Изобразительное искусство со специальной методикой
В плане эстетического воспитания умственно отсталых учащихся важную роль играют география, естествознание, история, поскольку при изучении этих предметов перед школьниками оживают яркие картины жизни людей разных времен и стран, их взгляды, обычаи.
Важно достичь логического и образно-эмоционального познания в их единстве, активизировать полученные образные впечатления о тех или иных событиях и явлениях, развить эстетическое чувство к ним и адекватную эмоционально-личностную оценку. Только при таком подходе будут задействованы все резервы интеллектуального и чувственного познания умственно отсталого ребенка по содержанию определенного учебного материала.
Особое место среди учебных дисциплин занимают предметы эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, литература. Художественный образ, как основа искусства, является особым обобщением действительности в индивидуализированной, конкретно-чувственной и эстетически-выразительной форме как единство того, что чувствуем, и того, что понимаем. Именно благодаря особенностям своего влияния на ребенка (чувственная непосредственность, идейная направленность, побудительная сила), искусство, как никакая из других форм общественного сознания, является самым эффективным средством эстетического воспитания.
Смотреть и слушать, получать удовольствие - это кажется такой несложной психологической работой, выполняя которую, совершенно не чувствуем необходимости ни в каком специальном обучении. Между тем, это и составляет основную цель и задачи общего воспитания.
«Введение» искусства во внутренний мир ученика вспомогательной школы как результат понимания художественного образа должно опираться на:
- создание эмоционального контакта с произведениями, которые воспринимаются;
- совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности мышления;
- обогащение эмоционально-личностного опыта школьника с учетом воспитательных, образовательных и корректирующих моментов, заложенных в самом содержании искусства.
Важно стремиться к правильности, скорости, выразительности и осознанности при чтении, а также развивать у учащихся связную устную речь. Ученые доказали прямую зависимость между становлением осознанности прочитанного материала у умственно отсталых школьников и формированием у них эстетических качеств личности. Исследователи подчеркивают целесообразность работы над анализом выразительных средств художественного произведения путем вербального сопоставления признаков сравниваемых предметов, явлений, актуализации представлений, имеющихся у учащихся, элементарного объяснения метафор, сравнений и тому подобное.
В «Концепцию языкового и читательского образования учащихся вспомогательной школы» вместе с основными задачами языкового образования включены и задачи этико-эстетического направления, такие как: воспитание национально сознательного гражданина, приобщение к лучшим литературным достижениям, привитие учащимся этических качеств. А среди задач читательского образования имеются такие: предоставление начальных сведений о художественном образе, развитие чувственного восприятия, расширение кругозора учащихся, воспитание средствами литературы любви к стране, ее народу, его языку. «Художественные произведения, говорится в Концепции, должны лелеять в умственно отсталых учениках уважение к слову вообще и к художественному, в частности, развивать культуру чувств, формировать эмоциональную сферу, воспитывать высокогуманных граждан».
Атмосфера уроков искусства должна быть восторженной, динамичной, интересной, способствовать новым открытиям, как в эмоциональном, так и в познавательном плане. Посещение таких уроков должно вызывать у умственно отсталых учащихся постоянный познавательный интерес к занятиям, радость от общения с искусством и активное сознательное желание овладения элементарными художественными знаниями и умениями. Так называемая «психологическая установка» на восприятие искусства должна начинаться задолго до начала урока.
С целью эстетического воспитания с успехом может быть использована еще одна группа учебных предметов, задача которых развить практическое отношение к окружающей действительности, вооружить школьников основами практического творчества, научить заботиться о здоровье, быте. Речь идет об уроках трудового обучения, социально-бытового ориентирования и физической культуры. Занятия по трудовому обучению позволяют организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы не только сформировать у учащихся готовность работать в сфере материального производства, быта, обслуживания, сельского хозяйства, но и увлечь их элементами посильного творчества.
Реализация задач трудовой деятельности требует от учащихся выполнения ряда умственных действий: прежде всего, осознание цели и конечного результата работы, понимание инструкций учителя, осознание свойств и назначения материалов для работы, планирование практической деятельности, осуществление контроля своей работы, самооценки результатов.
В учебном плане важно ставить перед учащимися эстетическую цель (не просто сделать, а сделать хорошо), которая стимулирует, заставляет работать в творческом режиме, соревноваться, а значит, мобилизовать и собственные интеллектуальные силы, а не только практические умения и навыки. Дети должны чувствовать красоту своей трудовой деятельности, переживать удовольствие от работы.
Для этого, прежде всего, нужно, чтобы они поняли полезность, получили признание своего труда, убедились в его важности. Каждое изделие учеников должно иметь определенное назначение и возможность практического применения. Например, если младшие школьники делают коробочки из картона, то должны осознавать, что их удобно использовать для сохранения карандашей, салфеток и др. Понимание важности, радость от успешно выполненной работы - стимул для проявлений и развития творчества детей.
