Методы контроля эффективности учебного процесса в адаптивном физическом воспитании
Успешность и эффективность учебного процесса во многом определяются правильной оценкой психомоторных возможностей, заранее приобретенного двигательного опыта, пониманием мотивации к обучению и жизненных интересов ученика. Оценка проводится по формализованным тестам, которые, будучи достаточно объективными, дают реальное представление о состоянии здоровья.
Цель тестирования выявить сильные и слабые стороны ученика при выборе для него средств физического воспитания. С помощью тестирования оценивают главные физиологические компоненты работоспособности, получают информацию об изменениях в организме, которые происходят в результате занятий. Все это позволяет совершенствовать и развивать процесс физического воспитания. От правильно проведенной диагностики во многом зависит результат физической и социальной реабилитации, а также результаты занятий спортом.
Медицинская диагностика включает:
- изучение психоэмоциональной сферы человека с целью создания адекватных условий для наиболее быстрого его выхода из негативного психологического состояния и создание мотивации для активной деятельности, занятий физкультурой и спортом;
- определение потребностей в физической и социальной реабилитации. При этом учитывается характер дефекта и сопутствующих заболеваний, степень функциональных нарушений, возможности их компенсации, необходимость в оперативном, реконструктивном, консервативном лечении, протезировании, длительность пребывания на инвалидности;
- оценку степени двигательных нарушений. Определение степени физической адаптации. Изучение компенсации главных двигательных функций (сидения, стояния, ходьбы);
- определение рекомендуемых средств физического воспитания и спорта, а также противопоказаний;
- выявление лимитирующих факторов, препятствующих или ограничивающих выбор средств физического воспитания и спорта или интенсивность тренировочных занятий. Например, при наличии келоидных рубцов, контрактур, деформаций опорно-двигательного аппарата или при повреждениях кожи (трофические язвы, пролежни), нарушениях функций таза выясняются функциональные возможности, уточняются особенности тренировочных занятий;
- определение объема и интенсивности учебного процесса;
- выбор специальных мероприятий, которые необходимо проводить до и после тренировок.
Кроме главных задач, которые характеризуют степень компенсации инвалида, решаются другие задачи: оценка бытовой зависимости, уровень социального приспособления и др. При выборе методов исследований функциональных возможностей и оценке физических качеств ученика учитывают закономерности проявления этих функций и качеств.
Изучение и оценка физического развития детей проводится по общепринятой методике: измерение роста, массы тела, объема грудной клетки (в некоторых случаях объем головы), для подростков - степени полового развития. Результаты обследования сравнивают с табличными возрастными нормами.
Тестирование восприятия направлено на исследование функций проприоцептивного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового и обонятельного анализаторов.
Тестирование мотивации ученика
Мотивация ученика выясняется на основании ответов преподавателя на следующие вопросы:
- К какому виду двигательной активности проявляет интерес или невольно обращается ребенок?
- Существует ли в двигательной активности ребенка периодичность в течение дня, недели, месяца, года?
- Каким образом ребенок демонстрирует свое стремление к развитию?
- Способен ли ребенок, и как надолго, сосредоточить внимание на своей деятельности? В том числе при внешних препятствиях.
- Какие препятствия для него имеют значение?
- Занимается ли ребенок тем, чем занимался, после того, как его внимание отвлекли?
При оценке психофизиологического и физического развития выделяют 3 группы: средний уровень развития; выше среднего; ниже среднего.
Программа исследования произвольных двигательных реакций детей и подростков предусматривает измерение четырех типов реакций:
- простые двигательные реакции на свет (определение латентного периода простой зрительно-моторной реакции на световой сигнал);
- простые двигательные реакции на звук (определение латентного периода простой сенсомоторной реакции на звуки разной силы).
Лабильность нервной системы исследуется с помощью прибора для определения критической частоты светового сигнала. Показателем уровня лабильности нервной системы служит средняя частота перехода сплошного света в дискретный.
