Реабилитация инвалидов
Всемирная ассоциация детской, подростковой психиатрии и смежных профессий признала синдром дефицита внимания и гиперактивности главной проблемой в сфере охраны психического здоровья детей и подростков. Синдром дефицита внимания и гиперактивности не является расстройством исключительно детского возраста, ведь у большинства детей оно не проходит (хотя проявления меняются).
Самые распространенные мифы о синдроме дефицита внимания и гиперактивности:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности является следствием плохого воспитания;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается исключительно у мальчиков.
Необходимо осознавать социальное значение проблемы. Ведь без надлежащей помощи дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут иметь существенные трудности во взрослой жизни и вряд ли найдут достойное место в обществе. При своевременном выявлении расстройства, компетентном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении эти дети способны удачно самореализоваться. Помочь им в этом - важнейшая задача педагогов и родителей.
Проблемы в поведении гиперактивного ребенка проявляются с первых лет жизни, но в большинстве случаев до достижения старшего дошкольного или младшего школьного возраста их связывают с особенностями темперамента или ненадлежащим воспитанием ребенка. Однако во время школьного обучения, расстройства развития этой категории детей невозможно игнорировать.
Эти симптомы проявляются в непрерывной чрезмерной двигательной активности, несостоятельности долго усидеть на одном месте. Такие дети много говорят, прерывают разговор других, неуместно вмешиваются в диалог окружающих, проявляют нетерпение, когда надо чего-то ждать (например, своей очереди в игре), действуют, не задумываясь о последствиях и, несмотря на правила.
Академические трудности, вызванные невнимательностью при чтении:
- в процессе чтения теряет место в тексте;
- не может сосредоточить внимание на тексте и, как следствие, пропускает слова, детали, прочитанное понимает частично;
- забывает прочитанный текст и нуждается в повторном прочитывании текста.
Во время выполнения письменных заданий:
- трудности с планированием и завершением;
- наименьший процент усвоения учебного материала;
- медленное выполнение;
- значительное количество ошибок;
- несоблюдение правил каллиграфии;
- трудности ориентации на страницах тетради.
Во время математических вычислений:
- значительное количество ошибок при исчислении вследствие невнимательности к математическим знакам;
- трудности во время решения задач;
- несоблюдение последовательности.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеют социальные проблемы, которые проявляются в трудностях построения отношений и общения с окружающими. Однако эти дети искренние и непосредственные и при квалифицированном сопровождении часто преуспевают в учебе и взаимодействии со сверстниками.
Психолого-педагогическое изучение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Ни один из специалистов не сможет эффективно диагностировать и скорректировать проблемное поведение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности без участия его родителей.
К психолого-педагогическому изучению следует привлечь психолога и социального педагога, сформировать мультидисциплинарную группу специалистов (в которую входят не только специалисты, оказывающие помощь ребенку, но и родители).
Если психолого-педагогическое изучение и выводы школьного психолога указывают на высокую вероятность наличия у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности, с целью установления окончательного диагноза его следует направить на обследование к детскому психиатру.
Советы, которые помогут избежать нежелательного поведения:
- записывать причины неприемлемого поведения и обстоятельства, при которых оно возникает;
- избегать эмоциональной реакции на неприемлемое поведение;
- обсуждать проблемное поведение после того, как все успокоятся;
- осознать, что вы не можете контролировать чужое поведение, вы можете только изменить что-либо в себе.
Помощь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе и за ее пределами
Не существует двух одинаковых детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Следовательно, и план вмешательства будет меняться в каждом конкретном случае. Конечный результат помощи ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности будет зависеть от его характерных черт и особенностей среды.
Советы, которые помогут избежать нежелательного поведения:
- не участвовать в споре; не читать нотаций; избегать длинных объяснений, разговаривать с ребенком без свидетелей;
- иногда игнорировать неприемлемое поведение, особенно, когда это произошло случайно; использовать эту технику дозировано;
- дать ребенку возможность осознать, что вы понимаете его чувства, доверяете ему;
Направления организации помощи ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:
- Психоэдукация - просветительская работа с родителями, педагогами и другими специалистами с целью осознания сути и путей коррекции расстройства.
Основные методы психоэдукации:
- разъяснительная работа среди родителей с привлечением специалистов;
- индивидуальные консультации для родителей;
- лекции, семинары, конференции, тренинги для родителей;
- распространение печатных материалов (буклеты, статьи, книги, истории других семей и т.д.);
- предоставление видеоматериалов;
- использование Интернет-ресурсов.
- Поведенческая терапия.
Уместно использование различных стратегий и методов коррекции поведения. Ребенок может получать дополнительные услуги узкопрофильных специалистов. Необходимо проводить работу по развитию социальной и коммуникативной сфер:
- продуктивное общение и умение работать в коллективе;
- формирование положительной самооценки, самосознания, эмоциональной компетентности, навыков самоорганизации;
- формирование умения решать проблемы и конфликты, контролировать агрессию;
- развитие эмпатии.
Советы, которые помогут избежать нежелательного поведения:
- применить успокаивающий жест (мягко положить руку ребенку на плечо) или невербальную подсказку, что следует успокоиться;
- отвлечь внимание ребенка от раздражителя;
- можно дать ребенку какое-то поручение;
- напомнить ребенку о последствиях (наказание, вознаграждение);
- сделать паузу.
- Психофармакотерапия.
В случае если психолого-педагогическое вмешательство не дает желаемого эффекта, психиатр может назначить фармакопрепараты. В сочетании с поведенческой терапией и правильно организованным учебным процессом они дают лучший эффект при коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Действие препаратов направлено на уменьшение импульсивности, гиперактивности, лучшую концентрацию внимания, регуляцию эмоций.
Важнейшим является создание модели полноценного социального взаимодействия в рамках детского коллектива, основными составляющими которой являются:
- положительный пример учителя;
- поощрение образцов надлежащего общения между учениками;
- создание положительных образцов командного сотрудничества членов детского коллектива.
В программу адаптации ребенка входят:
- тесное сотрудничество с родителями;
- привлечение к сотрудничеству школьных психологов и социальных педагогов;
- помощь других специалистов;
- развитие социальных навыков;
- положительное отношение детского коллектива к потребностям ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Помощь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зависит от:
- симптоматики;
- функционально-поведенческого оценивания ребенка;
- наличия коморбидных (сопутствующих) расстройств.
Начинать работу с ребенком следует с функционально-поведенческого оценивания и создания на его основе плана положительного поведенческого вмешательства. Эта техника проводится мультидисциплинарной командой специалистов с привлечением родителей. План положительного поведенческого вмешательства может быть частью индивидуальной программы развития ребенка.
Также необходимо проводить индивидуальное оценивание учебных возможностей ребенка.
В основном, достаточно незначительной адаптации учебного материала.
Советы, которые помогут избежать нежелательного поведения:
- предложить перерыв;
- использовать физические упражнения для уменьшения напряжения;
- следить за своим поведением и стилем общения (разговаривать спокойно и свободно, использовать спокойную жестикуляцию, визуальные напоминания);
- спокойный стиль общения - главное орудие взаимодействия с беспокойным учеником.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)