Коррекционные функции эстетического воспитания и механизм их реализации в старших классах вспомогательной школы
Одной из важнейших тенденций современной государственной политики по развитию образования является предоставление личности ребенка ключевого приоритета и ценности, понимание ее как субъекта жизни и культуры. Об этом говорится в законах «Об образовании», «О внешкольном образовании», в Государственной национальной программе «Образование», Национальной доктрине развития образования, Государственной программе «Учитель», Национальной государственной комплексной программе эстетического воспитания и тому подобное.
Под влиянием новых ценностных ориентиров гуманистически направленная педагогика уделяет значительное внимание вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями для формирования активной, всесторонне развитой личности, подготовленной к жизни и посильному участию в общественно полезном труде, личности, способной к успешной адаптации и социализации.
Сейчас ученые акцентируют внимание на необходимости переосмысления соотношения образовательных достижений ребенка с психофизическими недостатками и его достижений в области духовно-культурного развития, на создании благоприятных условий для воспитания каждой личности с максимальной индивидуализацией.
В разработке «культурных форм», направленных на социальную адаптацию детей с психофизическими недостатками, в частности с недостатками умственного развития, особую роль берет на себя эстетическое воспитание, которое обеспечивает именно социокультурное становление и формирование субъектных качеств личности (самостоятельности, рефлекcивности, способности к самореализации, самосовершенствованию), расширяет границы общественного опыта, формирует духовный мир, способствует коррекции психического развития.
Механизм реализации коррекционных функций эстетического воспитания приобретает эффективности при таких условиях:
- коррекционного направления системы эстетического воспитания на исправление недостатков и улучшение развития интеллектуальных, эмоционально-чувственных и ценностных компонентов сознания и формирование элементов творческой активности и самостоятельности учащихся в их системном единстве;
- целеустремленности, преемственности, согласованности процесса эстетического воспитания в различных формах организации учебной, внеклассной и внешкольной работы с разнообразием педагогических методов и приемов, направленных на становление и поддержание устойчивого познавательного интереса к художественно-эстетическим явлениям действительности, освоение мыслительных операций, развитие эмоциональной отзывчивости, активацию творческих наклонностей и способностей каждого ребенка.
«Воспитание искусством» выступает особым средством создания условий для полноценной жизни в обществе людей с психофизическими отклонениями, стабилизации их психического и физического состояния, во избежание социальных, психологических, семейных стрессов, помогает гармонизации личности.
Развитие художественно-эстетических навыков и умений в соответствии с теорией «психотерапии через искусство» (арт-терапии) рассматривается не как путь к все более адекватному и образному отражению реальной действительности, а как получение достаточных средств самовыражения.
Ведущая направленность зарубежных арт-терапевтических программ для людей с особыми потребностями заключается в признании за каждой личностью, независимо от недостатков ее развития, права заниматься художественно-исполнительной и творческой деятельностью, в формировании у нее чувства полноценной жизни, стимулировании желания общаться с окружающим миром, воспринимать и творить красоту вокруг себя.
Анализ проблем эстетического воспитания детей с ограниченными умственными возможностями за границей показывает, что этим вопросам уделяется значительное внимание, которое обусловлено спецификой художественно-эстетических воздействий, возможностями искусства гармонизировать личность умственно отсталого ребенка из-за расширения коммуникативных связей с внешней средой, формировать чувство собственного достоинства и целесообразности приложенных усилий, развивать способность самовыражения и самопознания. В последние годы ученые уделяют значительное внимание музыкально-хореографической, театрализованной деятельности, различным видам драматизации, импровизации, инсценировке и тому подобное.
В то же время, проблемы эстетического воспитания детей с недостатками интеллектуального развития не нашли еще должного решения в специальной научной литературе и требуют дальнейшего изучения, дидактического и методического обеспечения соответствующими научными разработками и практическими рекомендациями.