При определении подвижности нервных процессов исследуется устойчивость и переключение внимания.
При определении показателей памяти исследуют механическую и смысловую память.
Механическая память изучается с помощью таблиц с двузначными числами. Показателем уровня механической памяти служит количество правильно воспроизведенных после запоминания чисел.
Смысловая память исследуется с помощью карточек с нанесенными на них словами. Показателем смысловой памяти является коэффициент логического запоминания, который определяется отношением числа правильно воспроизведенных слов с количеством всех слов на карточках.
Исследование двигательных возможностей осуществляют, начиная с выяснения, на каком этапе развития двигательной сферы произошла задержка. Для этого определяются такие возможности ученика:
- степень вертикализации тела в пространстве (может поднимать и удерживать голову из положения лежа на животе и на спине, самостоятельно сидеть, вставать и стоять с помощью и без нее);
- устойчивость (или способность к опоре руками в положении лежа на животе, сидя, может регулировать общий центр массы тела в положении стоя);
- равновесие (или способность балансировать, восстанавливать равновесие и т.п.);
- метод перемещения в пространстве (самостоятельно не передвигается, переворачивается с живота на спину, со спины на живот, ползает лежа или на четвереньках, передвигается с помощью инвалидной коляски, ходит на костылях, опираясь на костыли или один костыль, ходит самостоятельно, в последнем случае изучается походка);
- гибкость;
- точность дифференциации движений;
- степень манипуляции мелкими вещами.
Двигательные возможности детей определяются следующим образом:
Наладив с ребенком контакт, ему дают интересную для него вещь (например, мяч), обращая внимание на то, как он берет ее в руки (положение ладоней и пальцев рук): асимметричность положения кистей, сгибание пальцев одной из рук, их излишнее напряжение, смещение одной из рук вниз. Последнее наблюдается, когда более сильная рука стремится «поддержать» вещь снизу.
Просят ребенка вернуть эту же вещь обратно. Передачу вещи осуществляют несколько раз, чтобы прийти к убеждению, что предыдущие наблюдения не случайны. После чего переходят к более сложным формам наглядного взаимодействия: бросание мяча на первых порах с небольшого, а в дальнейшем с большего расстояния. Проявленные при выполнении первого теста тревожные признаки здесь должны проявиться сильнее. На пораженной руке могут наблюдаться подергивания, дрожание, лишние движения пальцев или всей руки. Кисть и пальцы при физической нагрузке могут перейти в более согнутое положение. Могут появиться непроизвольные лишние движения.
Продолжают усложнять двигательные задачи: бросая мяч на пол в сторону ученика, наблюдают, как он его поднимает при нескольких попытках (обеими руками или каждый раз одной, если щадит пораженную). Просят ученика бросить мяч снизу, сбоку, сверху. Кроме манипуляционных возможностей руки, обращают внимание на общий рисунок движений: походку, наклоны, повороты, поддерживание равновесия, координацию движений. О двигательной патологии свидетельствуют: излишняя медлительность или резкость, нарушения ритма, лишние движения, неуклюжесть, шаткость, нарушение равновесия и координации.
Используют тест, в котором исследуемого просят быстро поднять выпрямленные руки вверх. Пораженная рука поднимается медленнее здоровой и не полностью выпрямляется в локтевом суставе.
При обследовании маленьких детей используется информативный тест «Составление пирамиды»: нанизывание колец разного размера на ось.
Проверяется мышечный тонус ног. Изучают степень, характер и различия мышечного напряжения в каждой ноге. Исследователь разводит в стороны согнутые в коленях ноги испытуемого. При этом отмечают тугоподвижность, чрезмерное напряжение или растущее по мере сгибания ног сопротивление как в одной, так и в обеих ногах (при гипертонусе мышц), или «подозрительную» мягкость, легкость, отсутствие сопротивления (при снижении мышечного тонуса ).
