Формирование волонтерской сети
Синергия - лучшее слово, которое характеризует потребность формирования сети, когда речь идет о волонтерском движении. Практика показывает, что знания и результаты деятельности людей, работающих вместе над общими проблемами, настолько усиливаются, что значительно превышают простую сумму результатов деятельности каждой отдельной организации. Поэтому по инициативе общественно-активных школ во многих уголках страны и создаются сети волонтерских организаций.
Часто наличие партнера или сети партнеров в волонтерском проекте является гарантией его продолжительности и стабильности. Поэтому завязывания партнерских отношений с различными организациями, создание сети учебных заведений, которые работают на развитие волонтерства, помогает школьным волонтерам работать эффективнее. В конце концов, от таких волонтерских проектов, прежде всего, выиграют граждане, у которых растет убеждение, что мир - не без добрых людей.
Мониторинг эффективности волонтерских проектов и популяризация волонтерской деятельности - важная задача школьного руководства, координационного волонтерского центра, представителей ученического самоуправления, школьных репортеров.
Конечно, благодарность волонтерам - гарантия привлечения их к дальнейшей деятельности. Самое важное - не забывать о мотивах, побуждающих волонтеров жертвовать своим временем и усилиями: все волонтеры стремятся улучшить жизнь местного общества, в частности школы. Лучшее, что школа может предложить им в благодарность - это продемонстрировать свидетельство того, что их усилия не пропали даром.
В этом и состоит главная задача мониторинга в проекции на нужды общества. А еще анализ результатов мониторинга помогает сделать акцию эффективной, популяризировать достижения школы, создав ресурсный центр, который работает в интересах общества.
Развитие волонтерства - важная задача школы и общества, предусматривающая сбор информации о возможных волонтерах и их помощи, планирование деятельности, постоянную мотивацию, оценку результатов акции и инициирование новой. Важным условием школьного волонтерства является участие в нем самой школьной администрации и педагогического коллектива, создание возможностей для учеников инициировать волонтерские акции, привлечение к волонтерскому движению представителей общества - и как «экспертов» в конкретной отрасли, и как лиц, обладающих ценным волонтерским ресурсом - стремлением изменить мир к лучшему.
Советы по осуществлению эффективной волонтерской деятельности от участников молодежных общественных организаций:
- Определяйте нужды общества, чтобы волонтерские акции «попадали в десятку».
- Сформируйте электронную базу данных волонтеров и поместите ее на школьном сайте, чтобы каждый знал о возможной помощи. В конце концов, такая информация - и способ признания самого волонтера.
- Пополняйте базу данных новыми участниками разного возраста, популяризируя волонтерство в обществе.
- Дайте возможность выбирать волонтеру ту сферу деятельности, которая ему по душе.
- Позаботьтесь о том, чтобы волонтер был готов к акции морально и интеллектуально.
- Обеспечьте волонтеров необходимым снаряжением.
- В конце учебного года подготовьте «Сертификаты волонтера» и вручите их на празднике последнего звонка активным добровольцам.
- Не забывайте всегда благодарить волонтеров.
- Распространяйте волонтерский опыт через средства массовой информации.
Школа для каждого
Школа - одно из мест в обществе, где дети проводят много времени, и одно из мест, которое может «охватить» детей с инвалидностью. Нередко отношения, которые формируются в школе, влияют на отношения, ценности и убеждения, которые продолжаются в старшем возрасте. Когда дети учатся вместе, инвалидность не рассматривается как что-то особенное или уникальное.
Концепция универсального дизайна
Изменения в трактовке вопросов инвалидности привели к появлению нового подхода к философии дизайна, который с самого начала процесса проектирования учитывал потребности всех пользователей. Этот подход со временем получил международное признание и закрепился как концепция «универсального дизайна».
В разных странах на протяжении длительно времени пытались внедрить эту концепцию во все аспекты жизни общества, закрепив ее законодательно.
Семь принципов универсального дизайна:
- Равенство и доступность использования. Предоставление одинаковых средств для всех пользователей: во избежание обособления отдельных групп населения.
- Гибкость использования. Дизайн должен обеспечить наличие широкого перечня индивидуальных настроек и возможностей с учетом потребностей пользователей.
- Простое и удобное использование. Дизайн должен обеспечивать простоту и интуитивность использования независимо от опыта, образования, языкового уровня и возраста пользователей.
- Восприятие информации, несмотря на сенсорные возможности пользователей. Дизайн должен способствовать эффективному донесению всей необходимой информации пользователю, независимо от внешних условий или возможностей восприятия пользователя.
