О волонтерском движении
Согласно закону «О волонтерском движении», волонтерством нельзя считать одноразовую или случайную деятельность или такую, которая осуществляется на основании родственных или дружеских отношений.
Те учителя, которым удалось привлечь школьников к волонтерской деятельности, могут столкнуться с еще одной проблемой - непониманием со стороны родителей важности таких акций для общества и для самого ребенка. Оказывается, тезис о том, что труд воспитывает больше, чем любой воспитательный час, имеет и своих приверженцев, и противников. Чаще всего к последним относятся чрезмерно заботливые родители, которые считают, что уборка сквера, территории возле памятника и т.д. оскорбляет человеческое достоинство ребенка или угрожает его здоровью. И если первое утверждение свидетельствует о полной педагогической неграмотности родителей, с которой надо работать, например, на родительских лекциях, то ко второй мысли (об угрозе здоровья) стоит прислушаться и сделать все, чтобы минимизировать риски. Прежде всего, речь идет о серьезной подготовительной работе по основам безопасности жизнедеятельности.
Сравнивая волонтерские акции в российских и польских школах, первое, что бросается в глаза в Польше, то это ощутимая помощь молодым волонтерам со стороны органов местного самоуправления. Именно они должны помочь школе самым необходимым снаряжением и средствами личной защиты - так, как это делают самоуправляющиеся органы в Польше в рамках местных экологических мини-проектов.
Принятый закон «О волонтерском движение», к сожалению, не предусматривает для волонтеров государственной поддержки, а больше - приводит к ограничению возможностей и новым рискам для волонтерских организаций. Поэтому и не удивительно, что наши усилия часто заканчиваются тем, что кучки мусора, которые собрали дети, на следующий день развеиваются ветром, потому что некому было все это вывезти.
Волонтерство очень часто связано с получением дополнительных средств на организацию. Например, волонтеры соглашаются бескорыстно поработать для того, чтобы заработанные средства отдать на нужды конкретного человека, который ждет помощи, или какой-то организации. Большим тормозом для развития школьного и молодежного волонтерства является отсутствие четкой законодательной базы, в частности о временной занятости молодежи, о финансовой деятельности школы и широких полномочиях директора и тому подобное. Хотя в ежедневных разговорах с директорами школ выяснилась странная, на первый взгляд, вещь: многие руководители образовательных учреждений и учреждений, привыкших к работе в условиях большой бумажной рутины, малых полномочий и низкого коэффициента полезного действия и не требуют ничего больше. Ведь больше полномочий - это более высокий уровень ответственности и компетенций, отсутствие которых в наших реалиях часто компенсируется большой степенью лояльности к высшему руководству.
Уроки предприимчивости в американских школах содержат много практических упражнений, которые тесно связаны с волонтерством. Самая распространенная практика такова: школа закупает по себестоимости или по максимально низким ценам (все зависит от коммуникабельности и предприимчивости директора) пирожные, печенье, саженцы и т.д., а задача детей максимально успешно продать этот товар. Вся наценка, которую ставит школа, идет на ее нужды. Такой вид работы максимально стимулирует к активности не только детей (самых предприимчивых из них премируют поездками или отличиями), но и всю семью. Папа берет своего сына на работу, чтобы тот мог продать товар папиным сотрудникам, мама приводит ребенка к своим подругам, расширяя возможный круг «клиентов» сына, а ребенок учится деловой активности, помогая на волонтерских началах школе.
Контрольно-ревизионное управление является не единственным и далеко не самым главным риском в волонтерской деятельности школы, которая, кроме того, чтобы научить детей общественной работе на добровольных началах, еще и может стремиться заработать дополнительные средства для своего развития. Если речь заходит о волонтерстве в школе, то очень часто существует риск сведения этой работы (а именно ее воспитательного аспекта) на нет, и об этом тоже говорят учителя, школьники, общество. Среди потенциальных рисков этого следует назвать следующие:
- Риск охлаждения детского энтузиазма из-за плохого примера.
- Риск квазидобровольности.
- Риск сертификации, или «палка о двух концах».
Риск охлаждения детского энтузиазма из-за плохого примера. Директора школ, которые любят похвастаться достижениями школы в сфере волонтерства, не спешат сами становиться волонтерами. Их задача - организовать процесс, реализация которого - за детьми. Такой же подход к волонтерским акциям и у некоторых учителей. К сожалению, каждый из нас был свидетелем такой картины: дети с вениками и граблями убирают территорию школы под чутким руководством учительницы на каблуках, которая, как надзиратель, издалека следит за процессом, пальцем показывая, где подмести и убрать. Воспитательные последствия такой школьной работы очевидны: детей возмущают двойные стандарты (кто-то работает, а кто-то - нет), их раздражает, что тот, кто рассказывает, будто труд облагораживает, сам не спешит что-то делать. Такие волонтерские акции так и не становятся общими событиями для школы, когда одна цель объединяет всех и демократизация учебно-воспитательного процесса подтверждается реальными поступками. Они, скорее, угрожают тем, что добровольность перерастает в подневольность, и это еще один риск аннулирования воспитательного аспекта школьной волонтерской кампании.
Риск квазидобровольности. Волонтерство - слово чужое в лексиконе наших учеников, и не только потому, что оно заимствовано, а скорее потому, что своим происхождением опирается на идею добровольности и выбора, а о них так редко вспоминают в школах. Такая добровольность участия конечно должна быть подкреплена высокой мотивацией - внутренней («так велит мое сердце») или внешней («меня за это похвалят на школьной линейке»), которая не имеет ничего общего с принуждением («неудовлетворительно» - за поведение), к которому иногда прибегают в школе, чтобы обеспечить стопроцентное присутствие детей на акции. В конце концов, эта добровольность может предусматривать и выбор волонтерской работы в соответствии с интересами ребенка.
