Анализ работы в процессе освоения учебных дисциплин во вспомогательной школе
Анализ работы по эстетическому воспитанию в процессе освоения учебных дисциплин во вспомогательной школе обозначил две взаимообусловленные проблемы. Первая - проблема эффективной реализации коррекционных функций эстетического воспитания как на уроках художественно-эстетического цикла (изобразительного искусства, музыки, чтения), так и на уроках истории, географии, естествознания, социально-бытового ориентирования и тому подобное. И вторая проблема - отработки самого механизма реализации этих функций, с помощью которого у учащихся формируется и развивается способность видеть, чувствовать, понимать, оценивать и посильно создавать эстетические ценности.
Основные направления внеклассной работы по эстетическому воспитанию, характерные для современных вспомогательных школ-интернатов:
- систематические массовые мероприятия;
- детская художественная самодеятельность; участие в школьных и внешкольных мероприятиях (школьные, районные, местные, областные смотры художественной самодеятельности);
- экскурсии в художественный музей, к памятникам культуры родного края;
- посещение театральных, цирковых спектаклей;
- организация ученических индивидуальных и коллективных выставок (изобразительное, прикладное искусство), конкурсов (на лучшего чтеца-декламатора, художника и т.п.);
- тематические недели, вечера, викторины, конференции, игры-путешествия;
- беседы об искусстве;
- кружковая работа по направлениям: изобразительное искусство; искусство танца; искусство слова; музыкальное искусство; театральное искусство; декоративно-прикладное искусство и т.д.;
- встречи с представителями художественно-творческих профессий, творческими местными коллективами;
- встречи и сотрудничество с учениками художественных, музыкальных школ, участниками местных ученических театральных студий и тому подобное;
- оформление школьного интерьера.
Итак, во вспомогательных школах организация эстетического воспитания на уроках и во внеклассной работе имеет разнообразный характер. Однако в большинстве школ прослеживается изолированность, отсутствие последовательности и системности усвоения художественно-тематического материала, недостаточно четкие определения коррекционно-развивающих задач и учета возрастных особенностей учащихся, характерно преимущественное употребление различных способов педагогического воздействия, которые предусматривают только пассивное участие большинства школьников в соответствующей работе. Недостаточная теоретическая и методическая подготовка педагогов к ее проведению требует существенного совершенствования как со стороны развития ценностных эстетических ориентаций самих дефектологов, так и со стороны повышения их профессиональной готовности к развитию личностно-эстетических качеств у детей с недостатками умственного развития.
Вопрос эффективной реализации коррекционных функций эстетического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях во вспомогательной школе связан с решением взаимообусловленных противоречий между:
- потребностью научного определения критериев личностно-эстетического развития умственно отсталых учащихся как условия объективной оценки результатов коррекционно-воспитательных воздействий и отсутствием таких критериев в практике;
- важностью обеспечения взаимодействия процессов познания в личностном становлении учащихся и отсутствием преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в 7 - 9-х классах вспомогательной школы;
- необходимостью эмоционально-образного познания сигналов художественно-эстетической информации и преимуществом логико-рациональной формы подачи тематического материала на уроках и во внеклассных мероприятиях;
- недостаточным применением тематической интеграции различных видов искусства, межпредметных связей и тому подобное;
- коррекционно-компенсаторными возможностями эстетических воздействий в личностно-эстетическом развитии умственно отсталого школьника и уровнем соответствующей профессиональной готовности олигофренопедагога к их реализации, отсутствием научно-методической литературы по многим вопросам исследуемой проблемы.
В соответствии с положениями философской науки, общей и специальной педагогики и психологии о единстве сферы знаний, чувств и практической деятельности можно выделить 4 группы критериев диагностики уровней личностно-эстетического развития учащихся с ограниченными умственными возможностями:
- потребностно-мотивационную;
- когнитивную;
- чувственно-аксиологическую;
- действенно-практическую.
Показатели по каждой из этих групп критериев ориентированы на выявление интеллектуальных, эмоционально-чувственных, ценностно-ориентационных компонентов эстетического сознания и элементов практически-эстетической деятельности школьников разных возрастных групп - 3-х, 5-х, 7-х и 9-х классов вспомогательной школы. Указанные критерии взаимосвязаны, имеют прогностический характер и предусматривают последовательное и качественное изменение эстетического отношения учащихся к действительности и искусству.
Констатирующий эксперимент состоит из четырех частей, каждая из которых вмещает по три серии задач, и проводится в форме индивидуальных занятий.
В первой части констатирующего этапа исследования изучается качество эстетических суждений и наличие у учащихся минимальной обязательной эрудиции в области искусства. Во второй части проводится диагностика наличия интереса к искусству и потребности общения с ним.
Задача третьей части заключается в выявлении особенностей восприятия учащимися художественного образа в отдельных видах искусства (анализ воспринятого тематического художественного материала, установление логических связей между содержательной стороной художественного произведения и его выразительной формой):
- в изобразительном искусстве (на примере живописи) - цветовое решение, композиционный строй;
- в музыке (на примере классической музыки) - мелодия, темп, ритм, характер звуков;
- в литературе (на примере поэзии) - интонационные оттенки речи, характер мотивации эмоционально-личностного отношения (адекватность, осознанность, самостоятельность, критичность).
Кроме того, в третьей части выясняются особенности характера и настроения художественного образа произведений искусства, способность к чувствительности, переживанию (сопереживанию) в процессе восприятия художественно-эстетических явлений, наличие умения соотносить настроение одного вида искусства с другим и воспроизводить характер произведения различными художественными средствами.
Четвертая часть констатирующего этапа эксперимента направлена на изучение качества выполнения практических заданий творческого характера.
Интерес к искусству у большинства учащихся с ограниченными умственными возможностями имеет поверхностный и неустойчивый характер, больше доминирует установка на простоту, доступность, развлекательность, популярность того или иного вида и жанра искусства, чем на его значимость и ценность.
Интерес к занятиям художественно-эстетического направления наблюдается у учащихся в течение всего школьного возраста, однако преобладает пассивный характер практической эстетической деятельности, особенно в старших классах. В то же время, осознанные мотивы выбора имеют довольно разносторонний характер:
- интерес к художественно-трудовому процессу;
- желание испытать свои физические силы и творческие способности;
- получение удовольствия от процесса и результатов творческого труда;
- желание получить соответствующую профессию;
- заинтересованность историей национальной культуры, процессом становления и развития народного искусства, достижениями народных умельцев;
- потребность узнать новое;
- желание повысить свой авторитет перед одноклассниками.
В 3-х и 5-х классах наблюдается преобладание мотивов гедонистического характера - получение удовольствия от процесса и результатов собственного труда, а в 7-х и 9-х - социального: стремление получить соответствующую профессию или повысить свой авторитет среди одноклассников.
Качество знаний и представлений об искусстве, специфике его видов и жанров, деятельности людей творческих профессий, этапах «рождения» художественного произведения, представлений о культуре, традициях и обычаях народа характеризуется низким уровнем осознанности, полноты, прочности, систематизированности. Ученики, даже 9-х классов, усваивают на достаточном уровне существенные признаки основных эстетических категорий, характер ценностных ориентаций проявляется утилитарно или как результат закрепленности в опыте педагогических воздействий относительно общепринятых эстетических критериев и идеалов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)