Значительный потенциал эстетического воспитания, как составляющей системы специального образования учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития, пока не стал толчком к его продуктивному функционированию, что в значительной мере сдерживается отсутствием целостного представления о коррекционных возможностях эстетического воспитания в условиях вспомогательной школы. Коррекция, как совокупность педагогических средств, направленных на уменьшение недостатков развития, улучшение адаптации и социализации ребенка с пороками интеллектуального развития, является одной из основных задач вспомогательной школы.
Именно от качества коррекционных воздействий в системе учебно-воспитательной работы вспомогательной школы зависит успешность развития компенсаторных процессов, дальнейшее развитие ребенка как целостной личности.
Определяя сущность эстетического воспитания во вспомогательной школе необходимо исходить из понимания его как коррекционно-развивающего процесса. При этом коррекционные функции эстетического воспитания рассматриваются как педагогически целесообразная организация процесса личностно-эстетического развития на основе:
- обогащения чувственной сферы;
- коррекции и специальной направленности интеллектуальной деятельности;
- повышения сознательности усвоения художественно-эстетической информации;
- мотивационных и оценочных суждений;
- активизации познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения);
- интеллектуализации практически-эстетической деятельности;
- усиления его самостоятельности и проявлений элементов творчества.
При таком подходе акцент сделан на сложном взаимодействии интеллектуальных, эмоционально-чувственных, ценностных компонентов эстетического сознания и элементов эстетической деятельности, которая вызывает целостное коррекционно-компенсаторное влияние на личностно-эстетическое развитие школьников.
Важнейшее значение приобретают выводы ученых о наличии положительной возрастной динамики развития и совершенствования мыслительных процессов анализа, абстракции, обобщения и др.
Ученикам вспомогательной школы, особенно в младших классах, свойственны нарушения целенаправленности и осознанности практической деятельности, ее низкое качество, отсутствие самостоятельности и способности использовать прошлый опыт, проявлять воображение, фантазию, мало развита любознательность, кратковременность и истощаемость стремлений, ограниченность и быстрая сменяемость мотивов.
Уже в период зарождения системы образования умственно отсталых детей эстетическое воспитание рассматривалось исследователями как средство развития и коррекции психических нарушений. Однако в системе коррекционной работы, которая сложилась в конце XIX - начале ХХ века и основывалась на принципах сенсомоторной культуры, заметна тенденция к изолированной тренировке отдельных психических процессов.
Учитывая конкретный характер мышления умственно отсталых детей и то, что в их эстетическом развитии чувствительный элемент преобладает над умственным, ученые указывают на необходимость создания специальных педагогических условий использования форм художественно-эстетического отражения действительности в коррекционно-воспитательном процессе вспомогательной школы.
В начале 90-х гг. эстетическое, хотя и рассматривалось как неотъемлемая часть коррекционно-воспитательного процесса вспомогательной школы, сама его структура в определенной степени была неконтролируемой или внедрялась без конкретно обоснованных теоретико-методических положений. В общем, образование детей с ограниченными умственными возможностями стало крайне рационализированное и вербализированное, в нем доминировало усвоение и закрепление знаний, умений и навыков по основам наук. Задачи целенаправленного формирования жизненной компетенции, личностного развития, преодоления социальной и культурной депривации оттеснялись на второй план, а достижения такого ребенка в области развития познавательной деятельности и контекстной речи стали осознаваться в этот период в качестве главного ценностного ориентира.
На современном этапе реформирования образования детей с недостатками интеллектуального развития ученые подчеркивают необходимость переосмысления коррекционного потенциала эстетического воспитания во вспомогательной школе и максимального использования функциональных резервов учебных дисциплин и внеклассных мероприятий художественно-эстетического направления с целью коррекции отклонений в развитии, формирования личностно-ценностной ориентации и т.п.
В содержании и построении образовательных областей Госстандарта специального образования, учебных программ по различным дисциплинам, планов учебно-воспитательной работы недостаточно учтены положения единства эмоционально-образного и осознанного познания действительности, обогащения у учащихся чувственной сферы, развития эстетического восприятия, адекватного личностно-оценочного отношения к художественно-эстетическим явлениям действительности, формирования потребности в художественно-творческой самореализации и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)