Рекомендации для правительства
Для выполнения своих обязательств в соответствии с международным правом, государство должно принять немедленные меры для планирования реформирования системы обслуживания людей с инвалидностью, чтобы достичь полной интеграции детей и взрослых с инвалидностью в общество. Россия может учесть уроки международного опыта в планировании стратегического реформирования. Учитывая эти источники, необходимо:
- Поддержать семьи с детьми с инвалидностью, для сохранения семьи, предотвращения новых размещений детей в интернаты и обеспечить полное включение в жизнь общества; развивать и воспроизводить успешные модели ухода в обществе для детей с инвалидностью и их семей.
- Развивать приемное родительство (или замену на семейные формы воспитания), чтобы все дети могли жить в семьях и в обществе; сюда нужно включить кризисную приемную семью для детей, которых нужно как можно быстрее забрать из насильственных семей.
- Установить мораторий на размещение детей в интернатах.
- Предоставить соответствующее образование и обеспечить полное включение детей с инвалидностью на всех уровнях общего образования.
- Обеспечить поддержку в обществе, программу самостоятельного проживания для взрослых; особое внимание нужно обратить на поддержку детей-выпускников интернатов при их интеграции в общество.
- Спланировать инклюзивную реформу для достижения полной интеграции детей и взрослых с инвалидностью в общество - национальный план интеграции нужно составить, учитывая источники финансирования и определив даты выполнения; такой план можно применить для получения международной финансовой поддержки.
- Неотложные действия. Планирование процесса не должно замедлять неотложные шаги, направленные на устранение насилия, недостаточного ухода, и нечеловеческих условий, существующих в интернатах; хотя строительство и переоборудование интернатов нужно отменить, согласно международному праву, необходимо принять немедленные меры для защиты от бесчеловечного и унизительного отношения, и пыток.
- Создать независимый механизм для контроля и внедрения защиты прав детей и людей с инвалидностью в интернатах и программах проживания в сообществах.
- для международных фондов
- помощь является очень необходимой, чтобы помочь решить насущные вопросы детей, которые отделены от общества и содержатся в интернатах страны. Международные доноры имеют опыт восстановления заброшенных интернатов. Чтобы не повторять старых ошибок, международные программы поддержки должны помогать детям избежать размещения в интернатах и помочь остаться в семье. Программы поддержки должны поддержать право инвалидов на интеграцию в обществе.
- Предоставить финансирование для решения срочных и неотложных проблем защиты прав детей и людей с инвалидностью, содержащихся в интернатах страны. Учитывая ценные уроки по международному движению защиты прав людей с инвалидностью, американские и европейские доноры должны оказать техническую поддержку правительствам в планировании реформ и поддержку местным организациям, которые занимаются адвокацией для решения этих насущных вопросов.
- Запретить использование материальной помощи, направленной на продвижение сегрегации через сооружения или поддержку интернатов, психиатрических учреждений или иных учреждений для людей с инвалидностью. Европейский Союз принял инструкции по финансированию стабилизационных программ стран-членов союза, которые служат моделью для международных доноров. Согласно этим инструкциям, запрещено финансировать сегрегационные заведения. Агентство США по международному развитию ведет ценную политику по вопросам инвалидности, согласно которой дискриминация в отношении людей с инвалидностью строжайше запрещена. Однако такая политика не имеет четкого запрета на использование государственного финансирования США, на строительство и восстановление сегрегационных заведений для людей с инвалидностью, интернатов, психиатрических больниц и других учреждений. Агентству США по международному развитию следовало бы четче прописать условия своей политики.
- Проявить инициативный подход в помощи во время переходного периода от интернатных учреждений к жизни в обществе, чтобы продвигать этот процесс как модель для международных доноров, которая должна действовать во всем мире. Европейский Союз определил, какие инициативные подходы необходимы, чтобы решить проблему сегрегации в учреждениях. Хотя поддержка в обществе может быть экономней, чем содержание системы опеки, она требует дополнительных затрат во время переходного периода от интернатных учреждений к жизни в обществе.
- Обеспечить включение в общество детей и взрослых с инвалидностью с первых шагов жизни в обществе и позже.
Усвоенные уроки - важность включения в общество во время экономического кризиса. Во время экономического кризиса, проблемы людей с инвалидностью часто не принимаются во внимание. Однако именно сейчас разрабатываются и воплощаются самые большие и дальновидные международные программы помощи. Такие программы будут иметь значительные последствия в стране в течение последующих лет. Хотя время политического и экономического кризиса представляется не слишком благоприятным, чтобы заниматься проблемами людей с инвалидностью - на самом деле именно сейчас необходимо уделить больше внимания этим вопросам.
Организация интернатной системы
Среди трудностей понимания и реформирования интернатной политики является подчинение интернатных структур различным министерствам. Интернатная система услуг для детей разделена между тремя министерствами: Здравоохранения, Образования и Социальной политики. Министерство здравоохранения занимается домами ребенка для детей от 0 до 4 лет. Дома ребенка являются первым шагом для большинства детей в системе интернатов. В них размещают детей с разными способностями и состоянием здоровья: как детей, у которых нет инвалидности, так и детей, у которых сложные формы инвалидности или тяжелое состояние здоровья.
В возрасте 4 лет, если у ребенка есть проявления инвалидности, его случай рассмотрит междисциплинарная комиссия экспертов, которая называется психолого-медико-педагогическая консультация. Эта консультация почти самостоятельно принимает решение относительно будущего ребенка, оценивая умственный потенциал ребенка и решая, способен ли ребенок учиться или нет. Консультация также решает, разместить ли ребенка в интернате, и если да, то какого типа. На практике, детей без родительской опеки всегда отправляют в интернаты в связи с полным отсутствием альтернатив в обществе.
Если консультация признает ребенка способным учиться, то его отправляют в интернаты Министерства Образования (так называемые «специализированные школы-интернаты»). Детей, которых признают «неспособными» учиться, отправляют в интернаты Министерства Социальной Политики.
Причины институционализации
В нашей стране значительно легче попасть в систему институционального ухода, чем выйти из нее. Существует несколько путей попадания в интернаты. Если дети рождаются со зрительными или видимыми нарушениями от рождения, довольно часто врачи убеждают матерей отдать детей в интернаты, уверяя, что родителям стоит «сосредоточиться на здоровых детях», или «попробовать еще раз».
Родители, которые пытаются воспитать ребенка с инвалидностью дома, часто сталкиваются с множеством препятствий, и часто чувствуют, что единственный выбор - это отдать ребенка в интернат; особенно когда реальность воспитания ребенка с инвалидностью без поддержки становится психологически или финансово невозможной. Такие родители практически не получают общественной поддержки, кроме пенсии по инвалидности, которая, по словам родителей, просто мизерная по сравнению с затратами необходимыми для ухода за ребенком с инвалидностью.
Другая часть детей попадает в интернаты, когда они достигают школьного возраста и проходят оценку психолого-медико-педагогической консультации. Дети классифицируются консультацией как имеющие «умеренную или тяжелую форму инвалидности», если их потребности превышают ресурсы родителей, возможности системы образования или услуг, предоставляемых в обществе.
Интернаты несправедливо отделяют детей и взрослых от общества, однако продолжают действовать в том же направлении, оправдываясь нехваткой услуг в обществе и невозможностью оказать поддержку семьям.
Интернаты устарели. Они больше не защищают детей. Они их содержат. Внедрение программ реабилитации в обществе решило бы многие проблемы.
Существует лишь небольшое количество услуг для помощи детям, которым угрожает институционализация. Однако бедные семьи не могут позволить себе ими воспользоваться.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)