Что является залогом эффективности индивидуального учебного плана?
- Привлечение родителей в качестве активных и равноправных членов педагогической команды.
- Детальное планирование учебного процесса на каждый день.
- Четкое распределение обязанностей: кто именно отвечает за ежедневное обучение ребенка, а кто за обобщение и оценку результатов.
- Корректировка плана в соответствии с медицинскими отчетами и рекомендациями относительно состояния здоровья ребенка.
- Индивидуальный план должен быть «живым» - постоянно меняться в соответствии с личными обстоятельствами ребенка и его прогрессом в обучении.
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе инклюзивного обучения
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе внедрения инклюзивного обучения имеет большое значение для многих детей с особыми потребностями, ведь дает им и учителям возможность проводить широкий круг мероприятий в рамках учебной программы и способствует равенству возможностей.
Для этого необходимо:
- воспитывать инклюзивное и позитивное отношение к применению технологий для обучения;
- учитывать специфику командной работы специалистов;
- преодолевать поведенческие барьеры со стороны преподавателей, родителей, администрации школ, а именно развеивать страх, стереотипы относительно применения информационно-коммуникационных технологий;
- на постоянной основе осуществлять обучение учителей и предоставлять им помощь в применении информационно-коммуникационных технологий для детей с особыми потребностями;
- обеспечивать школы необходимыми современными техническими ресурсами;
- обеспечивать индивидуальный подход к ученикам с особыми потребностями в использовании информационно-коммуникационных технологий, учитывая их индивидуальные характеристики;
- разрабатывать учебную программу, которая изначально соответствовала бы потребностям наибольшего количества учащихся (универсальный дизайн).
Доступность информационно-коммуникационных технологий для образования включает:
- традиционные виды технологий: компьютеры, веб-браузеры, электронные доски, мобильные телефоны со встроенными функциями повышения доступности;
- вспомогательные технологии, такие как аудиофоны, программы для чтения экрана, адаптированные клавиатуры, дополнительные коммуникационные устройства и т.п.;
- доступные носители и форматы, такие как видеоматериалы с субтитрами, система доступной цифровой информации и др.
Как работать с детьми с особыми образовательными потребностями: практические советы
Внедрение инклюзивного обучения - это процесс, который требует преобразований, как на уровне всей системы образования, так и на уровне учебного заведения. Иногда воспринять очень трудно, так как это приводит к необходимости переосмысления концептуальных взглядов.
Для успешной организации учебного процесса учащихся с церебральным параличом учителю необходимы знания об особенностях их психофизического развития, а также о типичных трудностях, обусловленных характером нарушения, которые наблюдаются во время освоения учебного материала. Эти знания могут пригодиться учителям и администрации школ при планировании учебного года, дизайна кабинета, подготовки учебных материалов, размещения за партами и учебной деятельности в целом.
Также важно отметить, что дети могут иметь «хорошие» или «плохие» дни в обучении, и это будет зависеть от интенсивности приступов.
Стоит отметить, что у ребенка с эпилепсией также могут возникать эмоциональные и поведенческие состояния и ситуации:
- депрессия;
- раздражительность;
- физическая агрессия;
- вспышки гнева;
- гиперактивность;
- страх и обеспокоенность;
- переутомление.
От употребления противоэпилептических лекарственных средств могут появиться побочные эффекты. Вот некоторые общие симптомы, которые могут возникнуть от их употребления и, которые могут повлиять на обучение:
- утомляемость;
- замедление речи;
- вопросы, связанные с балансировкой и координацией движений, угловатость;
- головокружение и тошнота;
- изменение настроения;
- потеря памяти;
- гнев;
- нарушение зрения;
- гиперактивность.
Важно, чтобы учитель поддерживал контакт с родителями ученика с эпилепсией и был проинформирован о добавлении или изменении лекарственного средства или об изменении дозы противоэпилептического лекарственного средства, чтобы он мог отслеживать побочные эффекты и поведенческие изменения.
Несколько советов для учителей:
- встретьтесь с родителями перед началом учебного года, узнайте больше об их ребенке, скоординируйте совместные действия, спросите у родителей, можно ли рассказать, и как рассказать ученикам в классе о существующих нарушениях у их ребенка;
- подготовьте учеников в классе к тому, что у них будет учиться ученик с эпилепсией и в случае необходимости ему нужно будет оказать помощь;
- расскажите ученикам в классе как правильно оказать помощь ученику с эпилепсией;
- при необходимости адаптируйте учебный план;
- введите тематическое преподавание;
- используйте различные формы подачи материала;
- определите, сколько времени необходимо ученику, чтобы он снова начал работать в том же ритме, что и до приступа; примите это во внимание, чтобы отрегулировать нагрузку;
- сообщайте родителям о любых изменениях в усвоении материала их ребенком.
Родители детей с ограниченным слухом быстро учатся общаться с ними дома. Они знают, как близко необходимо находиться, какой громкости должен быть их голос, чтобы ребенок понял сказанное.
Если применять раннее вмешательство и имеющиеся технологии, вроде слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, отставания в речи и обучении, которые когда-то считались жизненным приговором, могут быть сведены к минимуму.
