Критерии готовности к школьному образованию детей, нуждающихся в коррекции
Согласно показателям оценочно-технологического критерия готовности к школьному образованию детей, нуждающихся в коррекции психофизического развития, были определены:
- сформированность личностных навыков и умений совместного взаимодействия со здоровыми сверстниками;
- коммуникативность;
- выработка навыков взаимодействия, взаимопонимания и умения объективно сопоставлять уровень развития личностных качеств, обеспечивающих готовность к совместной деятельности в соответствии с принятыми социальными нормами и требованиями;
- эмпатия, как способность дошкольников заниматься чувствами и переживаниями своих сверстников.
На основе определенных критериев и показателей установлены уровни готовности детей дошкольного возраста к школьному образованию: высокий, средний, низкий. В частности, высокий уровень характеризовался четким проявлением всех показателей составляющих компонентов готовности к обучению в школе дошкольников, нуждающихся в коррекции психофизического развития, определялся их сложившимся осознанным отношением к общему взаимодействию со своими сверстниками в различных видах деятельности на основе взаимопонимания и сопереживания друг другу, эмоциональным общением, адекватным поведением.
На среднем уровне наблюдается пониженное осознанное наличие у воспитанников с разным уровнем психофизического развития интереса к совместной деятельности на основе сформированных навыков взаимодействия и взаимопонимания.
У подавляющего большинства дошкольников, нуждающихся в коррекции психофизического развития, отсутствуют осознанные мотивы личностного развития и собственного благополучия относительно положительного отношения к совместному взаимодействию со своими сверстниками, а также знания и умения переносить их в новые ситуации в условиях школьного образования.
В семьях, в которых воспитывается ребенок с особенностями психофизического развития, наблюдается сложный и специфический процесс выполнения ими семейных функций. С появлением такого ребенка достаточно часто наблюдается изменение семейного устройства и семейных ценностей. В частности, уменьшение возможности дополнительного заработка из-за повышенной заботы о нем в связи с имеющимся заболеванием, ощущение боли, вины, отчаяния и тому подобное. Поэтому семьи, воспитывающие детей с психофизическими нарушениями, нуждаются в целенаправленной комплексной профессиональной психолого-педагогической помощи и общественном содействии.
Актуальной и одновременно сложной является проблема нормализации межличностных отношений в семьях, которые воспитывают дошкольников с психофизическими нарушениями. Ведь общеизвестно, что успешность внедрения включения и социализации дошкольников, нуждающихся в коррекции психофизического развития, прямо пропорциональна адекватному семейному отношению к указанным процессам. А имеющиеся психофизические нарушения у дошкольника затрудняют реализацию усвоения ими социокультурного опыта и формирования межличностной коммуникации. Достаточно часто наблюдается чрезмерное отношение таких родителей к своим детям (жалость, опека, забота, раздражение и т.п.).
Технология психолого-медико-педагогического сопровождения рассматривается как системная деятельность субъектов инклюзивного образования, которая направлена на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий с целью успешного включения каждого воспитанника в социум, способствует усвоению знаний, умений и навыков детьми дошкольного возраста, адаптации, реабилитации, становлению их личности, нормализации семейных отношений и тому подобное.
Определены ведущие принципы (индивидуальный и дифференцированный подход, целостность, системность, непрерывность, создание ситуации успеха и обеспечения положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса, междисциплинарное взаимодействие команды специалистов и т.д.), функции (информационная, экологическая, личностная) и компоненты психолого-медико-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Организация комплексного сопровождения направляется на:
- своевременное выявление уровня психофизического развития детей дошкольного возраста (речь, память, внимание, работоспособность и т.д.);
- выявление их резервных возможностей с целью организации обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными возможностями;
- диагностическую и коррекционную работу, направленную на формирование у воспитанников с нормальным уровнем развития эмоционального отношения и адекватной оценки проблем сверстников, имеющих психофизические нарушения, а также консультативную помощь их семьям;
- подбор оптимальной для развития воспитанника учебной программы;
- при положительной динамике и компенсации недостатков психофизического развития определение путей включения дошкольников в соответствующие учреждения (группы);
- подготовку и ведение воспитателем соответствующей документации, которая отражала бы актуальное развитие дошкольника, динамику его состояния и тому подобное.
Цель моделирования считается достигнутой тогда, когда в экспериментальных группах фиксируется повышение уровня готовности дошкольников с психофизическими нарушениями к школьному образованию. Например, повышение уровня психофизического развития детей дошкольного возраста обеспечивается путем формирования их социальной компетентности по следующим критериям:
- характеристика ответов ребенка;
- качество знаний (осознанность, глубина, гибкость, действенность, системность, обобщенность, прочность);
- уровень общих интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.д.);
- опыт самостоятельной деятельности;
- самостоятельность оценочных суждений и т.п.
