Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекция развития
Процесс формирования у школьников коммуникативных умений требует от них ориентироваться в условиях общения, планировать высказывания, реализовывать запланированную программу, контролировать ход и последствия процесса речи, которые необходимы для построения развернутых высказываний. Работа по этому направлению является значимой, поскольку формирование коммуникативных умений способствует становлению личности и выработке у учащихся навыков практического владения родным языком.
В основу программы положены следующие основные принципы развития языка и речи:
- принцип ускорения темпов обогащения языка;
- принцип внимания к материи языка;
- принцип понимания языковых значений;
- принцип оценки выразительности речи;
- принцип языкового чутья;
- принцип опережающего развития устной речи перед письменной;
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип личностно-ориентированного подхода с учетом компенсаторных возможностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях специального общеобразовательного учебного заведения.
Программа построена по принципу кумулятивности, т.е. то, чему ученики научились на предыдущих этапах, «прилагается» к новому содержанию. В каждом последующем классе предполагается повторение предыдущего материала, его осложнение, с использованием обновленных задач.
Содержание программы предусматривает в интересной, разнообразной форме:
- развитие у ребенка общих речевых навыков: звукопроизношения, дыхания, темпа, ритма, выразительности;
- обогащение, активизацию и распространение словарного запаса;
- формирование связной речи на таком уровне, чтобы ребенок имел возможность усваивать грамматические конструкции предложений, приемы словообразования и словоизменения по аналогии, используя собственный опыт;
- и как результат - усовершенствование речевой компетентности учащихся.
- работа по развитию речи начинается с комплексного психолого-неврологического обследования, знакомства с направлением психолого-медико-педагогической консультации, обязательной беседы с родителями. Для эффективного использования методов и средств коррекционной работы необходимо провести обследование состояния речи детей на первых занятиях. Полученные данные фиксируются логопедом в школьной логопедической карточке.
- основе полученной карточки состояния речи, чтения, письма учеников класса учитель-дефектолог, после согласования с логопедом, планирует коррекционную работу на уроках родного языка, на уроках коррекции развития согласно программным требованиям и рекомендациям логопеда.
- занятие должно способствовать позитивным сдвигам в речевой деятельности ученика. По возможности следует устранить все, что мешает свободному общению, обучению ребенка, и создать благоприятные условия для речевого развития в кругу семьи и школы.
- ошибок произношения, чтения, письма является обязательным компонентом деятельности учителя-дефектолога на любом занятии. Преемственность и системность комплексной коллективной работы всех работников школы на протяжении всех лет обучения позволяет осуществлять наблюдение за качеством речевого развития детей. Постоянный рабочий контакт с логопедом, медперсоналом, психологом и родителями учеников позволяет компенсировать недостатки речи. Это сочетается с единственным языковым режимом, который осуществляется всем медицинским и педагогическим персоналом и поддерживается родителями в кругу семьи.
- -дефектолог включает в занятия упражнения для развития общих речевых навыков, речевые игры, творческие задания, которые решают коррекционные задачи по преодолению недостатков речи.
- класса осуществляет контроль речи детей во время внеурочных мероприятий. После занятий учитель-дефектолог и воспитатель класса продолжают отрабатывать те виды упражнений, которые вызвали затруднения на занятии.
- положительном результате коррекционной работы можно указывать только тогда, когда по данным наблюдения учебной деятельности учащиеся демонстрируют полученные умения и навыки в речи, которые доведены до автоматизма.
Основными составляющими занятия является:
- Вступительная часть предусматривает обязательный организационный момент, который настраивает учеников на занятие, дает возможность повторения предыдущего материала. Сообщается тема занятия, образуются соответствующие мотивы последующей деятельности с учетом возраста и степени развития детей. Вступительная часть включает упражнения на развитие речевого дыхания и голоса, чувства ритма, темпа, артикуляции и мимики, мелкой моторики, которые повышают интерес к содержательной и технической стороне речи.
- Основная часть. Перед учащимися ставится проблемная задача с целью активизации их творческого потенциала, а также ассоциативных связей на речевом и неречевом уровне. В основной части решаются главные задачи занятия, используются различные учебно-коррекционные методы и приемы, с целью создания речевой ситуации. На занятии используются художественная литература, народное творчество, аудио- и видеоматериалы, дидактические игры и упражнения, широкий иллюстративный материал. Создаются условия для активной речевой деятельности учащихся. Проводится физкультминутка, связанная с лексической темой.
