Положительная возрастная тенденция развития социальных умений
При этом наблюдается положительная возрастная тенденция развития умения определять существенные признаки художественно-эстетических явлений, адекватно оценивать их с позиций эстетического идеала, обосновывать собственную оценку, однако она незначительна и связана не столько с личностно-эстетическим развитием учащихся, сколько с развитием их познавательной деятельности и обогащением жизненного опыта.
Существует прямая зависимость уровня понимания учащимися художественного образа произведения искусства от уровня постижения его содержания и выразительных средств. Если во время восприятия живописного (музыкального, поэтического) произведения у учащихся 3-х и 5-х классов преобладает фрагментарное восприятие, высказывания строятся по типу речи-перечисления, то уже в 7-х и 9-х классах прослеживается тенденция к целостности восприятия, речь-перечисление меняется речью-описанием. Иногда ученики фиксируют внимание на выразительных средствах, впрочем, самостоятельно установить связь между ними и содержанием произведения не могут. В основном школьники увлечены сюжетной линией и наведением второстепенных деталей.
Установлена взаимосвязь между пониманием художественного образа произведений различных видов искусства аналогичной тематики и характером проявления эмоционально-личностного отношения к ним в процессе восприятия, сравнения и воспроизведения в продуктивной творческой деятельности.
Своеобразие этого отношения заключается в том, что основываясь на частичном и этажном восприятии, оно не соответствует реальной ценности произведения. Если способность к элементарному эстетическому переживанию преимущественно присутствует, то присутствует способность вербально и графически выразить индивидуальное отношение к произведению искусства, адекватно мотивировать оценку полученных художественных впечатлений, эмоционально окрасить собственные высказывания и рисунки.
Наряду с этим у учащихся 3-х и 5-х классов наблюдается более выраженная эмоциональная реакция во время восприятия произведений искусства и искренняя заинтересованность услышанным или увиденным, чем у учащихся 7-х и 9-х классов, экспрессивное реагирование которых характеризуется сдержанностью, скованностью и пассивностью. При этом ученики, как младших, так и старших классов видят в художественном произведении не столько эстетический объект, сколько возбудитель положительных или отрицательных эмоций.
Анализ содержательных и выразительно-изобразительных компонентов ученических рисунков с воображением на основе воспринятого художественного материала свидетельствует, что у школьников отмечается неумение «перевести» собственные эстетические чувства художественным языком, а именно:
- невыразительность, бедность содержательно-эмоциональной наполненности рисунков;
- непонимание роли конкретных средств выразительности (цвета, формы, композиционного решения и т.п.) в качестве основных факторов выражения своего эмоционального отношения графическими средствами.
Анализ и обобщение результатов констатирующего эксперимента позволили выделить четыре уровня личностно-эстетического развития умственно отсталых учеников - от высокого до очень низкого.
Первый (высокий) уровень. По всем критериям оценки эти ученики показывают наиболее высокие результаты:
- отмечается устойчивый положительный интерес к явлениям искусства, который проявляется в активном и осознанном желании послушать, посмотреть любимые или понравившиеся произведения;
- эстетический опыт помогает узнавать знакомые произведения тех жанров искусства, которые школьники лично предпочитают, а также сравнивать их с другими видами и жанрами, закрепленными на личном опыте;
- присутствует выраженная потребность в эстетической деятельности, школьники принимают активное участие в различных ее видах, осознанно отдавая предпочтение одному из них.
Знания и представления о литературе, изобразительном искусстве, музыке в пределах требований учебной программы у этих детей систематизированы, имеются определенные представления о синтетических видах искусства и деятельности людей творческих профессий. Школьники осознают специфику и назначение отдельных видов и жанров искусства, самостоятельно или с помощью учителя называют имена некоторых известных художников, писателей, поэтов, композиторов, знают некоторые их художественные произведения.
Ученики первого уровня показывают также способность вычленять существенные признаки основных эстетических категорий, дифференцировать, абстрагировать их от несущественных признаков, связывая суждения по имеющемуся собственному жизненному опыту. Во время восприятия произведения искусства они пытаются осознать его содержание по замыслу автора и с опорой на основные средства художественной выразительности. Они способны самостоятельно подобрать название к произведению на основе логических умозаключений и обобщений, адекватно реагируют на эмоциональное содержание произведения, соотносят настроение одного произведения искусства с другим, могут рассказать о своих чувствах и переживаниях по поводу воспринятого, отразить их в рисунке. Эмоционально-личностное отношение при этом мотивируется несколькими существенными признаками, имеет адекватный характер.
В процессе решения творческих задач эти школьники проявляют самостоятельность, элементы творчества, воображения, фантазии, выражают личностное отношение к образу, контролируют свою практическую деятельность. Причем их самооценка результатов художественно-эстетической деятельности адекватная, мотивированная одним или несколькими существенными признаками. Они показывают достаточно правильные и сознательные практические навыки по воссозданию художественного образа и присущие им последовательность и завершенность, простоту и конкретность работ.
Второй (средний) уровень характеризуется тем, что ученики интересуются искусством, имеют достаточно широкие пределы мотивационных преимуществ, участвуют в различных видах эстетической деятельности, но при этом не могут вполне адекватно осознавать собственные мотивы общения с искусством, выбор эстетической деятельности (преимущественно подражательного, репродуктивного характера) мотивируют внешними признаками.