Особенности динамического равновесия обнаруживают с помощью пробы, в которой исследуемому предлагают пройти по нарисованной на полу линии. Его руки при этом могут быть на поясе, вытянутые в стороны или вперед, или за головой.
Координация движений исследуется с помощью проб, соответствующих возрасту, в котором ребенок может их выполнять:
Изучая походку, отмечают раскачивания, равномерность шагов, симметричность движений всего тела.
Обследование выполняется в последовательности:
- исследование объема пассивных движений в неповрежденных суставах конечностей и сегментах позвоночника;
- исследования двигательной активности в пораженных сегментах.
- сила исследуется по методике мануального мышечного тестирования. Цель методики получить сведения о силе отдельной мышцы или мышечной группы, которые обследуются при их активном сокращении и об участии мышц в движении. Оценка полученных результатов отражает возможность больного осуществлять волевое сокращение исследуемых мышц и выполнять заданное движение.
- обследовании ослабленных мышц используются облегченные положения, приемы разгрузки с применением блочных систем, скользящей поверхности, подвесок, резиновых амортизаторов, водной среды и т.п.
- целью определения двигательных возможностей выделяют ряд следующих функций: способность удержания вертикальной позы, захват вещи рукой, удержание вещи рукой, способность сидеть, стоять, ходить.
- сиденья подразделяют следующим образом:
- человек не может сидеть без опоры рук;
- может удерживать туловище в вертикальном положении, балансируя руками, при этом невозможны наклоны вперед, назад или в стороны;
- может сидеть за счет работы мышц туловища и нижних конечностей.
- стояния:
- человек не может стоять без фиксации конечностей и опоры рук;
- способен стоять, опираясь руками на подвижную опору (костыли, трости);
- стоит без опоры руками, пытается удержать равновесие тела с помощью стоп;
- стоит без опоры руками, удерживая равновесие тела с помощью стоп.
- функции ходьбы:
- основной способ передвижения с помощью коляски;
- передвижение с помощью фиксирующих аппаратов и опоры рук на костыли, трости;
- передвижение без фиксирующих аппаратов с опорой рук на костыли, трости;
- возможно передвижение без фиксирующих аппаратов и без опоры руками;
- походка обычная, без дефектов.
- оценке функций стояния и ходьбы определяется, за счет чего выполняются эти функции (фиксация суставов, опора руками на костыли или трость, работа сгибателей или разгибателей стоп).
- функциях захвата и удержания предмета рукой различают следующие возможности:
- не может захватить и удержать предмет одной рукой, захватывает двумя руками легкие крупные предметы, прижимая их к туловищу;
- в захвате и удержании предмета участвуют некоторые пальцы кисти, сила сгибателей пальцев недостаточна для захвата спортивного снаряда;
- в захвате и удержании предмета участвуют все пальцы кисти, сила сгибателей пальцев недостаточна для силовых видов спорта;
- функция захвата и удержания предмета рукой полностью сохранена. Кроме двигательных функций при медицинском обследовании выявляется функциональное состояние органов таза и кожных покровов, которые часто повреждаются при различных нозологиях.
- общефизической подготовки важны также и результаты изучения ежедневной деятельности человека с особыми потребностями. По результатам этих тестов определяются двигательные возможности в положении лежа; двигательные возможности, связанные с одеванием; двигательные возможности, связанные с коляской; двигательные возможности, связанные с питанием.
- могут быть информативными для преподавателя общефизической подготовки и результаты тестирования профессионально-бытовых видов деятельности инвалида, в котором исследуют:
- способность стоять на ногах;
- ходьбу по ровной поверхности вперед и назад;
- подъем по ступенькам, спуск по ним;
- деятельность, связанную с транспортом (переход улицы, пользование личным автомобилем, пользование общественным транспортом, способность передвигаться в автомобиле, выход из автомобиля, управление автомобилем, пользование другими видами собственного транспорта).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)