Принцип синергетического характера системы воспитания
Принцип синергетического характера системы эстетического воспитания делает постоянное, непрерывное совершенствование, саморазвитие в поливариантном режиме, уточнение теоретических положений в процессе постоянного диалога традиционных и инновационных технологий, побуждает к педагогическому творчеству благодаря внутренним противоречиям воспитательного процесса и их преодолению. Именно этот принцип создает наиболее благоприятные условия для личностно-эстетического развития каждого ученика и предусматривает гибкий механизм реализации коррекционных функций эстетического воспитания.
Сущность подготовительного этапа - этапа обогащения и коррекции эмоционально-перцептивного опыта и активизации чувственной сферы – составляет направленность учебно-воспитательного процесса на:
- расширение сферы эмоциональной восприимчивости;
- развитие навыков проявления адекватного сопереживания, сочувствия к явлениям действительности и искусства путем обогащения художественно-эстетического опыта;
- развитие представлений об эмоциональной направленности искусства, его связь с чувствами и переживаниями человека;
- накопление знаний об особенностях влияния на сознание образного языка художественного произведения.
Решение этих задач зависит от эмоциональной активности школьников, ее направленности на адекватность реагирования на образное содержание художественного явления.
Педагогическая работа на первом этапе проводилась в двух направлениях. Первый этап преследовал цель:
- обогащения представлений о характерных особенностях определенных эмоциональных состояний человека, дифференциации знаний об их разнообразии в зависимости от настроения;
- совершенствования умений распознавать и использовать различные мимические средства проявления эмоциональных состояний, элементы выразительных движений (жест, поза и т.д.), замечать различия и сходства во внешности человека.
Работа проводится с помощью пантомимических, ситуативных, графических, танцевальных упражнений-импровизаций, взаимопроникновение и эмоциональное осмысление которых способствует развитию оценочного восприятия явлений действительности и искусства как основы системы ценностных отношений ученика с окружающим миром.
Второе направление педагогической работы на первом этапе реализовывало задачу обогащения представлений учащихся о разнообразии настроений и чувств в искусстве и природе, о характерных особенностях выразительных средств искусства, развитии умения описывать их и выражать простейшие эстетические суждения. Система педагогических воздействий организована таким образом, чтобы нормативные представления школьников о содержании основных эстетических категорий, имеющих место в их жизненном опыте, и знания об отдельных видах искусства выражались в практической деятельности и обогащались новыми переживаниями.
Основной этап реализуется путем активизации, коррекции и специального направления познавательной деятельности школьников; включения в процесс эмоционально-чувственного восприятия различных видов искусства углубленного осмысления и понимания смысловых и выразительных средств определенного произведения искусства на почве применения соответствующих приемов умственной деятельности и вербализации художественно-практической деятельности.
Ведущим условием этой работы является направленность познавательной деятельности на понимание содержания художественного образа через восприятие его внутренней формы, нахождение, опознавание и осознание единства выразительных средств, и установление связей между имеющимися свойствами произведения, между содержанием и настроением произведений различных видов искусства.
Использование различных видов искусств ориентирует учащихся на их анализ, сравнение между собой, проявление осознанного эмоционально-личностного отношения.
Реализация коррекционных функций эстетического воспитания осуществляется с помощью применения специальных приемов усиления производительности познавательной деятельности учащихся, а именно: различных типов учебно-познавательных задач, словесных инструкций, алгоритмов, правил по определению существенных признаков и тому подобное.
Целью обобщающего этапа является углубление личностной мотивации и постепенный рост уровня самостоятельности учащихся. Акцент делается на обеспечении устойчивой познавательной заинтересованности как проявлении направленности личности и самостоятельности в процессе решения не только подобных, типичных познавательных и практических задач, но и нетипичных.
Основное внимание при этом обращается на:
- развитие умения самостоятельно решать задачи в практическом и умственном планах, соотносить и обобщать их;
- активизацию проявлений элементарных творческих способностей учащихся;
- формирование сознательного отношения к использованию средств образности в художественной деятельности.
Результаты практической деятельности свидетельствуют об ограниченности художественно-эстетического опыта, неразвитости элементов воображения и образного мышления, неумении самостоятельно использовать полученные знания, умения и навыки, низком уровне проявления активности и творчества.
Наряду с этим наблюдается положительная возрастная динамика, хотя и недостаточно выразительная в старших классах, поскольку потенциальные возможности умственно отсталых подростков используются частично, из-за чего их личностно-эстетическое развитие осуществляется не полностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)