- Допустимости ошибок. Дизайн должен свести к минимуму возможность возникновения рисков и вредных последствий случайных или непреднамеренных действий пользователей.
- Низкий уровень физических усилий. Дизайн рассчитан на затрату незначительных физических ресурсов пользователя, на минимальный уровень утомляемости.
- Наличие необходимого размера и пространства. Наличие необходимого размера и пространства при подходе, подъезде и различных действиях, несмотря на физические размеры, состояние и степень мобильности пользователя.
Универсальный дизайн, который берет свое начало с архитектуры и техники, все время используется в образовании, имея название «универсальный дизайн в сфере образования». Внедрение концепции инклюзивного обучения базируется на принципах универсального дизайна.
Универсальный дизайн в сфере образования - это подход, обеспечивающий философскую основу для разработки широкого спектра учебных продуктов и окружающей среды с учетом потребностей всех учащихся или студентов с самого начала. Это касается всех аспектов обучения: программы, учебного плана, оценки знаний, преподавания, библиотеки, общежития, инструкций т.д.
Универсальный дизайн в сфере образования:
- поддерживает междисциплинарный подход с участием широкого круга специалистов;
- поддерживает гибкость программ, различные учебные методики и проведение соответствующего оценивания, несмотря на многообразие потребностей учащихся и студентов и подготовку их к овладению материалом;
- требует от учителей, администраций школ, специалистов понимания того, каким образом лучше интегрировать новые учебные методики, вспомогательные технологии в практику и ежедневное функционирование учебного заведения;
- не является «размером, который подходит всем», «не панацея». Прежде всего, это гибкость и поиск альтернативных решений; процесс, который поддерживает всех учеников, которые обучаются в общеобразовательном учреждении.
Придерживаясь принципов универсального дизайна в сфере образования:
- нужно понимать, что каждый человек учится «по-своему» и способствовать развитию его сильных сторон и талантов;
- необходимо устранять барьеры в системе образования и системе поддержки;
- необходимо ценить человеческое разнообразие;
- необходимо признавать, что деятельность основывается на правах человека и принципах равенства.
Примеры применения:
- Равноправное использование:
- архитектурно доступной и безопасной школьной среды;
- учебные материалы подготовлены таким образом, что могут быть использованы учащимися с разными функциональными нарушениями;
- сайт школы разработан так, что информация на нем доступна для учащихся с нарушениями зрения и слуха.
- Гибкость использования:
- школьный учебный процесс соответствует широкому спектру индивидуальных возможностей учащихся;
- обеспечивает гибкую методику обучения, преподавания и представления материала;
- обеспечивает доступные и гибкие учебные планы и программы.
- Простое и удобное использование:
- учебные материалы простые и четкие в использовании независимо от навыков и опыта учащихся;
- лабораторное оборудование и оборудование в мастерских с четкими и интуитивно понятными кнопками управления.
- Восприятие информации, несмотря на сенсорные возможности пользователей:
- учет различного влияния школьной среды на «сенсорный опыт» ребенка;
- использование цвета, света, звуков, текстуры;
- легкий доступ к информационно-коммуникационным технологиям.
- Допустимость ошибок:
- ученики должны иметь достаточно времени, чтобы дать ответ на вопрос;
- предоставление учебного программного обеспечения, которое имеет указания и оговорки, когда ученик делает неправильный выбор.
- Низкий уровень физических усилий:
- двери, которые легко открывать ученикам с различными функциональными нарушениями;
- применение эргономических требований и деталей (например, дверные ручки, мебель).
Инклюзивное обучение
Для понимания инклюзивного обучения имеют значение четыре ключевых аспекта:
- Инклюзивное обучение – это процесс, который следует рассматривать как непрерывный поиск лучших способов учета вопросов многообразия.
- Инклюзивное обучение направлено на выявление и устранение барьеров.
- Инклюзивное обучение создает условия для присутствия, участия и достижений всех учеников.
- Инклюзивное обучение требует повышенного внимания к детям «группы риска», для которых существует возможность исключения или низкой успеваемости.
Внедрение инклюзивного обучения приводит к изменению образовательной системы на всех уровнях. Эти изменения часто начинаются с малого и включают преодоление определенных препятствий, например:
- существующие отношения и ценности;
- недостаток понимания;
- отсутствие необходимых навыков;
- ограниченные ресурсы;
- неудовлетворительную организацию.
Осознание и принятие изменений - это обучение для всех участников процесса. Успешному воплощению изменений способствует несколько важных концептуальных составляющих, а именно:
- четкая цель;
- реалистичные цели;
- мотивация;
- поддержка;
- ресурсы;
- оценка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)