Важность сотрудничества родителей, учителей и специалистов
В процессе внедрения инклюзивного обучения могут быть задействованы учителя, родители, общество, школьная администрация, органы управления образования, социальная защита, учреждения профтехобразования, высшие учебные заведения, предприятия в сфере образования и др.
Учителя и родители играют ключевую роль в поддержании всех аспектов процесса инклюзивного обучения. Согласно действующему законодательству все решения, касающиеся детей, должны приниматься только при участии родителей и самих детей. Именно они принимают окончательное решение относительно обследования и диагностирования ребенка, а также предоставления ему индивидуальной помощи.
Если учитель хочет добиться успеха в своей работе, ему необходимо постоянно информировать родителей о планах, успехах и проблемах их ребенка.
Положительное отношение учителей к инклюзивному обучению во многом зависит от опыта работы с учениками, которые считаются «тяжелыми», и желания с ними работать, педагогического образования, применения новейших методик, наличия «поддержки» со стороны междисциплинарной команды и др.
Благодаря усилиям учителя, ассистента учителя и других специалистов, а также влияния самого окружения, дети развиваются и изменяются, что может не всегда сразу восприниматься родителями. Поэтому очень важно, чтобы родители работали в непосредственном контакте с учителем и знали цель его действий.
Все дети, без исключения, могут учиться, но не все дети учатся одинаково: имеют одинаковый учебный уровень и требуют одинакового времени для изучения определенного материала. Обучение - это индивидуальный процесс. То, что является эффективным для одного ребенка, может быть непригодным для другого. Врачебный диагноз о наличии определенных функциональных нарушений не предоставляет достаточно информации для определения и планирования индивидуальных потребностей ребенка.
Индивидуальные образовательные потребности - это:
- определение текущих потребностей и навыков;
- поиск и разработка индивидуальных целей и задач для ребенка;
- поиск лучшей учебной среды;
- создание индивидуальных учебных планов.
Для определения образовательных потребностей детей с инвалидностью учитель должен:
- поговорить с ребенком;
- проследить, как работает ребенок в классе;
- оценить способности по базовым предметам таким, как математика, чтение и тому подобное.
Для чего нужна оценка?
Оценивание помогает определить индивидуальные потребности ребенка. Некоторые дети испытывают трудности с обучением только определенное время и поэтому нуждаются в краткосрочной помощи. Однако со временем специальные потребности становятся «пожизненными» потребностями. Но стоит учесть, что они зависят от окружения и особенностей развития.
Многие другие факторы могут влиять на образовательные потребности ребенка. Для этого важно, чтобы команда педагогов постоянно встречалась, обменивалась мыслями и обсуждала эти факторы и должным образом корректировала учебные программы ребенка. После того, как родители предоставляют согласие школе на применение определенных образовательных программ, план оценивания считается утвержденным.
В зависимости от потребностей ребенка в процесс оценивания может привлекаться целый ряд специалистов, таких как учитель, врач, логопед, психолог, педиатр и другие специалисты. Это необходимо для того, чтобы оценить различные сферы развития ребенка: так, например, психолог оценивает когнитивный уровень и потенциал ребенка; учитель оценивает учебные навыки ребенка.
Классный руководитель должен сообщить родителям, какие специалисты вовлечены и что именно каждый из них должен оценивать. Существует много инструментов и методов для определения учебного, когнитивного, социального, эмоционального, коммуникативного или поведенческого уровней развития ребенка и его потребностей. Выбор и разработка инструментария и методики оценки развития и потребностей ребенка требуют сотрудничества специалистов и родителей.
Что такое эффективная учебная программа?
Эффективная учебная программа:
- основывается на индивидуальных потребностях ребенка;
- является спланированной и действенной, должным образом отрегулированной к потребностям ребенка;
- является инклюзивной, что позволяет ребенку в полной мере осваивать школьную программу и участвовать в школьной жизни;
- является согласованной с окружающими.
Надлежащее планирование учебного процесса включает дифференцированность. Учителя внедряют программу, которая соответствует разнообразным образовательным потребностям детей путем дифференцированного процесса обучения. Это значит, что учителя часто варьируют методики и подходы преподавания материала как в течение урока, так и при оценке успехов ребенка.
Адаптация
Адаптация означает изменения в процессе преподавания, учебном материале, назначении и результатах. Адаптация применяется в случаях, когда ребенок полностью воспринимает цели и задачи общей учебной программы, однако нуждается в дополнительном оборудовании или дополнительных объяснениях или направлениях. Например, дети с детским церебральным параличом не могут писать и нуждаются в компьютере для выполнения письменных заданий. Дети с нарушением зрения должны обеспечиваться соответствующими пособиями, учебными материалами с увеличенным шрифтом.
