Как улучшить поведение, внимательность и успеваемость учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Вследствие трудности сосредоточения внимания и неумения противостоять импульсам, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нуждаются в четко структурированной среде классной комнаты. К эффективной работе в классе относятся последовательные действия учителя, наличие четких правил поведения, предсказуемость организации среды и стиля преподавания, построение позитивных отношений с ребенком.
Организация пространства в классной комнате предусматривает уменьшение количества посторонних раздражителей, помогает сосредоточиться на выполнении заданий. Важно правильно выбрать рабочее место для гиперактивного ученика (близко к учителю, чтобы облегчить зрительный контакт и инструктирование ученика).
Поведенческая терапия заключается в формировании навыков:
- сосредоточенности на выполнении задания;
- сотрудничества и адекватного взаимодействия с другими (вежливое общение, избежание ссор и драк со сверстниками);
- выполнение указаний учителя, правил класса, правил игры на площадке;
- надлежащей готовности к уроку (выполненные домашние задания, наличие необходимых учебных принадлежностей, своевременный приход в класс);
- соблюдения определенного места во время занятий;
- контроля вербальных импульсов.
Стратегии коррекции поведения согласуются с действиями родителей ребенка.
Методы коррекции поведения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:
- План достижения желаемого поведения. Ученик определяет конкретную цель, над которой будет работать день или неделю. Например: подготовить рабочее место, не драться, не оставлять незавершенное задание. Он делает конкретные шаги, необходимые для достижения цели, обсуждает план с учителем. В конце дня или недели подводятся итоги.
- Ежедневная отчетность о школьном поведении с помощью поведенческих карточек. Поведенческие карты - это четко определенные одна или более поведенческих проблем, которые подлежат коррекции. Ежедневный мониторинг и оценку успехов проводит учитель; он передает родителям поведенческую карточку для ознакомления. На ее основе родители вознаграждают желаемое поведение или применяют штрафные санкции за нежелательное.
- Поведенческий контракт. Один из самых распространенных способов коррекции поведения, особенно в среднем и старшем школьном возрасте. Это двух- или трехстороннее соглашение, в котором обозначены роль каждого субъективного договора в достижении конечной цели, то есть позитивного поведения. Взрослые и ребенок определяют одну или несколько целей, над которыми ребенок соглашается работать с целью улучшения поведения. Вознаграждение за желаемое поведение согласуется.
Рекомендации по повышению способности концентрации внимания:
- Проблемы с вниманием тесно связаны со способностью человека запоминать информацию.
- Чтобы привлечь и удержать внимание ученика, обучение должно быть активным!
- Необходимо максимально уменьшить количество посторонних раздражителей, правильно выбрать рабочее место для ученика.
- Используйте яркий наглядный материал.
- Меняйте интонацию, силу, высоту голоса.
- Учите детей конспектировать (это концентрирует внимание и помогает запоминать больше информации);
- Взаимодействуйте с детьми, они должны чувствовать, что за их деятельностью наблюдают; как можно чаще практикуйте использования обратной связи!
- Используйте ресурсы окружающей среды, чтобы сделать презентацию учебного материала максимально приближенной к жизни.
- Обращайтесь так, чтобы за вами было интересно наблюдать, будьте артистическими.
- Поощряйте детей к полным ответам на вопросы; выясняйте, каким образом ребенок сделал вывод.
Советы, которые помогут избежать нежелательного поведения:
- находить время, чтобы выслушать ребенка;
- пытаться понять причины плохого поведения (возможно, это произошло из-за учебных трудностей ребенка, конфликт со сверстником и т.п.);
- действовать совместно с родителями.
- учить ребенка стратегии решения проблем (выявление проблемы, пути решения, «за» и «против» каждого решения и т.п.);
- находить возможности привлечения ребенка к школьной жизни. Дать ему какое-то поручение (например, помогать младшему ученику).
Рекомендации по повышению способности концентрации внимания:
- Поощряйте активность на занятиях.
- Сделайте темп урока живым, учебную деятельность - разнообразной.
- Используйте раздаточный материал.
- Используйте работу в парах и группах, кооперативное обучение. Следуйте четкой структуры занятий.
- Используйте компьютерные технологии и нетрадиционные методы обучения (музыка, драма, дизайн, метод проекта и др.). Это улучшит мотивацию на обучение и поможет удержать внимание.
- Можно применять визуальное напоминание, индивидуальные правила и время от времени напоминать о них.
- Инструктаж учащихся перед началом выполнения задания, убедитесь, что все поняли.
- Давайте такое количество работы, которое реально ребенку выполнить за определенное время.
- Используйте таймер.
- Вознаграждайте детей за каждую часть успешно выполненного задания.
- Делите большие задачи на части.
Советы учителю гиперактивного ребенка:
Сотрудничайте с родителями ребенка. Наладьте контакт с родителями ребенка, постройте с ними партнерские отношения. Дайте необходимые рекомендации.
