Изменение образовательной парадигмы в школьной системе обучения детей в США
Во все времена правительство США уделяло должное внимание системе образования по-разному, которая в определенных социально-экономических и социокультурных условиях выполняет социальный заказ по проблеме формирования личности. Американские идеалы человека последнего десятилетия ХХ века формировались под влиянием государственной образовательной политики, направленной на обеспечение качественными образовательными услугами всех без исключения граждан. Термин «государственная политика в области образования» или «государственная образовательная политика» начал использоваться в научной литературе 60-70-х годов ХХ века, когда в США, а также в государствах Европы и Японии образование начали рассматривать как важнейший фактор развития и социального прогресса, как сферу, которая требует особого внимания на общегосударственном уровне. Этот период характеризуется «информационным взрывом», то есть бурным развитием естественных и физико-математических наук. Пристальное внимание государства к системе образования обусловлено тем, что она получает государственный заказ на формирование личности определенного типа, а руководство ею государство осуществляет через государственную образовательную политику. В США функционирует децентрализованная система образования, при которой каждый штат самостоятельно осуществляет руководство в своем образовательно-правовом поле. Образовательная политика штата оказывает политическое и общественное влияние на местах, что приводит к различным подходам по идентификации целей, в подготовке специалистов и финансировании образовательных проектов, а также в разработке, внедрении и управлении учебными программами.
Поэтому, соответственно, изменение образовательной парадигмы обусловлено потребностями развития общества и личности, трансформацией убеждений, утверждением новых ценностей, широким внедрением информационно-коммуникационных технологий, что смещает акценты образования из принципа адаптивности к принципу компетентности.
Школьная реформа стала выдающимся событием того времени для американской нации. Со времени публикации Национальной комиссией по совершенствованию образования отчета «Нация под угрозой» были изданы сотни публикаций о недостатках двух существующих образовательных систем (специальной и общей), количество которых увеличивалось почти ежедневно. Авторами публикаций были не только ученые в области образования, но и специальные профессиональные комиссии, губернаторы и другие чиновники. Этот печатный документ вызвал глобальные реформирования не только во внешних процессах, так называемом техническом слиянии двух образовательных систем (специальной и общей), но и во внутренних процессах организации системы, что является не менее важным, ведь произошли изменения в нормах, правилах, методиках, процедурах и механизмах организации обучения учащихся в традиционной системе.
Первый этап реформ был сосредоточен на внешних аспектах, в большинстве на государственном уровне, а именно: поднятие стандартов и формулирование новых требований для учащихся, повышение заработной платы для учителей и развитие программ их карьерного роста. Эти изменения сопровождала «вторая волна» реформ, которая уделяла значительное внимание проблемам на уровне школ, а именно: организации, управлению, кадровому обеспечению, роли учителей, а также отношениям с родителями и сообществом. Следующая реформа касалась учеников, а именно: способов внедрения многокультурной и многоуровневой перспективы в классах, способов продвижения двуязычия и обучения учащихся с ограниченным знанием английского языка, а также путей обеспечения равенства и образовательных возможностей для всех учащихся, в том числе с особыми потребностями.
Несмотря на внедрение инновационных методик и современных технологий работы с детьми с различными потребностями и возможностями, школьное образование как среда для развития личностной сущности ученика и его творческой самореализации на благо себя и общества в 1980-90-х годах не соответствовала реальным требованиям времени. Система среднего образования требовала полного реформирования в соответствии с новым социальным, политическим и экономическим статусом общественного устройства государства.
Разнообразие подходов к реформированию образовательной среды является весьма значительным и обусловлено, прежде всего, специфическими стратегиями обучения. Во-первых, модель кооперативного обучения и кооперативного образования - переходное звено, ведь такая модель обучения не может рассматривается как постоянная образовательная практика. Вторая проблема касается организации учебных программ не по категориям, а по учебным потребностям. Модель адаптивных учебных сред, модель интегрированного класса и модель максимизации образовательной коррекции средствами общего образования хотя и доказали свою образовательную эффективность и результативность, все же применяют подход категоризации детей, вовлеченных в программу.
Вполне очевидно, что всестороннее изучение проблем реформирования образовательной среды в США связано с использованием концепции изменения образовательной парадигмы для проектирования новой образовательной деятельности.
По определению американских педагогов существует альтернативная образовательная система: унитарная или инклюзивная. Концепция унитарной системы предусматривает фундаментальные изменения, а именно: как воспринимаются различия между людьми, как организованы образовательные программы в школах и как рассматривается цель такого образования. Эта альтернативная система отклоняет бимодальное разделение учеников с нарушениями развития и с типичным развитием и утверждает, что каждый человек отличается определенными особенностями, а узкие определения, основанные на единой характеристике, не способны постичь сложность человека. Кроме того, она отклоняет девиантную модель и представление, что проблема заключается в отдельной личности, а решение этой проблемы зависит от определенного ухода или лечения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)