Медицинская помощь и медицинская реабилитация
В настоящее время реабилитационное лечение детей с двигательными нарушениями регламентируется приказами Министерства здравоохранения «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью и порядок их составления», «О совершенствовании неврологической помощи детям», «Об утверждении клинического протокола санаторно-курортной реабилитации детей с церебральным параличом».
Разработка унифицированного клинического протокола медицинской помощи осуществляется на основе доказанных научных данных об эффективности медицинских вмешательств, методов реабилитации и фармакологических препаратов. Источником данных доказательной медицины служат третичные источники - клинические руководства, клинические испытания, систематические обзоры и тому подобное.
Наибольшее количество клинических руководств посвящено коррекции двигательных нарушений у детей с церебральным параличом. Однако рекомендаций, основанных на доказательствах, которые бы объединяли различные направления реабилитации детей с органическим поражением нервной системы, еще не разработано. Учитывая это, для создания унифицированного клинического протокола медицинской помощи проводятся адаптации нескольких клинических руководств, которые имеют доказательную базу и, в которых наиболее полно отражены все направления реабилитации.
Все дети с расстройствами в двигательной сфере подлежат диспансерному наблюдению у детского невролога. Дети с органическим поражением нервной системы нуждаются в длительном процессе реабилитации, во время которого привлекаются структуры здравоохранения, учебные заведения и социальные службы. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа реабилитации в зависимости от потребностей ребенка и его возможностей.
Организация медицинской помощи детям с органическим поражением нервной системы, сопровождающимся двигательными нарушениями
Важно, чтобы специалисты первичной медико-санитарной помощи были включены в процесс оценки состояния здоровья ребенка и его лечения.
Необходимо, чтобы все новорожденные были проверены на наличие факторов риска и патологических клинических симптомов, указывающих на возможность формирования двигательных нарушений у новорожденных.
При обнаружении педиатром, семейным врачом риска формирования двигательных нарушений у детей раннего возраста, необходима консультация детского невролога в условиях поликлиники, диагностического центра.
Вторичная медицинская помощь на амбулаторном уровне предоставляется врачами-специалистами в диагностических центрах,
Сенсорная интеграция - это результат процесса объединения двух и более сенсорных функций, который упорядочивает и организовывает разнообразные впечатления и создает предпосылки для успешной адаптации в окружающей среде, эффективного сенсорно-моторного и эмоционально-интеллектуального развития. Сенсорная интеграция касается преимущественно тактильных, вестибулярных чувств. Целью методики является повышение способности ребенка воспринимать и организовывать сенсорную информацию, вырабатывать адаптивные реакции в соответствии с его психоневрологическими потребностями, что обеспечивает направленность и поступательность двигательных актов и лежит в основе приобретения практических навыков и социализации. Важно то, что методика сенсорной интеграции способствует развитию коммуникативных навыков и социализации, ведь в ней заложена возможность проводить групповые занятия, на которых развиваются навыки поведения в малых группах. После подобных занятий у большинства детей повышается познавательная активность, улучшается зрительное восприятие формы, цвета, размера и пространственных отношений предметов, появляется ориентировочная реакция на окружение, поведение становится более целенаправленным, повышается самостоятельность и самооценка.
Развитие политики инклюзивных школ. Интегрированное планирование услуг, их предоставление и финансирование в Канаде
Политика или отсутствие политики обычно отражаются на качестве инклюзии. Иными словами, если система образования или отдельная школа имеют сильную политику, которая поддерживает инклюзию, тогда существует большая вероятность того, что дети с особыми потребностями присоединятся ко всем мерам такой среды. Если политика слабая или не затрагивает вопросы инвалидности, то высока вероятность того, что такие дети будут оставаться за пределами круга своих друзей и мероприятий.
Существует немало путей для создания политики инклюзивной школы. Опыт Канады в разработке политики инклюзивной школы - одна из моделей, демонстрирующая процесс развития политики инклюзивной школы, которая была успешно использована также в других странах.
Канада приняла Хартию о правах и свободах. Это важнейший документ относительно конституционного развития образования в стране. Хартия - верховный закон в Канаде, так что все законодательство должно ему соответствовать.
Инклюзивная школа признает уникальные потребности каждого ученика, создает лучшие условия для обучения всех учащихся в зависимости от их возможностей. Инклюзивная школа признает, что школа - это заведение, где ученики учатся многому, а не только учатся по расписанию. В школах дети узнают о ценностях и выгоде, которые будут сопровождать их в течение всей жизни. Иными словами: «Инклюзия это не место, а способ мышления и поведения».
Инклюзивные школы вызвали перестройку помещения, а также способа обучения (материалы, стратегии). Они также изменили способ, которым ученики могут продемонстрировать свои знания. Оцениваются не только письменные ответы.
В инклюзивном классе:
- Существуют возможности для учеников развивать отношения без участия взрослых или ассистента учителя.
- Учитель несет ответственность за коммуникацию с родителями, а не полагается на «специалиста» для связи с родителями.
- Большинство (более 50%) программ создаются для учащихся в обычной классной комнате. За ее пределами обучение происходит с конкретной целью в короткий промежуток времени.
- Учащиеся с особыми потребностями участвуют (адаптировано или модифицировано) в тех же мероприятиях, что и все другие дети.
- Они сидят вместе с другими детьми и работают над выполнением подобных целей учебного плана.
- Все ученики вовлечены в планирование ежедневных мероприятий в классе и школьных событий, учитывая учеников с особыми потребностями. Например, когда происходит планирование, обращают внимание на транспорт и другие нужды.
- Учитель должен сделать классное помещение местом успеха каждого ученика.
- То, что отличает учеников, отмечается и ценится. Например, они поощряются к обсуждению своеобразия каждого школьника в классе.
- Учащиеся и персонал используют положительные, без ярлыков слова. Слова «работать вместе» или «помощь» считаются такими, которые указывают на нетрудоспособность. Ученики и учителя используют «мы», «вместе», предлагая партнерство, сотрудничество и сотрудничество в проектах или мероприятиях.
Образование в школах, расположенных неподалеку от дома, в обычной классной комнате, сейчас является выбором, доступным для всех детей, их семей, независимо от инвалидности. Так это произошло и в Канаде, потому что считается, что семьи должны иметь выбор образования для своих детей с особыми потребностями, как и выбор образования для детей без инвалидности. Независимо от того, есть ли у ребенка проблемы со зрением, слухом, интеллектуальные или физические недостатки, семьи должны иметь возможность выбирать, пойдет ли их ребенок в школу. Большинство семей выбирают школы, расположенные неподалеку от дома, где есть обычные классные комнаты. Потому что они хотят, чтобы их дети росли вместе со своими друзьями, которые живут неподалеку, посещали те же школы, что и их родные братья и сестры, хотят, чтобы дети были вовлечены в жизнь общества. Школа - одно из мест в обществе, которое охватывает детей с особыми потребностями.
Ответственность лежит на местной власти, которая должна предоставить школе поддержку, необходимую для обеспечения образования ученика. Ведь право на образование считается фундаментальным правом человека, гарантированным важными международными документами.
Школа - это место, где ученики проводят большую часть своего времени. Учащиеся с особыми потребностями имеют больше шансов развить социальные отношения со своими сверстниками в школе. Важно, что вместе с обучением, или академическими результатами социальная инклюзия считается так же важной. Очень часто отношения, которые формируются в школе, влияют на отношения, ценности и убеждения, продолжающиеся в юношестве и зрелом возрасте. Когда все ученики учатся вместе, инвалидность не рассматривается как что-то особенное или уникальное, скорее как часть повседневной жизни общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)