Зачисление детей с особыми образовательными потребностями в учебное учреждение
Общими для всех определений инклюзивного образования являются следующие положения:
- Позитивное восприятие многообразия - восприятие индивидуальных различий учащихся как полезного ресурса, а не проблемы.
- Максимально значимое участие в образовательном процессе, а не только физическое присутствие в классе или группе.
- Выявление и устранение барьеров (физических, информационных, институциональных и негативного, предвзятого отношения).
На самом деле, все учреждения системы дошкольного, общего, профессионального и высшего образования должны быть инклюзивными, то есть обеспечивать максимальное участие в образовательном процессе для всех его участников, в том числе для детей и людей с ограниченными возможностями.
Поскольку инклюзия - это непрерывный процесс повышения участия каждого ребенка в учебном процессе и уменьшения количества случаев исключения из него, учебные заведения со специальными (компенсирующими) группами и классами частично можно называть инклюзивными. Дети с особыми образовательными потребностями имеют больше возможностей общения со своими сверстниками, доступа к типичной учебной программе, ресурсам местного сообщества.
Впервые появившись в архитектурной сфере, универсальный дизайн в образовании является подходом, который обеспечивает учет всех потребностей учащихся на этапе планирования образовательных услуг и продуктов и касается всех аспектов образовательного процесса: учебных программ, учебных планов, процесса оценки учебных достижений учащихся, дизайна учебных заведений, спортивных площадок, веб-сайтов и т.д.
Разумное приспособление означает внесение, когда это необходимо в конкретном случае, модификаций и корректив, которые являются соответствующими и оправданными. Это осуществляется для обеспечения реализации всех прав детей и лиц с инвалидностью.
Решение о создании классов с инклюзивным обучением принимается руководителем общеобразовательного учебного заведения с учетом образовательных запросов населения при наличии необходимой материально-технической и методической базы, соответствующих педагогических кадров и помещений, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
Психолого-медико-педагогические консультации удовлетворяют различные жизненно важные потребности детей с нарушениями развития и детей с инвалидностью, среди которых главной является обеспечение равных возможностей доступа к качественному образованию.
Деятельность психолого-медико-педагогических консультаций направлена на выявление, психолого-педагогическое изучение, оценку трудностей и потенциальных возможностей развития детей в возрасте до 18-ти лет, имеющих признаки риска возникновения проблем познавательной деятельности и поведения. Консультирование и психолого-педагогическое изучение детей осуществляется по просьбе родителей (лиц, их заменяющих) и в их обязательном присутствии.
Практический психолог проводит психолого-педагогическую диагностику готовности воспитанника, ученика, студента к учебе и способствует их адаптации к новым условиям учебно-воспитательного процесса, помогает при выборе учебного заведения в соответствии с уровнем психического развития.
Практический психолог, как и любой другой педагогический работник не имеет права обратиться непосредственно в психолого-медико-педагогическую консультацию с заявлением об осуществлении психолого-педагогического изучения ребенка, посещающего учебное заведение. Такое право предоставлено только родителям или лицам, их заменяющих.
Практический психолог может порекомендовать родителям обратиться в психолого-медико-педагогическую консультацию за соответствующей консультацией. Основанием для этого могут быть: нарушение формирования у ребенка познавательной деятельности согласно возрастным нормам, трудности при овладении знаний, умений, навыков, общественного опыта и тому подобное.
Родители или лица, их заменяющие, участвующие в учебно-воспитательном процессе должны способствовать получению детьми образования: обязаны постоянно заботиться о физическом здоровье, психическом состоянии детей, создании условий для развития их природных способностей.
Как показывает международная практика, коррекционно-развивающие услуги или услуги дополнительных специалистов (например, учителя-логопеда), не обязательно должны предоставляться в отдельном помещении. Часто такие занятия являются более эффективными, поскольку проводятся в привычной для ребенка среде (группа детского сада или класс школы) при организации обучения в малых группах или во время индивидуальной работы. Также такие занятия могут быть полезными и для других детей, которые учатся в инклюзивной группе или классе.
Почти в каждом общеобразовательном учебном заведении работает практический психолог.
В основе задач психолога лежат должностные обязанности психолога школы и требования учебного заведения, а именно:
- содействие всестороннему развитию личности школьников младшего, среднего и старшего школьного возраста;
- активизация проявления познавательной сферы учащихся;
- психологическое сопровождение учащихся 1-5-х классов в процессе их адаптации к обучению;
- психологическая помощь учащимся в их профессиональном самообразовании;
- выявление учащихся с задержкой психического развития и психологическая помощь этим ученикам;
- формирование взаимной эмпатии, уважения с целью сплоченности классного и педагогического коллектива;
- анализ семейного воспитания учащихся и его влияния на поведение и учебную мотивацию;
- формирование взаимной стратегии поведения между родителями и школой при обучении и воспитании учащихся;
- психологическое сопровождение учащихся 11-х классов в подготовке к экзаменам.
Эти задачи реализуются через такие направления работы, как:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающие занятия;
- психологические тренинги;
- психологические консультации;
- просветительская деятельность;
- участие в работе родительских собраний;
- посещение и анализ уроков.