Сформируйте мультидисциплинарную группу специалистов. Обратитесь к психологу и социальному педагогу, другим специалистам, привлеките администрацию учебного заведения к созданию соответствующей учебной среды для ребенка. Не перекладывайте всю работу только на себя.
Старайтесь воспринимать ребенка таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка, воспринимайте всех детей независимо от их недостатков или достоинств; будьте гибкими. Именно от вас зависит создание соответствующей атмосферы в детском коллективе.
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности не является синонимом нарушения интеллектуального развития. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут иметь любой уровень интеллекта.
Развивайте творческие способности ребенка. Поощряйте ребенка быть творческим, давайте ему такую работу, которая соответствует его воле. При необходимости уменьшайте нагрузку неинтересной для ребенка деятельности.
Формируйте адекватную самооценку учащихся. Положительная, адекватная самооценка необходима любому человеку. Гиперактивные дети нуждаются в поощрениях, поэтому чаще хвалите их, но заслуженно.
Стимулируйте желание работать, даже в случаях, когда результат не соответствует вашим ожиданиям.
Обеспечьте обратную связь при обучении ребенка. Демонстрируйте интерес к деятельности ребенка. Давайте оценку его действиям для мотивации дальнейшей деятельности.
Надлежащим образом организуйте окружающую среду. Среда в классе должна быть организована таким образом, чтобы ребенок чувствовал комфорт, уют, безопасность. Старайтесь убрать посторонние раздражители, посадите ребенка как можно ближе к себе, чтобы лучше контролировать его поведение.
Обеспечьте визуальные напоминания. Поскольку гиперактивным детям бывает сложно сосредоточиться и удерживать внимание, обустройте среду таким образом, чтобы везде были подсказки и напоминания (начиная с правил поведения в классе и заканчивая наклейками на парте и записями в дневнике о том, что и когда следует сделать).
Будьте последовательными и гибкими в своих требованиях. Чтобы достичь успехов в работе с детьми, необходимо быть последовательными и гибкими, требования должны быть постоянными, но иногда целесообразно уменьшить нагрузку и в отдельных случаях - проигнорировать не совсем приемлемое поведение.
Обеспечьте постоянную связь «школа - дом». Методы и приемы, которые используются с целью коррекции нежелательного поведения ребенка, должны быть одинаковыми в школе и дома. Родители должны стать полноценными членами мультидисциплинарной группы специалистов, помогать контролировать поведение и успеваемость. Домашние программы коррекции поведения более действенные, когда школьные достижения и неудачи получают надлежащую оценку дома.
Используйте творческий подход к планированию и проведению уроков. Удержать внимание гиперактивных детей гораздо легче, если деятельность интересна. Меняйте виды учебной деятельности, тщательно готовьтесь к урокам. Избегайте задач, выполнение которых требует длительной однообразной работы. Старайтесь удивить, заинтересовать детей.
Ищите пути повышения учебной мотивации. Используйте интерактивные методики, поскольку это приближает учителя к ученику. Находите индивидуальные поощрения, которые будут весомыми для каждого ребенка.
Сделайте учебный процесс структурированным и предсказуемым.
Установившийся режим и четкая структура занятий необходимы при обучении всех детей. Гиперактивные дети нуждаются в этом больше всего. Тщательно планируйте занятия и деятельность на уроке. Формируйте у детей полезные привычки.
Делайте упор на различиях, потребностях детей. Будьте корректными и сдержанными в собственном поведении, старайтесь не повышать голос, избегать обсуждения ребенка в его присутствии и присутствии других детей, посторонних людей. Все беседы с родителями и детьми надо тщательно спланировать, они должны иметь цель.
Социализация ребенка является главной целью, смыслом педагогического воздействия. В процессе обучения и воспитания детей безоговорочным приоритетом должна быть их социализация, интеграция, инклюзия. Учитель должен заботиться о налаживании гармоничных отношений в детском коллективе, формировать у детей социальные навыки.
Создавайте авторитетный стиль преподавания. Старайтесь быть авторитетом для учеников, справедливым при поощрении и наказании ребенка. Будьте приветливыми, но сдержанными, спокойными и последовательными. Проводите регулярные консультации со специалистами, которые участвуют в предоставлении помощи ребенку.
Сотрудничайте со школьными и другими специалистами, работающими с ребенком. Регулярно организовывайте совместные мероприятия, целью которых является углубление сотрудничества, обмен опытом и выработка совместных стратегий помощи ребенку.
Занимайтесь самообразованием. Старайтесь быть в курсе новинок в области помощи детям с поведенческими расстройствами. Пробуйте новые методы обучения.
Не ждите мгновенных изменений, радуйтесь каждому достижению ребенка. Будьте готовы к тому, что изменить неприемлемое поведение достаточно сложно. Планируйте свою деятельность, а не фиксируйтесь на неудачах ребенка, радуйтесь каждому малейшему успеху. Будьте положительно настроенными.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)