Школьники этого уровня способны эмоционально чувствовать и осознавать большую часть художественного тематического материала в пределах требований учебной программы, но их знания недостаточно прочные, полные и систематизированные, характер суждений об основных эстетических категориях с недостаточным осознанием существенных признаков находится на более низком уровне, чем у учащихся, которые отнесены к первому уровню.
В процессе восприятия и анализа определенного художественного произведения эти ученики понимают замысел автора частично, могут выделить один или два выразительных средства, установить элементарные или неполные причинно-следственные связи между формой и содержанием произведения, а в отдельных случаях нуждаются в контроле и помощи со стороны взрослого. В целом, правильно определяя основное настроение произведения, они не всегда способны полностью осознать связь между эмоциональным содержанием образа и средствами его выразительности, провести ассоциации с жизненными явлениями. Несмотря на заинтересованность, эмоциональность восприятия и частичное осознание полученных художественных впечатлений, у этих детей наблюдается недостаточная эмоциональная окрашенность собственных высказываний, отсутствие логической последовательности и целостности повествования. Школьники умеют самостоятельно дифференцировать существенные и несущественные признаки, давать адекватную вербальную оценку художественному произведению и выразительно воспроизводить свои чувства в рисунке, что приводит к расхождению между образностью вербального (графического) описания и его смыслом.
Ученики второго уровня способны использовать приобретенные знания и умения для выполнения практических творческих заданий (с элементами творческого подхода к теме), воспроизводить несколько основных этапов их выполнения, осуществлять контроль своей работы. Но целостность и точность образа у них не достаточны; школьники не могут самостоятельно выделять главное и второстепенное, хотя их самооценка результатов собственной художественно-эстетической деятельности адекватная, мотивированная одним существенным признаком.
Третий (низкий) уровень. Интерес к искусству у учащихся этого уровня положительный, но недостаточно выраженный, проявляется ситуативно, на уровне развлекательности, не подкреплен знанием элементарных особенностей языка искусства; они выбирают преимущественно легкие и развлекательные жанры, художественные произведения воспринимают избирательно, улавливая в них только то, что ближе, доступнее, имеет место в собственном жизненном опыте.
Стремление к самовыражению в эстетической деятельности у них выражено слабо, поэтому эти дети практически не занимаются в кружках художественно-эстетического направления, проявляют эпизодический интерес, а отчасти - пассивность в участии в классных и школьных мероприятиях художественно-эстетического направления. Запас художественно-эстетической информации с программными требованиями у них минимальный, вследствие чего образы произведений искусства осознаются поверхностно, основываются на несущественных связях.
Школьники этого уровня не могут достаточно осознать роль искусства в жизни общества, специфику отдельных видов искусства, этапы деятельности художника, композитора, писателя и представителей других творческих профессий. Качество их оценочно-эстетических суждений характеризуется неустойчивостью и нечеткостью, наблюдается неумение обобщить собственные представления об эстетическом идеале, их утилитарность, «загрязнение» второстепенными, часто случайными, внешними признаками.
Во время восприятия художественных произведений проявляется неточность в определении основного настроения, неадекватность эмоционального отклика, а содержание художественного произведения раскрывается на почве несущественных признаков. Выделяя одно выразительное средство, эти ученики не могут установить причинно-следственные зависимости и соотнести их с сутью произведения.
Школьники не в состоянии самостоятельно рассказать о пережитых чувствах, адекватно воспроизвести свои впечатления от воспринимаемого в рисунке, соотнести настроение одного искусства с другим, в их рассказах наблюдается привнесение случайных, побочных сведений, причем требуется значительная помощь со стороны взрослого, эмоционально-личностное отношение мотивируется внешними признаками, характер мотивации - неадекватный.
В результатах их практической деятельности явно прослеживается ограниченность художественно-эстетического опыта, неразвитость элементов воображения и образного мышления, понимание задач творческого характера и конечного результата будущей работы требуют дополнительного анализа условий задачи и планирования деятельности. Эти ученики нуждаются в постоянном контроле и стимулировании деятельности со стороны взрослого, а качество выполнения задач характеризуется отсутствием ясности, точности и целостности передачи образа. Самооценка результатов собственной художественно-эстетической деятельности у них неадекватная, мотивируется несущественными признаками.
Четвертый (очень низкий) уровень. У школьников этой группы наблюдаются:
- безразличное, слабо выраженное положительное отношение к искусству и практически отсутствует потребность в общении с ним;
- неразвиты эстетические вкусовые предпочтения, которые концентрируются преимущественно на предметах и явлениях, которые не имеют эстетической ценности;
- лишены необходимости выражаться в практической эстетической деятельности, решать задачи творческого характера даже под непосредственным руководством учителя;
- хаотичность, непоследовательность суждений об искусстве и основные эстетические категории;
- отсутствие критериев эстетического выбора.
Ограничиваясь узнаванием знакомых эстетических явлений и объектов, они не могут установить простейшие логические связи между ними и мотивировать свой ответ. В процессе восприятия художественных произведений эти ученики не в состоянии установить причинную зависимость явлений, их последовательность, понять основную мысль произведения, дать ему название. Средства художественной выразительности они не выделяют вообще либо выделяют с помощью взрослого, не соотнося их с содержанием произведения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)