Формирование у родителей знаний об особенностях и закономерностях психофизического развития их детей обеспечивается путем проведения с ними семинаров с игровым моделированием; индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, на которых обсуждаются особенности их взаимодействия с детьми; лекционных занятий. Изучение потребностей, мыслей и пожеланий родителей, воспитывающих детей с психофизическими нарушениями, основывается на таких принципах:
- умение выслушать родителей и понять их реальные проблемы;
- умение и готовность педагогов воспринимать родителей как экспертов в их собственной жизни;
- умение анализировать семейные ситуации с целью адекватной помощи и поддержки.
В частности, проводилась работа по предоставлению родителям информации о:
- видах и способах получения конкретной адресной помощи;
- системе и структуре специального образования на разных этапах развития ребенка;
- особенностях организации психолого-медико-педагогических консультаций;
- специалистах, оказывающих соответствующие услуги;
- источниках дополнительной информации (тематические электронные и интернет-ресурсы) и др.
В результате проведенной работы у значительной части родителей появился осознанный интерес к построению положительных и гуманных отношений с детьми, имеющими разный уровень психофизического развития, и желание применять полученные знания, умения и навыки в общении с другими людьми.
Технология мониторинга индивидуальных достижений направлена на систематическое получение информации о продвижении дошкольников, нуждающихся в коррекции психофизического развития, в учебном процессе и реализации ими своих потенциальных возможностей в трех формах (первичное, текущее и итоговое диагностирование).
Первичное диагностирование проводится при поступлении ребенка в дошкольное учебное заведение, по результатам которого определяется уровень его образовательных потребностей. Во время указанного этапа ведется протокол, разработанный отдельно для разных возрастных групп, в котором фиксируются: фамилия и имя ребенка, дата его рождения и обследования, а также перечень предлагаемых задач. Текущее диагностирование (мониторинг уровня усвоенных знаний) проводится трижды в течение учебного года с целью коррекции содержания обучения каждого дошкольника. Подбирая мониторинговые задачи, учитываются не только возрастные и индивидуальные особенности физического и умственного развития детей, поскольку развитие воспитанников, нуждающихся в коррекции психофизического развития, не соответствует их хронологическому возрасту. В частности, для младших дошкольников, характерным показателем развития которых является сформированность перцептивных действий, применяются задачи, направленные на их практическую деятельность. Поэтому с ними проводится только первичное обследование при поступлении в дошкольное учебное заведение, в процессе которого учитывается степень помощи взрослого при выполнении ребенком учебных задач. Взрослый помогает только в том случае, когда ребенок самостоятельно не может выполнить задание. Итоговое диагностирование отражает обобщение данных об уровне умственного развития (сенсорное развитие, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, конструирование).
Стандарты общественно-активной школы. Волонтерство
Сегодня существует множество нерешенных социальных проблем. Осознание необходимости активного участия граждан и общества в их преодолении открывает новые возможности, а также способствует развитию новых общественных инициатив. Одной из важнейших черт нашего времени является возрождение движения, которое привлекает граждан участвовать в изменении всех сторон жизни к лучшему, формировать новые отношения в обществе, что в целом будет способствовать решению многих проблем современности. Это движение называется волонтерство.
Волонтерская деятельность в общественно-активной школе основана на готовности школьников самостоятельно определять и решать значимые для окружающего общества проблемы.
«Волонтерство» является относительно новым явлением в деятельности общеобразовательных учебных заведений и поэтому требует дополнительного разъяснения.
Термин «волонтерство» происходит от слова «волонтер» и означает «добровольное участие». А для школы это означает появление нового вида деятельности, как для ее руководителей, так и для учителей, учеников, их родителей, членов школьного общества, которые самостоятельно инициируют и проводят на добровольных началах различные акции и реализуют различные проекты - социальные, экологические, культурно-просветительские, информационные, исследовательские и др.
Важным является раскрытие сущности критериев «количество волонтеров» и «количество волонтерских акций». Наличие волонтеров в школе из числа учеников, учителей, родителей учащихся и др. приводит к формированию новой, более нравственной, школьной среды, которая нуждается в другом обучении и управлении. В частности, у руководителей появляются новые управленческие функции - такие, как:
- функции планирования, организации и координации деятельности организации волонтерского движения;
- функции обучения и поддержки волонтеров;
- функция маркетинга объектов волонтерской деятельности;
- функция мониторинга волонтерской деятельности участников учебно-воспитательного процесса.
Наличие новых управленческих функций в деятельности руководителей школ предопределяет развитие нравственных отношений в ученических и педагогических коллективах, формирует у учащихся нравственные качества, к которым современные ученые относят гуманизм, ответственность и честность.
Гуманизм, в свою очередь, формируется из доброжелательности, добропорядочности, эмпатийности (способность к сочувствию по отношению к другим людям), искренности, духовности, оптимизма, толерантности, любви, уважения, чуткости. Ответственность – благодаря соблюдению законов, ценностей, норм поведения, прав и свобод, а также благодаря формированию патриотизма, трудолюбия, справедливости, готовности отвечать за последствия своих действий. Честность - путем приобретения таких черт и навыков, как умение убеждать, открытость, вера, чувство юмора.
Такие качества формируются в личности в процессе благотворительных дел, к которым относится и волонтерская деятельность.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)