Инклюзивное образование для детей с нарушениями зрения
Учитывая междисциплинарность и комплексность понятия «раннее сопровождение», среди его общих задач можно выделить:
- медицинские (диагностирование зрительного нарушения, его лечение и реабилитационные мероприятия);
- психологические (определение проблем и потребностей семьи, психологическая помощь родителям и ребенку, диагностика психических познавательных процессов ребенка, преодоление негативных эмоциональных состояний, развитие эмоционально-коммуникативных навыков ребенка и пр.);
- социальные (социальная адаптация и интеграция ребенка, социальная поддержка семьи);
- педагогические (педагогическое обследование, разработка учебно-развивающей программы, организация коррекционно-развивающих занятий и др.).
Успешность реализации раннего сопровождения возможна при условии их комплексного сочетания и командного подхода. Соответственно, их сочетание порождает специфические задачи раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями зрения:
- Раннее выявление детей с нарушениями зрения и их привлечение к системе раннего сопровождения.
- Комплексная междисциплинарная диагностика состояния зрительного анализатора и его функциональных возможностей (умение видеть); особенности психомоторного, познавательного, речевого, эмоционально-коммуникативного развития; изучение специфических «запросов» родителей и психологического состояния семьи.
- Составление индивидуальной программы развития ребенка и сопровождения семьи с привлечением всех специалистов (врача, психолога, тифлопедагога, физического реабилитолога) и при активном участии родителей, которые рассматриваются как активные участники реабилитационного процесса.
- Реализация программы коррекционно-развивающей работы.
- Организация регулярного (в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и запросами родителей) патронажного и консультативного сопровождения ребенка и семьи.
- Обеспечение развивающих потребностей ребенка учебно-методическими, дидактическими, технологическими ресурсами, создание развивающей образовательной среды.
Основополагающими принципами организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями психофизического развития раннего возраста являются:
Принцип сотрудничества с родителями является ключевым в организации и реализации раннего сопровождения. Отношения между специалистами и родителями строятся на принципах партнерства. Родители являются непосредственными участниками создания индивидуальной программы развития ребенка, кроме того, собственно реабилитация направлена, в первую очередь, на восстановление коммуникации между родителями и ребенком. Родителей обучают понимать сигналы ребенка, его средства самовыражения.
Принцип междисциплинарности - применение комплексного подхода к реабилитации ребенка и его родителей. Тесное сотрудничество специалистов (врачей, психологов, дефектологов, реабилитологов) обеспечивает достижение общей цели - оказание помощи семье, имеющей ребенка с проблемами в развитии.
Принцип опоры на возможности ребенка. Предусматривает определение потенциальных возможностей ребенка и возможных путей их развития. Оценка потенциальных возможностей ребенка со стороны каждого специалиста выступает гипотезой о возможности его развития. Она постоянно корректируется в процессе реабилитационной работы.
Принцип развития ребенка. Традиционная система коррекционной работы с ребенком с нарушениями психофизического развития центральной позицией выбирает исправление «дефекта», приближение к «норме» через систему тренировочную упражнений. При этом невозможность достижения «нормы» не позволяет положительно оценивать достижения ребенка. Для успешной реализации программы раннего сопровождения специалисты ориентируются на исходный уровень развития ребенка, а коррекционная помощь направляется на приобретение им новых навыков, знаний и умений, а не на приближение к мнимой норме.
Принцип системности. Этот принцип предусматривает изучение ребенка как целостной системы во взаимодействии с более широкими социальными системами - семьей, непосредственным окружением, реабилитационными центрами, дошкольными и медицинскими учреждениями, а также с социумом в целом.
Принцип вариативности. Предусматривает организацию различных форм помощи ребенку с учетом его индивидуальности и условий жизни семьи.
Принцип инклюзии, основой которого является положение, что ребенок с особенностями психофизического развития учится и развивается более успешно при условии нормализации взаимодействия с семьей и социумом. Инклюзивная среда в раннем возрасте является логической предпосылкой дальнейшей инклюзии детей в условиях общеобразовательных учебных заведений и социума.
Обозначенные задачи и принципы организации раннего психолого-педагогического сопровождения реализуются в следующих направлениях деятельности:
- Информационно-просветительская деятельность - предполагает информирование о цели, задаче и возможности раннего сопровождения детей с нарушениями психофизического развития всех потенциальных участков (родителей, специалистов) и общества, и направлена на распространение информации о заведениях и учреждениях, осуществляющих раннее сопровождение. В рамках этой деятельности осуществляется работа с ближайшим окружением ребенка по формированию положительного отношения к ранней помощи в целом, к семьям с проблемными детьми и детьми-инвалидами. Информационно-просветительская работа проводится в учреждениях охраны здоровья, социальной защиты и образования. Проводятся конференции, семинары, круглые столы, форумы и другие формы работы.
- Организационно-координационная деятельность - направлена на установление партнерских отношений между учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования. Основными задачами в рамках этой деятельности является своевременное выявление детей с проблемами в развитии, предоставление им квалифицированной медицинской помощи, а также определение направлений дошкольного и школьного образования.
- Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика - предусматривает оценку развития и состояния ребенка, выявление причин, приводящих к проблемам в развитии. В рамках этой деятельности осуществляется также психологическая диагностика функционирования семьи и определяется ее реабилитационный потенциал.
- Психолого-педагогическое консультирование, помощь и реабилитация - непосредственно организуется с семьей и ребенком. На основе комплексной диагностики ребенка формируется индивидуальная программа развития, в реализации которой принимает активное участие каждый член семьи. При этом семье оказывается психологическая помощь и поддержка. Совместно с родителями подбираются оптимальные формы организации работы: помощь на дому (патронажная работа) или занятия в центрах, консультативных пунктах; индивидуальные занятия. В рамках этой деятельности осуществляется непрерывное сопровождение семьи в процессе выполнения мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка; обучение родителей приемам ухода за ребенком и технологиям создания развивающей среды; формирование мотивации к включению семьи в процесс реабилитации; сопровождение семьи и ребенка при переходе в другое заведение образования.
- Профилактическая деятельность - направлена на работу с семьями детей групп биологического и социального риска.
- Научно-методическая деятельность - осуществляется с целью анализа, систематизации и подбора эффективных методик и технологий оказания помощи ребенку и семье.
Определенные направления деятельности в системе ранней помощи детям с нарушениями зрения реализуются поэтапно. Условно можно определить несколько этапов ранней помощи: диагностический, поисковый, консультативно-проективный, деятельностный и рефлексивный.
Диагностический этап. Оценивая развитие ребенка (кроме диагностики нарушения), следует учитывать не только констатацию факта нарушения, но и детально изучать имеющиеся потенциальные возможности развития; информацию об индивидуальных особенностях ребенка - возможные способы коммуникации, мотивации, интересы ребенка, функциональные возможности. Целью диагностического этапа также является установление атмосферы взаимного доверия между всеми участниками раннего сопровождения; выяснение особенностей взаимодействия, которые могут усложнить или облегчить решение актуальных проблем ребенка; помощь взрослым в выяснении проблем и возможных вариантов их решения. К этому этапу также относятся традиционное изучение анамнеза развития ребенка, состояния здоровья, анализ социальных условий его развития.
Диагностика болезней глаз у детей раннего возраста осложняется невозможностью использования врачами-офтальмологами традиционных психофизических методов исследования, которые требуют ответа ребенка о том, что он видит. В связи с этим особое значение приобретают объективные методы исследования, которые обычно осуществляются в специализированных офтальмологических центрах.
В условиях консультативного пункта или центра раннего исследования ребенка с нарушениями зрения следует выявить умения и возможности ребенка пользоваться остаточным зрением, его возможности получать и дифференцировать зрительную и другую сенсорную информацию, использовать ее для обогащения своего сенсорного опыта. Выясняется уровень развития тактильной чувствительности, мелкой моторики, мышечного тонуса. Важно установить наличие поисковых и отслеживающих движений, уровень их сформированности, активность, наличие координированных движений глаз и руки.
Своевременная диагностика позволяет перейти к поискам путей и средств коррекции, что является целью поискового этапа сопровождения. На этом этапе разрабатываются варианты индивидуальных коррекционных занятий с ребенком, проверяются гипотезы о его потенциальных способностях, зоне ближайшего развития, проводятся пробные учебные занятия при активном участии родителей.
На консультативно-проективном этапе специалисты по раннему сопровождению доводят полученную информацию до всех заинтересованных лиц, обсуждают с ними возможные варианты решения проблемы, прогнозируют эффективность работы, выбирают необходимые методики. На этом этапе происходит разработка индивидуальной программы развития ребенка, распределяются сферы ответственности, определяется последовательность действий, сроки выполнения и возможности корректировки программы.
Деятельностный - наиболее сложный и ответственный этап сопровождения - должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению координируют работу всех участников, оказывают помощь при реализации наиболее сложных пунктов программы, постепенно делегируя свой опыт и функции родным ребенка.
Если на первом году жизни ребенка семья имеет безусловный приоритет в сопровождении его физического, сенсорного и умственного развития, то в возрасте двух-трех лет ребенку с тяжелой сенсорной недостаточностью необходимо сочетание семейного и общественного воспитания, потому что только в общественной деятельности ребенок приобретает навыки общественной жизни, общения, самостоятельности, утверждает себя как личность.
Рефлексивный этап сопровождения предусматривает оценку динамики развития ребенка, осмысление результатов раннего сопровождения ребенка, его родителей, подведение итогов, обсуждение дальнейшего учебного маршрута ребенка.
Пути, условия и перспективные задачи эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения детей с глубокими нарушениями зрения раннего возраста определяются его ресурсным обеспечением.
Нормативно-правовое обеспечение:
- разработка общей стратегии нормативного обеспечения по организации деятельности консультационных пунктов для детей с нарушениями зрения и их родителей при специальных учебных заведениях (дошкольных, школьных);
- нормативно-правовое согласование деятельности медицинских, социальных и образовательных учреждений;
- принятие и совершенствование законодательных и других нормативных актов: внесение в порядке законодательной инициативы предложений по изменению и дополнению в действующее законодательство и другие правовые акты по вопросам социальной поддержки, реабилитации, создание доступной среды жизнедеятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)