Организация работы в условиях методического психолого-медико-педагогического центра
Статистические данные о состоянии здоровья новорожденных свидетельствуют о неутешительной тенденции. Судьба здоровых новорожденных детей за последнее десятилетие значительно снижается.
Дети раннего возраста с проблемами в развитии находятся в основном в поле зрения врачей, которые заботятся о физическом и соматическом благополучии ребенка.
Между тем, первые годы жизни имеют решающее значение для познавательного, эмоционального развития ребенка и его дальнейшей адаптации в обществе. Поэтому такая форма помощи, как раннее вмешательство, имеет несомненную актуальность.
Раннее вмешательство невозможно без активного участия родителей, которые являются равноправными членами команды, работающей с ребенком. Взаимодействие с родителями и всей семьей в целом включает:
- консультирование родителей по вопросам развития ребенка и возможностей его абилитации;
- психологическая поддержка членов семьи;
- привлечение их к абилитации ребенка;
- обучение членов семьи технике развивающего взаимодействия.
Все эти задачи реализуются, главным образом, на индивидуальных и групповых занятиях.
Индивидуальные занятия.
Индивидуальные занятия с детьми раннего возраста проходят обязательно в присутствии родителей или другого лица, выполняющего функции ухода за ребенком.
Продолжительность занятий может составлять 20-30 минут, что включает в себя проведение коррекционных и развивающих упражнений или игр, объяснение цели и назначения упражнения, обучение взрослого проведению этих или аналогичных упражнений, разработку домашнего задания для родителей.
Групповые занятия.
Групповые формы работы предусматривают совместную деятельность детей и взрослых, которые им помогают, под руководством педагога.
Групповые формы работы создают пространство для первичной социализации детей и семьи в целом, для общения родителей с другими семьями, обмена личным и практическим опытом.
Занятия с группой целесообразно строить с изменением видов деятельности. Поэтому каждая программа групповых занятий является комплексной. Продолжительность такого комплексного занятия при условии адекватного отбора видов деятельности и учета особенностей конкретной группы детей может составлять 45-55 минут.
Группа комплектуется из детей с похожими возможностями и задачами развития. В работе принимают участие дети с мамами или другими взрослыми (папа, бабушка, няня).
Участие родителей является принципиальным для занятий с детьми раннего возраста.
Взрослый выполняет роль ассистента ребенка: контролирует выполнение упражнений методом «рука в руке», побуждает физически к выполнению определенных движений, помогает обратить внимание на ведущего или объекты работы. Также взрослый, сопровождающий ребенка на занятии, может подавать пример выполнения задач или демонстрировать правильную модель поведения на занятии. Следует также отметить, что активный интерес взрослого к предложенной на занятии деятельности является фактором, стимулирующим внимание ребенка. В случае совместной заинтересованности деятельностью дети дольше концентрируют собственное внимание и демонстрируют продуктивную деятельность.
Совместные занятия полезны не только для ребенка, они также являются формой обучения родителей. Педагоги учат родителей правильно давать инструкцию и оказывать помощь ребенку в выполнении различных учебных задач, в конце занятия комментируют цель различных задач и объясняют их назначение. Также можно отметить, что те мамы, которые активно и осознанно выполняют свою ассистирующую роль в занятии с ребенком, составляют собственно достаточно адекватное представление об обучаемости ребенка. Они на своем опыте соотносят вложенные усилия взрослого и результат, который демонстрирует (или не демонстрирует) ребенок.
Привлечение участников в службу раннего вмешательства
Первыми участниками этой программы стали 5 детей с инвалидностью, которые обратились в областную психолого-медико-педагогическую консультацию для определения необходимой коррекционно-развивающей помощи. Каждый из этих детей не был готов к посещению дошкольного учреждения из-за недостаточности навыков самостоятельности или состояния здоровья. В дальнейшем информация о службе раннего вмешательства распространялась через объявления и листовки в детских поликлиниках. Налаживалась связь с психиатрической службой и детскими неврологами.
Также продуктивным является сотрудничество с родительскими общественными организациями. Активно приобщаются родители детей с синдромом Дауна. Информацию о существовании службы раннего вмешательства родители передают из уст в уста, общаясь друг с другом в поликлиниках, больницах и реабилитационных центрах. Таким образом, за помощью обращаются родители детей, которые имеют нарушения развития, определенные медиками, а также родители, у которых возникают сомнения относительно развития своего ребенка. Последние составляют категорию детей с первично выявленным нарушением развития.
Дистанционное консультирование.
