Основы инклюзивного образования
Проблема инклюзивного образования в современном образовательном пространстве приобретает особое значение ввиду того, что интеграция лиц с особыми потребностями в социокультурную общеобразовательную среду является сегодня чрезвычайно актуальной. Недостаточная разработанность этой педагогической проблемы, увеличение количества детей с нарушениями психофизического развития, недостаточный уровень культуры и образованности педагогов и родителей, отсутствие элементарной материальной базы, низкое финансовое положение семей, неудовлетворительное учебно-методическое обеспечение вызывают процессы переосмысления обществом отношения к лицам с особыми потребностями.
Несовершенство научно-теоретических общепедагогических и специальных принципов образования и обучения людей с особыми потребностями, недостаточность специальных исследований требует обновления учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. В научных исследованиях и в накопленном практическом опыте педагогов почти не освещена проблема инклюзивного образования и инклюзивного обучения лиц с нарушениями психофизического развития, недостаточно разработаны вопросы психолого-педагогического сопровождения лиц этой категории, вопросы адаптации, реабилитации, социализации, профориентации в учебных заведениях, а также подготовки специалистов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. Несмотря на теоретическую разработку общепедагогических и специальных основ обучения инвалидов, существует потребность определенного обновления, усовершенствования, просмотра отдельных позиций современной системы получения образования лицами с нарушениями психофизического развития.
В научных исследованиях по специальной педагогике как важнейший параметр психического здоровья человека ученые рассматривают психофизический уровень, связанный непосредственно с наследственными, биологическими признаками. Одновременно личностно-смысловой и индивидуально-психологический уровень, которые обусловлены специальными условиями жизни и качеством обучения и воспитания, практически не анализируют. Недостаточно разработан еще алгоритм индивидуальных программ привлечения лиц с нарушениями психофизического развития в общеобразовательное пространство, нет необходимых нормативных документов, определяющих содержание и порядок подготовки таких программ. Учитывая указанные причины, ресурсы образовательных интеграционных процессов реализуются не полностью. Все это не позволяет своевременно компенсировать отклонения в развитии человека, порождает негативные последствия - в дальнейшей жизни такие лица становятся менее адаптированными к самостоятельной жизни в результате культурной некомпетентности, неполноценного общения, нехватки навыков самореализации в обществе.
Несмотря на то, что проблема образовательной инклюзии, то есть процесс привлечения детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями по состоянию здоровья к условиям общеобразовательных учебных заведений, была в обществе давно, для широкой общественности идеи инклюзивного образования и внедрения ее в образовательную среду малоизвестны.
Концептуальные подходы к организации образования людей с особыми потребностями.
Уровень развития цивилизации любого общества определяют, прежде всего, по отношению этого общества к человеку как самой высшей ценности. Анализ современного общества побуждает к размышлениям о роли и месте в нем людей, которые имеют особенности психофизического развития, то есть тех, которые нарушают наше стереотипное представление о норме.
Новые концептуальные основы современного общественного развития, признание разнообразия и равноправия человеческого сообщества, продвижение мировой педагогической науки к демократизации и гуманизации образования обусловили новое мировоззрение: признание человеческой личности такой, какая она есть, и обеспечение благоприятных условий для ее полноценной жизнедеятельности и успешной социализации. Ведущим направлением современной образовательной парадигмы является ориентированность системы образования на гуманизацию, фундаментализацию и интеграцию, предусматривающих включение человека с различными образовательными потребностями в качественную образовательную среду и широкие социальные отношения.
Проблему интеграции в сфере образования можно рассматривать с позиций двух существенных характеристик образования. Первая позиция дает основания говорить об интеграции в науку как о фундаментальной основе изменения содержания образования, обеспечения ее целостности. Доминирование интеграции или дифференциации в процессе развития науки имеет историко-гносеологические и социально-экономические корни.
К сожалению, сегодня общеобразовательная школа еще не готова предоставлять весь комплекс медицинских, коррекционных и психолого-педагогических услуг, в которых нуждаются дети и молодежь с особенностями развития и психофизическими недостатками, а именно:
- укомплектовать материальную базу;
- организовать охранный режим;
- обеспечить классы социальными педагогами и специалистами-дефектологами;
- создать специальные условия для обучения и жизнедеятельности таких лиц.
Учитывая это немало внимания ученых, практиков, общественных деятелей уделяется этим вопросам.
Большое значение для формирования общественного мнения относительно оптимального образа жизни и обустройства общества имеют ценности и идеология. Отношение общества к человеку всегда основывается на определенной системе ценностей о том, что является правильным и какими жизненными принципами должен руководствоваться человек в своих действиях. Они относятся к «ментальной сфере», проявляются в поведении человека и в его реакции на различные события. Поэтому ценности в значительной степени определяют характер жизненных целей личности, а также ее основополагающие представления о том, что в жизни является правильным. Гуманистические ценности, а также альтруистический императив являются целеполагающими в системе педагогических ценностей деятельности педагога в инклюзивной среде.
Наряду с ценностями, большое значение имеют взгляды (или идеологические принципы) об оптимальном способе жизни и особенности организации общества, они также определяют общие цели для общества или отдельной группы. Базовая идеология инклюзивной политики заключается в том, что учебно-воспитательные заведения должны обслуживать всех детей и молодежь в пределах своего общества, несмотря на уровень их способностей или инвалидности. Однако нет ни одного официального предписания, которое бы обязывало учителей согласовываться с такими требованиями. В образовательных документах лишь указано, что педагог должен быть готов удовлетворять потребности школьников или студентов в классе, или академической группе независимо от их «различий». Эти идеи поддерживают правительства, принимающие соответствующие нормативно-правовые акты для внедрения инклюзии. Итак, система отношений, ценностей и идеология, согласованные с общими целями образовательной политики, будут способствовать внедрению инклюзивного образования.
Для развития новой альтернативной системы образования для лиц с психофизическими отклонениями большое значение имеют также общественные движения. Развитие мирового общественного движения в защиту прав детей с ограниченными возможностями требует альтернативных моделей специальной образовательной системы, сделать возможным обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями среди их здоровых сверстников, начиная с дошкольного образования и до получения профессиональной подготовки и будущей профессии.
В соответствии с основными нормативными документами международного движения «Образование для всех», первоочередной задачей общественного развития становится обеспечение каждого человека правом удовлетворять образовательные потребности, получать качественное базовое образование. В контексте идей социальной справедливости образование рассматривается как общественное благо, которое предоставляет всем людям равные возможности для доступа к этой социальной ценности. Ограниченность доступа к образованию является характеристикой общества с консервативной направленностью развития, что приводит к социальному неравенству. Возможность человека средствами образования приобрести вес в обществе рассматривают как средство преодоления социального неравенства.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)