Модификация учебной программы
Иногда дети с когнитивными образовательными проблемами не могут овладеть общеобразовательную программу, даже при определенной адаптации. В таких случаях учителя прибегают к модификации программы, изменяя количество предметов, конечный результат.
Индивидуализированная программа базируется на развитии познавательно-функциональных академических навыков, коммуникативных навыков, социально-поведенческих навыков, моторных навыков и навыков, которые помогают обслуживать себя.
Индивидуальная программа обучения
Индивидуальное планирование учебного процесса ребенка с особыми потребностями - это работа команды учителей, родителей и, при необходимости, других специалистов (психологов, логопедов, реабилитологов и т.д.). Определив и оценив образовательные потребности ребенка, учитель разрабатывает индивидуальный учебный план, привлекая к этому родителей, способствует должному пониманию родителями образовательных потребностей их ребенка и четкому осознанию того, что именно такой подход, такие методики и формы обучения являются лучшими для их ребенка.
Индивидуальный учебный план разрабатывается для учеников, которые нуждаются в модификации или индивидуализации учебной программы. Большинство индивидуальных учебных планов разрабатываются для учеников, которые нуждаются в поддержке развития учебных и когнитивных навыков.
Основные компоненты индивидуального учебного плана
Все индивидуальные учебные планы, без исключения и безотносительно к особым индивидуальным потребностям ребенка, содержат общие компоненты:
- общую информацию о ребенке;
- рекомендации психолого-медико-педагогической консультации относительно способностей и потребностей ребенка;
- цели и задачи обучения ребенка;
- ожидаемые результаты;
- учебные методы, материалы и стратегии;
- список учителей и других специалистов, ответственных за внедрение плана;
- предметы и расписание уроков;
- расписание проведения оценки успешности ребенка.
Этапы разработки индивидуального учебного плана:
- сбор и ознакомление с информацией о ребенке;
- выбор образовательного направления;
- написание плана;
- введение и оценка плана.
Эти четыре этапа могут обрабатываться как по отдельности, так и одновременно, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Родители ребенка должны привлекаться на всех четырех этапах разработки.
Первый этап - сбор и ознакомление с информацией о ребенке. Родители предоставляют информацию о ребенке по такой общей схеме:
- цели и стремления вашего ребенка;
- особенности ребенка;
- интересы, способности, желания;
- сильные стороны и потребности;
- семья и элементы воспитания ребенка в семье;
- состояние здоровья.
Второй этап - выбор образовательного направления. На этом этапе определяются приоритеты, которые помогут педагогическому коллективу определить, что будет самым важным для усвоения ребенком в течение каждого учебного года. При определении приоритетов учителя руководствуются информацией, полученной на предыдущем этапе.
Для определения приоритетов коллектив специалистов должен:
- составить список образовательных потребностей ребенка;
- распределить эти цели по значимости;
- выделить важнейшие образовательные потребности ребенка в учебном году.
Для определения важнейших образовательных потребностей родителей спрашивают:
- Обладает ли Ваш ребенок этим навыком или умением сейчас?
- Нужен ли этот навык или умение для дальнейшего обучения?
- Поможет ли этот навык или умение Вашему ребенку стать более независимым?
- Соответствует ли поставленная цель возрасту и уровню развития Вашего ребенка?
- Сколько времени нужно ребенку для усвоения определенного навыка?
Третий этап - написание плана. Цели и задачи показывают, что именно и за какой промежуток времени должен усвоить ребенок в пределах школьного учебного года. Цели и задачи обычно определяются для каждого предмета отдельно (язык, математика, труд и т.д.) и имеют функциональное направление.
Четвертый этап - введение и оценка плана. Этот этап касается процесса развития ребенка. Педагогическая команда определяет специфические задачи ребенка и критерии их достижения. Учебные и оценочные стратегии вводятся в практику. Педагогическая команда просматривает содержание индивидуального учебного плана на соответствие расписанию уроков (общего или индивидуального).
Команда составляет план оценки и график корректировки учебной программы в течение учебного года. Во время оценочных встреч педагогическая команда обсуждает учебный прогресс ребенка в соответствии с индивидуальным учебным планом. При необходимости в индивидуальный учебный план вносятся определенные изменения. Родителям очень важно присутствовать на таких встречах.
Таким образом, они будут должным образом проинформированы об учебных успехах ребенка и участвовать в дальнейшем планировании его обучения. Раз в год, в конце текущего учебного года, педагогическая команда собирается для просмотра индивидуального учебного плана и его утверждения на следующий год. При планировании учебного процесса на следующий год учитываются достижения ребенка за предыдущий учебный год.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)