Сопровождение семьи в работе психолого-медико-педагогической консультации
Практика деятельности психолого-медико-педагогических консультаций (а раньше медико-педагогических комиссий) состояла в условиях советской педагогической системы, которой было свойственно преуменьшение роли родителей, семейного воспитания детей. Особенно ощутимо оно сказалось на судьбе семей, воспитывающих детей, которые нуждались в специальных условиях обучения и развития.
Известно, что такие условия обеспечивались в специальных школах-интернатах, а это отрыв ребенка от семьи и фактическое лишение родителей участия в его воспитании. При таких условиях интерес психолого-медико-педагогической консультации к родителям ограничивался исключительно необходимостью убедить их в необходимости специального обучения для ребенка.
Конечно, большинство родителей, перспективу отдать ребенка из дома воспринимало негативно, и на этой почве возникало немало конфликтов. Родители боялись психолого-медико-педагогических консультаций, и старались обойти их, оставляя нерешенными все проблемы обучения и воспитания особого ребенка, которые потом тяжело сказывались и на его будущем и в целом на жизни всей семьи.
Казалось, если бы не эта перспектива отдавать ребенка в интернатное учреждение, то не было бы никаких причин для конфликтов родителей с психолого-медико-педагогическими консультациями. Однако сегодня, когда выбор условий обучения ребенка с особыми образовательными потребностями становится все разнообразнее и его возможности оставаться в семье и учиться по месту жительства достаточно реальные, а участие родителей в обучении и развитии ребенка является не только возможным, но и необходимым, определенно возникают проблемы этих особых родителей.
Решение их требует большого и разностороннего труда не только психолого-медико-педагогических консультаций, но и органов образования, здравоохранения, социальной политики, общественных родительских организаций.
Чем больше открывается возможностей для активности родителей в воспитании своих детей, тем выше становятся требования к их компетентности и психологической готовности ее приобретать. Сегодня родители уже имеют возможность выбирать различные формы обучения ребенка, и каждая имеет свои преимущества и недостатки.
Прежде всего, внедряется инклюзивная форма обучения, когда с ребенком работает целая команда специалистов, каждый из которых имеет свои обязанности. Равноправными среди них являются и родители, производительность сотрудничества которых со специалистами часто решает успех дела.
Сама только необходимость выбора формы обучения, не говоря уже об участии в учебно-реабилитационной работе, требуюет от родителей многих знаний и способности видеть положительные перспективы жизни своего ребенка и собственной жизни. Поэтому сегодня повышение родительской компетентности и родительского психологического здоровья, доверия к специалистам, достижение партнерского взаимопонимания вместо изнурительной и деструктивной конфронтации является задачей номер один в налаживании эффективной помощи детям с психофизическими нарушениями. Понятно, что в решении этой задачи психолого-медико-педагогическая консультация занимает видное место.
Развитие и систематизация форм помощи родителям, воспитывающим детей с психофизическими нарушениями, неразрывно связана с развитием и самой системы консультаций и их функций, переживающих период активной трансформации и роста. Прежде всего, необходима достаточная сеть консультаций, чтобы иметь возможность дойти до каждой семьи, понять ее проблемы и помочь решить. Совершенно очевидно, что было бы неуместным даже ставить вопрос о помощи семье, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями, если бы не была создана сеть районных психолого-медико-педагогических консультаций. Сегодня их еще мало, не все они укомплектованы необходимыми кадрами. Но есть нормативная база, которая открывает путь к увеличению их численности и профессиональному росту.
Именно благодаря росту сети психолого-медико-педагогических консультаций становится возможным активное выявление семей, воспитывающих детей с психофизическими нарушениями. И только при этих условиях возможно внедрение раннего вмешательства психолого-педагогической помощи детям группы риска, начиная с первого года жизни. Все это вносит радикальные изменения в общение консультации с семьями, которые воспитывают таких детей, развитие взаимного доверия и подлинного сотрудничества. Ведь одно дело, когда родители с самого рождения ребенка учатся понимать его состояние и способы помощи ему развиваться, приобретая, таким образом, опыт особого отцовства. Другое - когда они впервые под давлением школы приходят в консультацию с семилетним, а то и старшим ребенком, и узнают, что он не совсем такой, как все другие дети, и требует особых условий обучения. Мало того, что потеряно много лучших лет для развития ребенка, но родители оказываются не готовыми принять заключение и рекомендации консультации, ведь на осмысление их нужны и знания, и внесение некоторых коррективов в жизненные планы, и осознание своего участия в помощи ребенку. Когда все это сваливается на родителей врасплох, даже вполне доступные для решения проблемы могут вызвать стресс и непредсказуемую реакцию с их стороны. Отсюда и все те тяжелые конфликты, которые истощают родителей и консультантов, поскольку консультация советует, а родители не способны слышать. Тем временем ребенок остается без всякой помощи в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи психолого-медико-педагогической консультацией сегодня переживает период становления. Однако есть определенный опыт, который ожидает обобщения, и большая потребность в методической помощи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)