Дистанционное консультирование предоставляется семьям, которые проживают в отдаленных населенных пунктах и не имеют возможности получать постоянную профессиональную помощь по месту жительства.
Индивидуальный план ребенка содержит перечень задач, по формированию конкретных навыков. Родители получают письменные наставления по обучению ребенка. С этого момента ответственность за осуществление коррекционной работы ложится именно на родителей и специалистов, которых они смогли привлечь к работе с ребенком в своем городе. Оценить результаты работы, выявить несоответствия в формах работы или поставленных задачах можно в ходе повторных очных консультаций. Семья обращается в службу через 1-3 месяца, в соответствии со своими потребностями и возможностями посетить областной центр.
При попытке помогать семьям дистанционно, возникают трудности в построении постоянного взаимодействия с родителями. Активным и достаточно образованным родителям обычно хватает первичного составления плана и консультации относительно форм обучения ребенка. Далее они находят специалистов в своем городе или работают с ребенком самостоятельно и обращаются в психолого-медико-педагогическую консультацию уже в процессе устройства ребенка в образовательное или реабилитационное учреждение.
Противоположный вариант - родители, которые не приняли ответственности за организацию коррекционно-развивающей работы с ребенком и нуждаются в активном участии специалистов и постоянном руководстве. Такие семьи быстро теряют мотивацию к работе, их отношение к сотрудничеству со службой становится формальным, если сотрудничество вообще продолжается. Сопровождение таких случаев требует постоянного контроля и консультирования по телефону. Таким образом, роль специалиста становится контролирующей и мотивирующей и требует таких же затрат времени, как при очном сотрудничестве. Но, при этом, больше возможностей повлиять на процесс развития ребенка все-таки имеют родители, поэтому результаты работы не всегда удовлетворяют специалистов. В этом заключаются основные трудности дистанционной помощи семьям.
Из опыта работы психолого-медико-педагогической консультации с семьей
Появление в семье ребенка с недостатками в развитии нарушает привычную жизнь, вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, формирует новые отношения в семье. Семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, традиционно сталкиваются с медицинскими, экономическими, социально-психологическими и педагогическими трудностями. Не все родители в состоянии самостоятельно преодолеть кризис, часть закрывается для внешнего мира, тяжело переживая, часть подчиняет абсолютно все решению проблем больного ребенка, неоправданно забывая о потребностях других детей и членов семьи.
Действительно, проблема очень серьезная и в своем решении требует консолидации усилий всего общества и его институтов. Психолого-медико-педагогическая консультация имеет те рычаги, которые способствуют комплексной реабилитации ребенка, возврату психологического комфорта семьи и активного привлечения родителей к коррекционно-восстановительным мероприятиям. Работа с родителями детей с нарушениями психофизического развития - одно из направлений деятельности психолого-медико-педагогической консультации. Осуществляется сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья с целью расширения родительских компетенций, предоставления уверенности в своих силах, содействия пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка и, что главное, активного участия родителей в процессе обучения и воспитания особых детей. Деятельность психолого-медико-педагогической консультации в сегментарном направлении работы с родителями регламентируется районным проектом «Особый ребенок». Проект носит целенаправленный плановый характер, обеспечивает синергетическое развитие рабочих групп, образует единое коррекционно-развивающее пространство, расширяет психолого-медико-педагогическую осведомленность родителей и в будущем приводит к ярко выраженному реабилитационному эффекту, динамике развития ребенка, качественным взаимоотношениям в семье, положительному психологическому микроклимату.
Учет социальных и личностных особенностей семьи с «особым» ребенком повышает эффективность использования его потенциала, так как включение родителей в коррекционно-развивающий процесс - основа адекватной ответственной родительской позиции.
Становление продуктивного сотрудничества с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития, органично проходит следующие периоды:
- Период информирования: родителей знакомят с деятельностью психолого-медико-педагогической консультации, проводится освещение работы местной консультации в средствах массовой информации. Также идет приобщение к волонтерскому движению общественных организаций людей с инвалидностью, тем самым завоевывая своей неравнодушной гражданской позицией внимание и доверие родителей.
- Период убеждения в необходимости родительской помощи: работники психолого-медико-педагогической консультации убеждают в том, что ни одна лучшая коррекционно-развивающей программа не сможет дать полноценных результатов, если она не осуществляется вместе с семьей.
- Формирование интереса к сотрудничеству, которое в значительной степени зависит от мастерства и активности специалистов психолого-медико-педагогической консультации.
- Период совершенствования родительских компетенций: члены семьи учатся эталонным моделям работы с ребенком.
- Период личностного роста и оптимального поиска: расширение творческих подходов к обучению особенного ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)