Кроме практического психолога ребенку с образовательными потребностями могут потребоваться дополнительные услуги таких специалистов, как логопед, учитель-дефектолог, учитель-сурдопедагог, учитель-тифлопедагог, реабилотолог и др.
Учитель-дефектолог - это педагог, работающий с детьми, которые имеют задержку психического развития, детьми с интеллектуальной недостаточностью и проводит коррекционную работу с детьми этой категории.
Учитель-логопед - это педагог, работающий с детьми, которые имеют речевые нарушения, а также осуществляет коррекционно-воспитательную работу с детьми данной категории, в том числе:
- проводит учебно-воспитательную и коррекционную работу с детьми, которые имеют речевые нарушения;
- постоянно поддерживает связи с родителями, предоставляет им консультационную помощь в вопросах образования и психофизического развития детей.
Учитель-сурдопедагог - это педагог, который работает со слабослышащими и тотально неслышащими детьми и проводит коррекционно-воспитательную работу с детьми этой категории, в том числе:
- проводит занятия по формированию произношения и развития слухового восприятия, которые направлены на формирование устной речи детей с нарушениями слуха - его восприятия, дифференциации и воспроизведения;
- изучает и фиксирует состояние слухоречевого развития детей, его соответствующую динамику;
- постоянно сотрудничает с родителями, предоставляет им консультативную помощь в вопросах обучения и психофизического развития детей.
Учитель-тифлопедагог - это педагог, который работает с плохо видящими и тотально незрячими детьми, а также осуществляет коррекционно-воспитательную работу с детьми этой категории.
Сопровождение специалистов (психолого-педагогическое) предоставляется в:
- территориальных центрах социального обслуживания;
- реабилитационных центрах;
- психолого-медико-педагогических консультациях;
- логопедических пунктах системы образования.
Участие родителей в разработке индивидуальной программы развития является чрезвычайно важным. Родители не только предоставляют важную информацию об особенностях развития ребенка (информация о состоянии здоровья, развитии, интересах, особенностях поведения ребенка и т.п.), они согласовывают индивидуальную программу развития, подписывая ее.
Учебные цели - это утверждения о желаемом результате. Они могут касаться знаний, умений, поведения, и их надо четко сформулировать, выразить с помощью позитивных утверждений и они должны быть понятными всем, кто их читает. Цели надо определить во всех сферах, где наблюдаются опережения или отставания в развитии (интеллектуальная, социальная и эмоциональная сферы развития, развитие моторики, речевые навыки и т.д.).
Задачи - это необходимые промежуточные шаги на пути к намеченной цели пользователя.
Педагоги и специалисты сотрудничают над интегрированием дополнительных услуг в учебный процесс. Иногда ребенок нуждается в интенсивных или специальных услугах, которые могут предоставляться только в соответствующей среде (например, занятия с использованием специальной аппаратуры и т.п.). В этом случае целесообразно договориться с соответствующим специалистом, который может оказывать такие услуги. В индивидуальном учебном плане необходимо определить количество и продолжительность занятий специалистов с ребенком.
Наполняемость инклюзивной группы в дошкольном учебном заведении составляет до 15-ти человек, из них - 1-3 ребенка с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью.
Дети с особыми образовательными потребностями, в том числе дети с инвалидностью, могут находиться в инклюзивной группе детского сада до 7-8 лет в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической консультации, в зависимости от уровня и степени нарушения.
Режим работы инклюзивных групп устанавливается с учетом проведения коррекционно-восстановительной и социально-реабилитационной работы.
Опираясь на результаты обследования, практический психолог составляет индивидуальную учебную программу для каждого ребенка, который является частью индивидуальной программы развития.
Учитель-логопед изучает и фиксирует состояние речевого развития детей и соответствующую динамику; проводит учебно-воспитательную, коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения, эффективно применяет профессиональные знания в практической деятельности; постоянно поддерживает связи с родителями, предоставляет им консультативную помощью в вопросах образования и речевого развития детей.
Ассистент воспитателя обеспечивает личностно-ориентированный, индивидуальный подход к образовательному процессу и вместе с группой специалистов индивидуального сопровождения ребенка разрабатывает индивидуальную программу развития ребенка с особыми образовательными потребностями, в том числе инвалидов.
В отличие от ассистента воспитателя, помощник ребенка осуществляет индивидуальную поддержку ребенка со сложными или комплексными нарушениями развития. Такая поддержка осуществляется родителями ребенка или лицами, которые их заменяют, волонтерами, физическое и психическое состояние здоровья которых позволяет осуществлять эту функцию на общественных началах или за счет средств общественных организаций и других источников, не запрещенных законодательством.
Современный процесс реформирования системы образования, а именно создание образовательных округов, предусматривает организацию деятельности опорных школ. Государством предусмотрена финансовая поддержка сообществам для создания в опорных школах современной учебно-материальной базы и приобретения школьных автобусов для подвоза детей.
Среди основных задач, которые стоят перед опорными школами, является задача обеспечить условия для равного доступа к качественному образованию, повышения качества образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)