Мониторинг готовности педагогов экспериментальных учреждений к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения
Главными преимуществами инклюзивной модели обучения можно назвать следующие:
- дети с особыми образовательными потребностями будут лучше подготовлены к условиям реальной жизни;
- инклюзивная среда повышает самооценку и способствует развитию самостоятельности у детей с особыми образовательными потребностями;
- дети с особыми образовательными потребностями будут лучше восприняты обществом;
- дети с особыми образовательными потребностями будут иметь больше возможностей участвовать в различных видах деятельности.
- составлении и выполнении индивидуального учебного плана на ребенка с особыми образовательными потребностями педагоги сталкиваются с различными трудностями. Основными трудностями является изменение методов обучения, учебной среды, характер и сложность обучения и тому подобное.
- педагог создает в классе (группе) демократическую среду для налаживания дружеских отношений среди детей с разным уровнем развития по-разному.
- , работая с детьми с особыми образовательными потребностями, сотрудничают также с родителями, которые лучше всего знают своего ребенка. Чаще всего педагоги используют такие формы сотрудничества, как: беседы, родительские собрания, консультации, семинары, конференции.
- эффективными формами работы являются - беседа, консультация, привлечение родителей к групповой работе, открытые подгрупповые мероприятия при участии родителей, открытые занятия, тренинги.
Анализируя вопрос об основных условиях реализации индивидуального подхода к детям с особыми образовательными потребностями, которые являются наиболее действенными в процессе обучения и воспитания детей, можно заметить, что на первом месте стоят реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса и учет психологических закономерностей развития личности. Вторым по важности является систематическое и всестороннее изучение учащихся педагогом, на третьем месте - учет конкретной ситуации действия, на четвертом - владение педагогической техникой, на пятом - индивидуализированный подход к оценке. Наименее важным условием реализации индивидуального подхода к «особенным детям», по мнению педагогов, является использование возможностей воспитательного воздействия коллектива.
Реализуя индивидуальный подход в своей работе, педагоги используют чаще всего такие приемы:
- индивидуализация заданий;
- ориентация на разный темп работы детей и динамику нарастания усталости;
- активизация всех учеников класса;
- определение соответствующего уровня помощи.
Что касается методической работы, то, по мнению педагогов, лучше решаются в их заведениях следующие задачи:
- ознакомление с новыми педагогическими технологиями;
- ознакомление с теоретическими и практическими достижениями в области специального образования, специальной психологии;
- ознакомление с применением вариативных методов обучения, нетрадиционных методик коррекционного воздействия.
- о формах методической работы, используемых в учебном заведении по внедрению инклюзивного (интегрированного) обучения, то чаще всего встречаются индивидуальные формы работы (консультации, стажировки, наставничество, самообразование), немного реже групповые формы (творческие группы, методические объединения).
- действенными, по мнению педагогов, являются индивидуальная форма работы, круглый стол, методический ринг, диспуты, семинары, методические объединения.
- наиболее актуальные принципы воспитания детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения, можно выделить следующие:
- связь воспитания с жизнью;
- воспитание личности в коллективе;
- индивидуальный подход;
- опора на положительные возможности ребенка;
- принцип системности, последовательности и преемственности в воспитании детей с особыми образовательными потребностями;
- комплексный (командный) подход в воспитании;
- воспитание в работе;
- целеустремленность воспитания;
- единство сознания и поведения в воспитании.
- проблематичными принципами реализации в условиях специального учебного заведения являются принципы системности, последовательности и преемственности в воспитании детей с особыми образовательными потребностями, воспитание в труде, связь воспитания с жизнью, единство сознания и поведения в воспитании.
- большинство педагогов убеждены, что наиболее эффективной в условиях инклюзивного обучения является трансдисциплинарная модель командной деятельности, то есть ребенок и семья должны находиться в центре внимания, между ними и специалистами должна существовать прочная взаимосвязь. Часть педагогов убеждены, что наиболее эффективной является межотраслевая модель: внимание концентрируется на ребенке и семье, однако специалисты более связаны друг с другом. Лишь единицы предпочитают мультидисциплинарную модель командной деятельности: ребенок и семья находятся в центре внимания, однако специалисты не контактируют друг с другом, между членами команды нет взаимодействия.
- педагогов интернатных учреждений недостаточно знакомы с нормативно-правовой, научно-методической базой инклюзивного образования, а значительная часть и вовсе не знакомы. Это можно объяснить тем, что в их заведениях недостаточно уделяют внимание изучению государственных и нормативных документов по интегрированному (инклюзивному) обучению, предоставлению действенной помощи педагогам в совершенствовании их профессиональной подготовки в соответствии с профессиональным уровнем.
- убеждены, что главным преимуществом инклюзивной модели обучения является то, что дети с особыми образовательными потребностями будут лучше подготовлены к условиям реальной жизни, инклюзивная среда повысит самооценку и будет способствовать развитию самостоятельности у детей с особыми образовательными потребностями.
Диагностика и коррекция детей с ранним детским аутизмом
Сегодня детский аутизм рассматривается не только как клиническая, но и психолого-педагогическая проблема, поэтому возникает необходимость создания соответствующей специальной литературы для обучения детей с диагнозом расстройства спектра аутизма.
Дети с аутизмом требуют особого отношения, особых подходов, приемов коррекционно-восстановительной работы. Важнейшим условием в таком случае является тесная связь целой команды специалистов учреждения, которое посещает ребенок, а такие специалисты, как психолог, логопед, дефектолог должны вообще стать родными для семьи, в которой живет ребенок с аутизмом.
Нарушения коммуникации и речи при аутизме очень различаются. По приблизительным подсчетам, от трети до половины детей и взрослых с аутизмом не пользуются речью вообще.
Занятия по развитию коммуникативных навыков планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже усвоенных знаний, умений, навыков.
Рекомендации для развития коммуникации:
- Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирование речевого дыхания.
- Подражание речевым и неречевым звукам.
- Выполнение поручений, инструкций по словесному заданию взрослого.
- Участие в беседе (ответы на вопросы, создание реплик по образцу).
- Словесные отчеты о проделанной или выполняемой деятельности.
- Оформление просьбы, желания вербально или жестово-мимическими средствами.
- Разучивание детских стихов, мини-диалогов с последующим воспроизведением их в играх.
- Прослушивание сказок, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста.
Примерная структура индивидуальных коррекционных занятий:
- Имитация основных движений.
- Имитация мелких движений.
- Стимулирование познавательных процессов.
- Имитация действий с предметами.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)