким источником специализированной информации и одновременно облегчить им работу, предоставляя информацию уже в готовом виде (пресс-анонс, пресс-релиз, интервью, специализированная публикация и т.п.).
Для начала такой работы необходимо создать собственную базу данных средств массовой информации, с которыми осуществляется или планируется сотрудничество. Это таблица, содержащая название издания, рейтинг, тираж, телефоны и адреса редакции, имена и фамилии журналистов. База требует постоянного обновления и дополнения.
В дальнейшем необходимо встретиться с редакторами и познакомиться лично, рассказать о своей деятельности с целью найти точки соприкосновения. После этого следует определить для себя определенную периодичность распространения материалов, чтобы не надоедать прессе, и регулярно информировать относительно своей деятельности и мероприятия. Следует подходить к этой работе серьезно и творчески. Ведь неинтересных новостей не бывает, есть новости неинтересно представленные.
Общее информирование всех своих целевых аудиторий. Существуют различные способы общего информирования, среди которых:
- распространение собственных презентационных информационных материалов (представительных буклетов, годовых отчетов, бюллетеней и т.п.);
- изготовление и распространение популяризационных атрибутов (например, ручек с логотипами, календарей, плакатов, наклеек).
Следует иметь разработанные макеты такой продукции, которые необходимо корректировать под каждое мероприятие, в соответствии с его целями и целевой аудиторией.
Деятельность в Интернете. Речь идет о создании своих веб-сайтов и порталов, форумов, рассылок, использовании социальных сетей и тому подобное. Сейчас такая деятельность может быть очень полезной, особенно когда нужно донести до сведения большого круга людей одновременно определенную информацию. Следует разработать и наполнять свой сайт. На самом деле это не так сложно, тем более при наличии бесплатных хостингов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)