Благодаря этим достижениям в технологиях и пониманию проблемы все больше детей с поражением слуха могут посещать детские сады и другие учебные заведения, имея при этом особые навыки общения и слушания. Но в учебных заведениях существуют внешние факторы, которые будут влиять на их возможность слушать, учиться и общаться со своими ровесниками, поэтому необходимо это учитывать при планировании учебного и воспитательного процесса для этой группы детей.
Уровень поражения слуха у ребенка необходимо определять в тихом месте. Стоит также учитывать условия определения «слухового слоя» и корректировки поведения в зависимости от дополнительных внешних шумов.
Если человек, оказывающий помощь, или учитель выходит за «слуховой слой», ребенок начинает пристально смотреть, не зная, происходит попытка общения или нет. Очень важно, чтобы ученик с поражением слуха на уроках все время находился близко к преподавателю.
Прилагая незначительные усилия, дети с обычными слуховыми возможностями могут «выключить» посторонние звуковые элементы, такие как шум дороги, кондиционера или разговора. Но детям с поражением слуха будет трудно отфильтровать фоновые шумы, и слуховые аппараты и кохлеарные импланты также не решают этой проблемы. Все шумы усиливаются устройствами и поступают к ребенку в смешанном виде.
Кроме того, трудности может вызвать также разный уровень потери слуха. Знать об уровне слуха ребенка очень важно для того, чтобы определить, как структурировать наиболее полезную учебную среду в классе. Уменьшение уровня фоновых шумов должно быть одним из приоритетов.
Несколько предложений для снижения уровня фоновых шумов:
- Держите окна закрытыми в случае сильных уличных звуков.
- Выключайте кондиционеры во время обучения.
- Настаивайте на том, чтобы ученики не говорили во время устных презентаций.
- Используйте FM-устройства, чтобы улучшить соотношение звукового сигнала к шуму.
Когда дети с нарушением слуха пытаются учиться в громком, недружелюбном окружении, их учебные возможности значительно снижаются.
Попытки услышать урок в подобных условиях будет похож на попытку сложить пазл, когда половина его составляющих отсутствует. Но если надлежащие условия приспособления будут обеспечены, такие дети смогут наслаждаться школьной жизнью и достигать вершин так же, как и их ровесники с обычными слуховыми возможностями.
Несколько советов, как помочь ребенку с поражением слуха:
- Во время уроков используйте наглядные демонстрационные материалы.
- Пишите основные моменты на доске.
- Используйте раздаточные материалы с важной информацией по теме.
- Говорите громко, четко и ровно. Некоторые дети могут слышать, но воспринимают отдельные звуки искаженно. Поэтому необходимо подбирать необходимый уровень звучания. Иногда достаточно лишь снизить высоту голоса, поскольку ребенок потерял способность воспринимать высокие частоты.
- Перед тем как начинать разговор или описание задачи привлеките внимание всех детей.
- Не изменяйте тему внезапно, без предупреждения. Используйте переходные фразы.
- Во время преподавания поворачивайтесь лицом к детям.
- Организуйте работу в кабинете таким образом, чтобы дети сидели в кругу или чтобы вы могли видеть каждого.
- Говорите медленно и повторяйте основные моменты другими словами или перефразируйте.
- Позвольте использовать диктофоны.
- Обеспечьте подачу информации, задач на электронных носителях.
- Посадите ученика вместе с одноклассником или другом, чтобы, в случае необходимости, тот оказал ему помощь.
- Не забывайте о безопасности в чрезвычайных ситуациях в классе и школе для этой группы детей.
Если дети имеют проблемы со зрением, их возможность учиться и эффективность получения знаний будет снижена. Ограниченное зрение приведет к тому, что дети не в состоянии будут выполнять задачи из-за физических или эмоциональных факторов. Проблемы со зрением негативно сказываются на процессе восприятия, что характеризуется большой заторможенностью, узостью обзора, пониженностью точности. В связи с этим зрительные представления детей недостаточно четкие, яркие, часто искажены.
С возрастом требования к зрительной деятельности будут увеличиваться, ведь задания будут сложными. Размер шрифта в печатных учебниках будет уменьшаться, а количество домашних заданий значительно увеличиваться. Ожидание учителя по поиску учениками ответа «с первого взгляда» также будет не в пользу учащихся с нарушением зрения.
Существует много общих детских болезней глаз, которые могут привести к ограничению зрения. Важно при этом, чтобы учитель знал, какие условия нужно изменить, чтобы быть в состоянии скорректировать учебный процесс для помощи ученику. Например, если у ребенка диагностировали фотофобию (боязнь света) или альбинизм, нужно принять соответствующие шаги для того, чтобы уменьшить уровень освещения и бликов; если ребенок не различает цвета, урок для этого ребенка не может основываться на основе цветных элементов упражнений.
Поговорите с родителями и попросите у них письменное заключение от педиатра, офтальмолога или окулиста. Обычно родители с радостью делятся собственным опытом, а также информацией, которая может помочь их ребенку стать успешным.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)