Коррекционные развивающие работы на уроках языка и чтения для детей с особыми образовательными потребностями
При формировании навыков речи у младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями на всех уроках в специальных общеобразовательных школах следует учитывать особенности психического развития учащихся.
Большое значение в учебно-воспитательном процессе следует придавать формированию у таких детей навыков чтения. Ведь у ребенка, который не умеет хорошо читать, возникают определенные трудности при выполнении домашних заданий, ему не интересно на уроках, он все время отвлекается. У него не формируется потребность общаться с книгой, потому что чтение приносит ему не удовольствие, а муки. Обучение чтению сопровождается специфическими трудностями: большинство учеников долго не запоминают и путают буквы, особенно оптически подобные, прочитывают склады и короткие слова зеркально, справа налево; переставляют при чтении буквы и слоги, теряют строку. В основе этих нарушений лежит проблема недоразвития оптико-пространственного восприятия и, как следствие, зрительной памяти. Многочисленные нарушения зрительной функции, наряду с бедностью словарного запаса учащихся и ограниченным опытом их личного речевого общения задерживают развитие этапа формирования у детей смыслового домысла. Поэтому при чтении имеют место многочисленные искажения слов, которые нарушают логику построения фразы и не позволяют осмыслить ее содержание. Мелодико-интонационная сторона речи при чтении у таких учащихся характеризуется отсутствием словесных и логических ударений, монотонностью и невыразительностью, отсутствием модуляций голоса, повышения и понижения его для передачи знаков препинания. Понятно, что при таких условиях чтение долго остается неосознанным.
При планировании урока чтения для детей с ограниченными умственными возможностями необходимо учитывать такие его особенности:
- изучаемый материал должен быть неотрывно связан с предыдущим, а также со всей прежней работой;
- урок должен состоять из ряда звеньев, которые представляют собой, с одной стороны, определенный этап деятельности учителя, а с другой - отдельный шаг учебной деятельности учащихся;
- задачи и темы должны быть максимально привязаны к окружающему миру ребенка;
- необходимо чередование физической и умственной нагрузки;
- каждый цикл должен содержать передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию выявленных недостатков. Цикл считается полным, если он представлен тремя источниками информации: слово, наглядность, практическая деятельность;
- очень важно отмечать даже самые маленькие успехи детей.
Необходимо уменьшить объем задач и их количество, а сложность должна быть доступной. Для этого детям можно давать индивидуальные карточки с заданиями соответствующей сложности и перфокарты, в которые надо только вставить соответствующую орфограмму или числовой ответ (и совсем нет нужды переписывать эту задачу в тетрадь, если ребенок имеет слабые или недостаточные навыки письма).
Дети с особыми образовательными потребностями, как правило, не имеют достаточных навыков самостоятельной работы, им нужен постоянный контроль выполнения данного задания (чтобы они не отвлекались и не теряли направления деятельности).
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в неоднократном повторении учителем инструкции по выполнению того или иного задания. Поэтому учитель должен убедиться, как и насколько точно ученик понял, что от него требуют, и только после этого позволять выполнять задачи. В случае необходимости предоставить ученику дополнительные разъяснения по выполнению задания.
Учитель должен уметь поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, стремление к познавательной деятельности; предотвращать и адекватно реагировать на изменения в психической деятельности, поведении и общем состоянии ребенка. Среди видов работы с детьми с пониженной обучаемостью следует уделять внимание задачам на запоминание, формирование сосредоточенности, упражнениям на аналитическое восприятие, то есть умение расчленить изображенный предмет или явление на отдельные элементы. Особенно привлекают таких детей игровые моменты в процессе обучения, создание ситуации успеха.