- Заключительная часть короткая и эмоциональная. В заключительной части закрепляются и обобщаются знания, отработанные в основной части занятия, дается оценка речи учащихся в итоговой беседе.
- занятий по развитию речи с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, является обязательным. Ориентировочная лексическая тематика программы планируется на основе тесной межпредметной связи с общеобразовательными предметами и курсом родного языка. Рекомендуется при подготовке календарно-тематического планирования использовать лексическую тему в сочетании с основными видами практической речевой и творческой деятельности детей на данном занятии.
- работы на занятиях по развитию речи:
- весь процесс направляется на формирование, коррекцию мышления, операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, формирования психической активности;
- обязательным является максимальное включение анализаторов, актуализация чувств разной модальности, а также использование максимальной и разноплановой наглядности;
- необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы и механизмы закрепления правильных речевых навыков с включением элементов новизны;
С целью формирования морфологического компонента речевой деятельности развиваются такие умения:
- выделять общее лексическое значение слов и подбирать родственные слова;
- определять общие словообразовательные аффиксы в словах с разным лексическим значением;
- определять значение словообразовательных аффиксов (приближение);
- соотносить значение и звучание морфем (корней слов);
- дифференцировать словообразовательные аффиксы по значению и звучанию.
Направления работы:
- Развитие умений определять род разных частей речи по их окончанию.
- Формирование умений замечать грамматическое значение суффиксов в существительных и прилагательных. Виды работы:
- определение рода существительного с конечной буквой в словах;
- определение рода существительных по пропущенной части слова (с опорой на рисунок);
- формирование умений замечать грамматическое значение различных суффиксов.
- Формирование умений определять однокоренные слова и делать морфологический анализ слов:
- определение лишнего слова;
- отбор из группы однокоренных слов;
- подбор однокоренных слов с опорой на вопросы;
- подбор однокоренных слов с опорой на лексическое значение заданной формы;
- подбор однокоренных слов в указанных словах;
- нахождение в словах общего корня;
- нахождение в словах общего префикса;
- нахождение в словах общего окончания;
- морфологический разбор слов.
- Формирование коммуникативных компетенций.
- недостаточной сформированности коммуникативного поведения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является ограниченность речевых и двигательных возможностей; нарушения речевой моторики; особенности психического развития, несовершенство социального воспитания.
- развития речи, формирования речевых умений и навыков у школьников зависит от потребности в общении или коммуникации. Обязательным является стимулирование желания ребенка вступить в коммуникативные взаимоотношения, пользоваться различными средствами коммуникации (как вербальной, так и невербальной).
- обеспечения содержательности ученических высказываний необходимо предлагать детям говорить только о том, что им хорошо известно и доступно: на основе знакомых фактов, собственных наблюдений, чтобы у них передавались обдуманные мысли, искренние переживания; избегать задач, которыми предусматривается составление собственных высказываний о том, что ученики не знают, к чему не готовы.
- направленность обучения является ведущей и определяется основными функциями речи, которые направлены на формирование социально активной личности и заключается в формировании различных видов коммуникативных компетенций, способствующих развитию межличностного общения. Коррекционная работа по развитию речи проводится в комплексе мероприятий, направленных на мобилизацию всех речевых возможностей школьников, направленных на развитие коммуникативного поведения.
- сформированности коммуникативных умений зависит от богатства словарного запаса младших школьников и умений использовать все разнообразие грамматических средств языка при построении собственных высказываний. Коммуникативно-целесообразной речь бывает при наличии в ней таких качеств, как точность, выразительность, образность. В результате коррекционного обучения у учащихся начальной школы должно сформироваться сознательное отношение к собственным устным и письменным высказываниям, стремление избегать ошибок, соблюдение этики речи.
- учителя-дефектолога - научить младших школьников свободно владеть диалогической и монологической речью, эмоционально-экспрессивными средствами, постоянно заботиться о речевом совершенстве.
- соответствии с этим в структуре занятий по коррекции речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют его мотивацию, ставят школьника перед необходимостью правильно высказываться, пробуждают у него интерес и желание о чем-то рассказать.
- развивать способность говорящего обеспечить правильное применение словесных и невербальных средств с участниками общения. Следует развивать основные коммуникативные признаки речи: правильность, чистоту, логичность, точность, выразительность, образность, доступность, действенность, целесообразность.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)