Неизменным средством эстетического воспитания умственно отсталых детей являются и занятия по физической культуре, направленные на укрепление здоровья, формирование правильной осанки, скорости, ловкости и четкости в выполнении целенаправленных движений. На этих уроках учитель должен заинтересовывать учеников физическим совершенствованием тела, учить получать эстетическое наслаждение от физических упражнений. Занятия физической культурой должны вызвать у учащихся положительные эмоции, бодрый настрой, совершенствовать дисциплинированность, организованность и другие навыки культурного поведения.
К тому же связь физических упражнений с музыкой способствует развитию пластики, выразительности движений, тонкости мышечных ощущений, является фактором коррекции недостатков физического развития и нарушений психомоторики.
В процессе осуществления внеклассной воспитательной работы должны расширяться и углубляться эстетические знания, умения и навыки школьников путем привлечения их в различные кружки, организации бесед, диспутов, праздников, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов эстетической тематики, игр, экспедиций, викторин, предметных школьных недель, конкурсов, тематических выставок, ярмарок, экскурсий и прогулок на природу, посещений музейных экспозиций, театральных и цирковых спектаклей. Но, прежде, чем выбирать те или иные формы и методы внеклассной воспитательной работы, необходимо четко обосновать их место и значение в системе эстетического воспитания, выяснить специфику, преимущества и возможные трудности для умственно отсталых учащихся. Каждое воспитательное мероприятие должно быть предварительно детально подготовленным (отбор определенного количества экспонатов, пропедевтическая беседа с учениками, определение программы мероприятия и т.д.).
Благодаря опыту многих вспомогательных школ установлено, что у учащихся большим успехом пользуются, прежде всего, танцы и хоровое пение, вызывает значительный интерес работа кружков изобразительного и художественного искусства, фольклора, художественной вышивки и плетения, резьбы, драматические кружки, кукольный театр, фотокружки. Деятельность этих кружков должна направляться на удовлетворение эстетических интересов детей, развитие способностей, привлечение к активной эстетической деятельности.
Стоит заметить, что при организации концертов, конкурсов самодеятельности целесообразно объединять выступления умственно отсталых учащихся с их сверстниками, которые развиваются нормально.
Это же касается и организации выставок художественного рукоделия, детских рисунков и тому подобное. Подобные совместные меры способствуют социальной интеграции детей с интеллектуальными нарушениями, расширяют границы социума, «дефектологического квадрата», в середине которого ученики находятся в условиях школы-интерната.
Говоря о привлечении умственно отсталых детей к красоте природы, стоит, прежде всего, формировать бережное и ответственное отношение к ней. Природа ничем незаменимый источник эмоционального развития ребенка, его эмоциональной жизни, эмоциональной культуры. Умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности в процессе восприятия и осмысления эстетических свойств природы, они часто проходят мимо этой красоты, оставаясь равнодушными к ней. Итак, ощущение прекрасного в природе развивается и обогащается только в процессе специального педагогического руководства познавательной и практической деятельностью учащихся с использованием соответствующих коррекционных приемов, в которых подчеркнута связь эстетического воспитания с экологическим.
Целенаправленное привлечение умственно отсталых учащихся к практической деятельности по охране и преобразованию природы способствует развитию чувства сопереживания. Школьники духовно обогащаются, приучаются внимательно и заботливо относиться к животным и растениям. Эстетическое и бережное отношение к природе становится важным фактором нравственного и трудового воспитания учащихся, а эстетическое восприятие и осмысление природы помогает им стать более чуткими, внимательными к людям, требовательными к себе. У школьников постепенно формируется критическая оценка своих поступков, привычек и позиции в отношении природы, личностный опыт обогащается новыми впечатлениями и чувствами. Кроме того, формирование любви к родному краю, животным, растениям, интереса к сельскохозяйственному труду в основном определяет жизненные планы выпускников вспомогательной школы и является одним из осознанных мотивов выбора будущей профессии.
Важную роль в эстетическом воспитании умственно отсталых учащихся играет семья. Надлежащая организация эстетического быта в доме, чистоплотность одежды, наличие библиотеки, телевизора, семейных традиций, общее посещение кинотеатра, театра, взаимоотношения между членами семьи определенным образом влияют на эстетическое развитие ребенка, формирование его чувств и вкусов. Вместе с тем, семья не может самостоятельно обеспечить условия для эстетического воспитания своих детей, поскольку родители в подавляющем большинстве сами не подготовлены к этой работе. К тому же определенная часть учащихся вспомогательных школ имеют неблагополучные семьи, поэтому требуется кропотливая, целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями (беседы, привлечение их к организации и проведению тех или иных воспитательных мероприятий).
Отдельным направлением эстетического воспитания умственно отсталых учеников можно назвать влияние средств массовой информации: телевидение, кино, радио, газет, журналов, Интернета. Умственно отсталый ребенок не может самостоятельно справиться с отбором информации, поступающей извне, а содержание ее не всегда способствует решению задач нравственно-эстетического развития. В этом случае контроль и руководство со стороны взрослых должны осуществляться не с помощью запретов, а путем опережающего воспитания любви к прекрасному, формирования системы ценностных ориентиров, развития адекватного эмоционально-личностного отношения к прекрасному и безобразному.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)