Только осознанная добровольная помощь с предыдущей мотивацией дает воспитательный результат.
Риск сертификации, или «палка о двух концах». Что делать, чтобы привлечь больше молодежи к волонтерской деятельности, - ломают себе головы во многих странах мира. Скажем, уже нормой для США стал учет волонтерской деятельности учащихся при их поступлении в университеты, и даже самые престижные.
Развитие волонтерства в школе: проблемы и риски
Государственный сертификат был бы хорошим стимулом для студентов, которые хотят заниматься волонтерством, если бы его учитывали не только в заграничных университетах (куда, к сожалению, планирует выехать много молодежи), но и наши работодатели, которые в поисках кадров руководствуются принципом: требуется молодой, но очень опытный.
Сегодня каждая школа, которая считает себя общественно-активной, может похвастаться не одним волонтерским проектом. Именно такая деятельность формирует авторитет школы как действительно учебно-воспитательного заведения.
Эффективным является то волонтерство, которое связано с инициативой детей. Независимо от того, существует специальная школа волонтеров или координационный волонтерский центр в учебном заведении или нет, идея делать что-то бесплатно ради блага других людей объединяет. Однако школьный центр волонтерского движения, кроме объединительной функции, выполняет много других задач, поэтому те общеобразовательные учебные заведения, которые считают себя экспертами в волонтерской деятельности, советуют организовать его в школе, чтобы:
- популяризировать идеи волонтерства и рекрутировать волонтеров акции;
- выявлять интересы волонтеров и направлять их туда, где они дадут больше всего пользы;
- организовывать тренинги и инструктажи накануне акций;
- инициировать, реализовывать и координировать сам волонтерский проект;
- информировать о достижениях волонтерского движения в школе;
- осуществлять мониторинг волонтерской деятельности;
- осуществлять учет волонтерских мероприятий для каждого волонтера.
Волонтерский координационный центр - важное условие эффективной деятельности в интересах общества, поэтому необходимо создавать его в учебных заведениях.
Социальные акции и социальные волонтерские проекты, которые реализуют общественно-активные школы, как никогда, сегодня актуальны. И не только потому, что их адресатами являются пожилые люди, дети из малоимущих семей, люди с особыми потребностями - те, кто в нынешних условиях часто наталкивается на равнодушие, пассивность и непонимание со стороны чиновников, общества и тому подобное. Скептики тут могут возразить: почему все опять взваливать на школу? Однако, как это ни парадоксально, такие акции, прежде всего, нужны школе - именно они больше, чем любой воспитательный час, воспитывают у учащихся милосердие, толерантность, человечность, порядочность.
Большой потенциал информационного общества - люди пожилого возраста. Они, прежде всего, носители культурных традиций, свидетели исторических событий и их участники, а часто еще и специалисты в конкретной области, в частности в местных ремеслах (вышивание, ткачество, керамика и т.д.). Использование их опыта и мастерства в школе улучшит учебно-воспитательный процесс, сплотит и активизирует общество, а еще повысит самооценку старших жителей общества. Однако пожилые люди могут не только стать волонтерами и помощниками школы, но и сами нуждаются в волонтерской опеке. Налаживание связей с пожилыми людьми предусматривает регулярные приглашения их на все школьные художественные акции, помощь в хозяйстве и тому подобное.
Экологические волонтерские акции школы у нас, прежде всего, ассоциируются с уборкой общественных парков, скверов, пришкольного двора. Это действительно важная деятельность школы, к которой граждане уже привыкли. Кроме этих акций, общественно-активные школы инициируют и другие экологические проекты, цель которых не только привлечь внимание к очистке территории, но и формировать экологическую культуру людей, стимулировать их к активным действиям в пользу окружающей среды.
Культурно-просветительские и информационные волонтерские проекты - важный шаг в развитии общества. Это направление деятельности школа реализует обычно через организацию торжественных мероприятий, празднований, летних лагерей, молодежных дискотек, создание музеев, открытие для нужд жителей села библиотечных фондов школы и тому подобное. Такая деятельность школы работает на нее положительным образом и может стать толчком к национально-культурному развитию общества, его самообразования. Понятно, что это двусторонний процесс, предполагающий активное использование культурно-просветительских ресурсов местного сообщества. Информационно-просветительские функции школы особенно важны в том обществе, которое ограничено в выборе культурных и информационных ресурсов. При таких условиях школа становится инициатором сохранения древних традиций, а также рупором новых идей.
Спортивно-физкультурные и валеологические волонтерские проекты, реализуют школы, которые основываются на постулате, что здоровый образ жизни ученика определяет не количество уроков физкультуры и валеологических бесед, количество спортивных соревнований, а прежде всего - пример семьи и представителей общественности. Создавать такой климат должна школа - прежде всего, с помощью положительного примера педагогов. Физкультурно-оздоровительное направление сотрудничества школы и общества реализуется с помощью:
- организации спортивных соревнований и родственных турниров на уровне местного сообщества или региона;
- валеологических «лекций о здоровом образе жизни»;
- выпуска валеологических газет и листовок;
- встречи со спортсменами, медицинскими работниками;
- налаживания работы спортивных кружков и секций, открытых для учащихся и жителей общества;
- возможности пользоваться спортивным инвентарем и тому подобное.
Школьные проекты, которые часто основываются на оптимизме и большом желании изменить мир, еще раз подтверждают, что деятельность школы не ограничивается только обучением в классах. Результативность работы педагога проверяется за порогом школы, в обществе, которое само выставляет оценку ученикам за воспитанность, вежливость, ответственность, милосердие и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)