И прежде всего, в ребенке необходимо увидеть не просто ученика, а человека с его проблемами и болью. Нужно избегать поучений (от них ребенок просто убежит), понять и принять его таким, какой он есть. Только почувствовав положительное отношение к себе, ребенок готов будет принять помощь учителя. Известно, что агрессивность проблемных детей - это форма защиты. Если ученик чувствует себя уверенно, защитные реакции перестают срабатывать. Поэтому важно, чтобы в учителе он почувствовал старшего товарища.
Планируя урок, следует помнить, что урок должен быть четким и наглядным, в его начале ребенок находится под влиянием впечатлений, которые имели место до урока, а поэтому в течение первых 5-10 минут дети не смогут включиться в учебную деятельность. Следует учитывать, что самая высокая производительность длится 10-15 минут, а общая работоспособность снижается за 15-20 минут до конца урока, следовательно, период вхождения в работу детей с ограниченными интеллектуальными возможностями считается очень длительным. Именно поэтому подготовительная часть к уроку должна состоять из двух частей - психологической подготовки и организационного момента.
Цель психологической подготовки - снять предварительные впечатления и возбуждения, вывести отдельных учеников из состояния заторможенности. С этой целью педагог может использовать загадки, стихи, стихотворные задачи, скороговорки и т.д.
Коррекционно-развивающую деятельность уроков любования следует направлять на формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, на обогащение словарного запаса учащихся соответствующей лексикой, на установление причинно-следственных связей между изменениями в живой и неживой природе через восприятие, обследование, анализ природных явлений и изменений; учить познавать природу всеми органами чувств: на ощупь, на запах, на вкус. Любоваться природой - это не только восхищаться ею, но и оценивать, соответственно использовать творческие задания, вопросы, элементы декоративно-прикладного искусства, игры (ведь игра - это главное средство для всестороннего развития детей). От любых игр улучшается развитие моторики детей, улучшаются их вербальные и невербальные коммуникативные навыки, ученики интеллектуально развиваются, учатся взаимодействовать друг с другом.
Интересными для детей являются и пятиминутки самостоятельного чтения - дети сами выбирают текст и читают шепотом в начале уроков чтения, рисования, труда, естествознания и др. Важную роль играют и речевые разминки, с помощью которых также корректируется речь учащихся.
Не следует забывать, что формирование читательских навыков на уроках осуществляется благодаря многим разновидностям чтения:
- чтение вслух и чтение молча;
- первичное и вторичное чтение;
- непрерывное чтение – чтение с перерывом;
- выборочное чтение;
- коллективное чтение;
- ознакомительное чтение;
- чтение за диктором;
- чтение в паре;
- многократное чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- чтение шепотом;
- чтение на скорость;
- чтение с целью нахождения определенных слов, названий, знаков препинания;
- чтение в лицах и другие.
Есть еще уроки дополнительной коррекции. Таких уроков не бывает в массовой школе, потому что дети с нормальным интеллектом способны самостоятельно преодолеть подобные недостатки в усвоении знаний при повторении или выполнении домашних заданий. Дети, которые учатся по специальной программе, даже после хорошо проведенного урока, несмотря на введение ряда коррекционных средств, не всегда полностью и качественно усваивают знания. Со временем отдельные элементы усвоенных знаний забываются, абстракции ослабляются, разрушаются связи между отдельными фактами, явлениями, процессами, событиями, отраженными в ранее воспринятых знаниях. Поэтому нужна дополнительная работа для уточнения, внесения поправок, пополнения и воспроизводства знаний, особенно тогда, когда одна и та же тема изучается на протяжении многих уроков. Суть коррекционной работы на этих уроках заключается в том, что происходит повторение ранее изученного материала для уточнения, воспроизводства и пополнения знаний.
Учебно-воспитательный коррекционный процесс ориентирован на работу с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Но главное - это целостность учебно-воспитательного и коррекционного процессов, ориентированных на конечный результат - развитие личности и ее социальную реабилитацию.
Такие ученики из года в год становятся более активными, а уровень овладения навыками чтения и письма особенно не отличается от учеников из общеобразовательных школ.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)