Инклюзивное образование. Долгосрочные цели
Долгосрочные цели - важная составляющая любой программы обучения.
Они определяют результат, которого предполагается достичь в работе с учеником за длительный период. Этот период зависит от контекста, но обычно не превышает одного года. Сейчас в школах довольно распространена практика составления разных планов. По имеющимся данным, в некоторых случаях долгосрочные цели охватывают небольшие промежутки времени, например, шесть и даже три месяца, когда обучение производится интенсивно.
Долгосрочные цели определяются на основе тезисов общей цели и данных из графы обобщенных результатов оценки. По своему характеру, они могут быть довольно широкими. Долгосрочные цели позволяют сформировать представление направления, в которых ученик должен развиваться на протяжении длительного периода. Формулировать эти аспекты следует простым языком, понятным для каждого участника.
Действительно, одним из главных условий эффективности индивидуального учебного плана является его простота. Это касается не только формулировки целей, но и их количества. Каждая долгосрочная цель впоследствии будет подкреплена рядом специфических задач, поэтому авторы плана должны предварительно взвесить, чего реально достичь на практике в обычном классе за указанный период, учитывая имеющееся кадровое и ресурсное обеспечение. Стоит добавить, не нужно подробно прописывать в ИУП все, что должен овладеть ученик. Этот документ скорее призван сосредоточить внимание на аспектах обучения, которые являются для него самыми важными. Также заметим, что, о котором бы ученике не шла речь, в подавляющем большинстве случаев целесообразно ограничиться тремя долгосрочными целями.
Пример. Лучшие намерения, вылившиеся в нежизнеспособное практику
Салли - старательный и преданный своему делу педагог. В ее классе учится Альберт, мальчик из семьи беженцев, который почти не знает английского языка, и она хотела помочь ему развиваться и расти в различных сферах.
Учительницу поддержали все члены консультационно- педагогической группы, и вместе они определили для Альберта семь долгосрочных целей. Далее к каждой из них были сформулированы по пять специфических задач, то есть всего 35 задач в год.
Всегда тщательная в своей работе, Салли пыталась интегрировать все задачи Альберта в материал программы, рассчитанной для всего ученического коллектива. Однако, скоро она поняла, что задач слишком много, и систематически работать над каждой ей было сложно. Кроме того, в течение недели для этого никогда не хватало времени. Салли приходилось засиживаться до глубокой ночи, оформляя документацию по мониторингу реализации каждой задачи.
В конце года результаты его оценки наглядно доказали, что никакой цели для Альберта не удалось достичь в полной мере, хотя по некоторым наметился частичный прогресс. Неудовлетворительные итоги обучения мальчика объяснялись большим количеством долгосрочных целей. Вместо сосредоточения внимания на нескольких важных сферах, Салли ставила перед собой много задач, что привело к распылению усилий. Итак, несмотря на напряженный труд учительницы, ее попытки охватить все привело к тому, что прогресс ученика в его учебных целях был довольно незначительным.
После внимательного анализа цели и обобщенных результатов оценки, каждый член консультационно- педагогической группы должен индивидуально составить перечень сфер, которые считает важными для ребенка. Эти идеи впоследствии будет использованы для формулирования соответствующих целей в порядке приоритета. После завершения работы над индивидуальными списками, вся группа обсуждает и согласовывает приоритеты обучения. На этом этапе может возникнуть определенная дискуссия о значимости различных аспектов: какие из них являются важными. Далее все эти приоритеты следует записать в отдельной форме, которая будет служить основной для выработки долгосрочных целей. Сначала приводится образец индивидуального списка приоритетов, который составил один из участников группы, исходя из цели и обобщенных результатов оценки. Далее в коллективном списке показано, какие главные аспекты обучения смогли определить для мальчика все члены консультационно- педагогической группы после обсуждения.
Приходится признать, что индивидуальные учебные планы составляют для учащихся, которые не успевают в определенной области / сфере, и поэтому в процессе их подготовки часто участвуют специалисты по образованию, психологии и реабилитации. Потребность в их взносе обусловлена тем, что ученик сталкивается с определенными трудностями.
Понятно, что по этой и другим причинам они акцентируют внимание на «дефиците», то есть на потребностях ученика в том смысле, что ему чего-то не хватает, а не на том, что у него получается хорошо. Такая позиция может привести к тому, что большую часть своего времени в школе ученики будут вынуждены работать над теми отраслями (в тех направлениях), в которых они уже достаточно давно испытывают неудачи.
Это верный способ сделать их обучение в школе скучным и безрадостным! С рациональной точки зрения, обходить вниманием такие потребности нельзя, но консультационно- педагогическая группа также должна понимать, что не каждую потребность следует удовлетворять с помощью индивидуального учебного плана и следует предусмотреть возможности для работы по направлениям, в которых выявляются сильные стороны ученика. То есть, одна или две цели ИУП, по возможности, должны быть направлены на дальнейшее развитие одной из сильных сторон. От этого выиграет вся программа обучения. Например, ученику с трудностями коммуникации, который, однако прекрасно находит общий язык с ровесниками и взрослыми, будет полезно дальше совершенствовать свои социальные навыки. Такой подход помогает ему достигать новых успехов в тех сферах обучения и развития, в которых он уже чувствует себя достаточно уверенно, а также позволяет компенсировать трудности коммуникации в некотором контексте. Ниже перечислены различные варианты целей для Джереми. Члены консультационной- педагогической группы предпочитают НЕ перенасыщать ими ИУП и поэтому остановились на трех важнейших. Обратите внимание, что один из учебных приоритетов основывается на уже хорошо сложившейся сильной стороне мальчика.
Пример: Долгосрочные цели для Джереми
1. Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социального взаимодействия дома и в обществе. Период: до конца года.
2. Джереми расширит набор своих художественных талантов и навыков и продолжит дальше их развивать. Период: до конца года.
3. Джереми улучшит свой текущий уровень подвижности и общую моторику. Период: к концу второго триместра.
Заметим, цели Джереми касаются трех его важнейших приоритетов, согласованных консультационно- педагогической группой, а ограничение количества делает их реалистичными и достижимыми. Кроме того, цели сформулированы кратко и понятно и содержат ожидаемый срок завершения работы. В них говорится о том, что должен сделать сам ученик. При этом, в одной из целей четко указывается на намерение развивать одну из существующих сильных сторон.
И напоследок, необходимо проверить, соответствуют ли они картине желаемого будущего, отраженной в общей цели. Если сопоставить цели Джереми с его общей целью, видно, что цель, ориентированная на формирование социальных навыков, согласуется с ожидаемой составляющей «активная социальная жизнь в будущем». Предусмотрено следующей целью развитие художественных умений мальчика связанных с потенциально возможной профессии художника, принимая во внимание его талант и любовь к искусству. В ней также сосредотачивается внимание на одной из его сильных сторон. Цель по улучшению подвижности воплощает стремление к более независимой жизни в будущем.
Итак, каждая на один шаг приближает нас к достижению общей цели для Джереми.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)