Личностные препятствия в рамках инклюзии
Личностными препятствиями можно считать, те которые идут от конкретного учителя или преподавательского коллектива. В свою очередь, личностные препятствия делятся на группы:
- По мотивации:
- учителя не воспринимают изменения, если не видят в них смысла;
- учителя не понимают, как предлагаемые изменения могут улучшить образовательную ситуацию;
- учителя не уверены, что обладают необходимыми знаниями и навыками для работы с детьми с особыми потребностями.
- По профессиональной компетентности:
- учителя опасаются, что их некомпетентность станет очевидной для них самих, для коллег и администрации;
- требования к квалификации учителя будут завышенными;
- По организации учебной среды:
- работа учителя потребует больше времени;
- ребенок с особыми потребностями требует больше внимания, и от этого будут страдать остальные дети класса;
- отсутствие учебно-методической базы;
- непонятные перспективы работы с другими специалистами, что будет означать потерю автономии в выборе оптимальных методов и форм учебной деятельности.
Основными факторами личностных помех можно считать отсутствие положительного отношения к изменениям и нужным навыкам.
Второй тип препятствий - организационный, или структурный. Во многих случаях структура организации рабочего времени учебных заведений не способствует сотрудничеству учителей, педагоги остаются определенным образом изолированными друг от друга. Преподавание - это деятельность, которую выполняет лицо в классе с учениками, или отдельно с учеником, или в специальном кабинете со вспомогательными средствами обучения. Многие учителя настолько привыкают к этой изоляции, что перспектива совместного решения проблем и преподавания на уроке вызывает у них чувство дискомфорта. Как следствие - отсутствие возможностей для распространения лучшего педагогического опыта.
Основным организационным препятствием на пути внедрения инклюзивной формы обучения является изолированность педагогов, однако существуют другие препятствия: отсутствие времени и возможностей проведения встреч-консультаций, общешкольные цели, иерархическая структура полномочий, бюджетные ограничения, трудности в привлечении и мотивации работников со стороны руководства, организация физической среды школы, привлечение родителей и т. д.
Возникновение внешних препятствий реализации соответствующих изменений в формировании эффективной инклюзивной школы объясняется следующими факторами: недостаток финансирования для воплощения инноваций, низкий уровень обеспечения педагогического образования, низкий уровень взаимодействия учителей специальной и общеобразовательной школы относительно эффективного привлечения детей с особыми потребностями в школьную среду, а также ограниченные материальные и кадровые ресурсы.
Способы преодоления препятствий и реализации соответствующих изменений в формировании эффективной инклюзивной школы.
- Способ преодоления личностных помех:
- мотивирование. Единственным ключевым фактором любого процесса изменений являются люди, которых они касаются. Конечно, нововведения, организационные требования и детали тоже важны, но они занимают второстепенное место по сравнению с главным - людьми, которые будут пользоваться результатами изменений. С практической точки зрения, процесс будет эффективным, если цели обсуждаются и согласовываются всеми участниками в индивидуальных беседах, на семинарах или педагогических совещаниях;
- подготовка кадров. Создание возможностей для непрерывного и содержательного профессионального развития педагогов. Кроме того, необходимо в достаточном объеме обеспечить их надлежащими учебно-методическими ресурсами;
- ответственность за результат. Необходимо создать условия, когда ответственность за внедрение определений учителей, которые вместе анализируют текущую ситуацию, приходят к общему выводу о необходимости изменений и согласовывают пути решения. Когда учителя видят реальную потребность в изменениях и считают их достижимыми и полезными для себя и учеников, у них возникает стимул к участию в этом процессе, мотивация воплощать изменения и готовность взять ответственность за результат;
- формальные учебные мероприятия. Проведение тренингов и мастер-классов, где рассказывается о конкретных умениях и наглядно их демонстрируют. Такие мероприятия обычно проходят на базе школы;
- внедрение системы награждения работников за деятельность, которая способствует положительным образовательным изменениям.
- Способы преодоления организационных препятствий:
- практика сотрудничества и коллегиальности. Коллегиальность существует при наличии четырех элементов поведения: обсуждение проблем; взаимопосещения занятий; совместное создание учебных программ; обмен опытом по преподаванию и обучению. Настоящее понимание смысла или цели приходит только тогда, когда человек имеет возможность анализировать ситуацию, определять проблемы и потребности и исследовать возможные варианты действий. Когда это происходит в сотрудничестве с коллегами, которые тоже вовлечены ко всем аспектам деятельности, возникают возможности для формирования партнерства и, как следствие, все члены группы начинают осознавать значение своей работы;
- привлечение родителей. Сейчас многие родители пытаются активно участвовать в школьной жизни своего ребенка. Поэтому восприятие их как равных партнеров в обучении и реальное привлечение к процессу принятия решений имеет ключевое значение.
Совместные консультации стремительно завоевывают популярность среди педагогов как метод, позволяющий эффективно учитывать отличные потребности всех учащихся в массовом учебном заведении. Благодаря совместной деятельности учителя могут совершенствовать учебные программы, разрабатывать методики и создавать новые возможности, налаживать сотрудничество с родителями, учениками, администраторами и другими педагогами.
Во-первых, реализуя программы, предусматривающие сотрудничество между преподавателями, учебное заведение может привлечь ценный опыт.
Во-вторых, учитывая сложную систему предоставления комплексных образовательных услуг детям с особыми потребностями, возрастает необходимость в их качественной координации.
В-третьих, совместные усилия по выявлению учащихся группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с успеваемостью или другие трудности в обучении или социальной адаптации.
В-четвертых, сотрудничество помогает учителям повышать квалификацию и создает условия для саморазвития.
Консультация любого типа призвана, прежде всего, способствовать решению проблемы и совершенствовать умение учителей, чтобы в будущем избегать подобных ситуаций или преодолевать их эффективнее. В традиционной модели консультаций учитель специального образования выступает в роли консультанта и предоставляет услуги опосредованно, помогая учителям общеобразовательной школы, которые имеют в своем классе ребенка с особыми потребностями.
Можно выделить главные характеристики совместных консультаций:
- Добровольное участие. Совместная консультация предполагает, что все участники присоединяются добровольно и верят в положительный результат.
- Равенство и равноправие участников. Опыт каждого человека, который вовлечен в процесс, является одинаково ценным.
- Коллективные знания и опыт. Такая форма организации дает возможность работать коллективно, вместе формирует самостоятельность мышления, развивает речь и другие индивидуальные способности, повышая качество знаний, умений и навыков.
- Взаимосогласованные цели. Путем обсуждения участники вырабатывают общие цели, над реализацией которых готовы работать.
- Общая ответственность за участие и принятие решений. Главная предпосылка создания эффективной команды - формирование положительной взаимозависимости.
- Ответственность за результат. Общая ответственность позволяет «выровнять нагрузку» между участниками и избавиться от определенных страхов, связанных с осуществлением рискованных шагов.
Разнообразие подходов к применению модели совместных консультаций в инклюзивной школе США обусловлено, прежде всего, трактовкой взаимоотношений ребенка с особыми потребностями и образовательных целей, которые являются фундаментальными в выборе того или иного подхода.
Введение инклюзии в школах предусматривает скоординированные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса и необходимость многочисленных изменений и инновационных преобразований на индивидуальном и системном уровнях. Поэтому педагоги должны повышать свою квалификацию в преподавании и совместно работать над разработкой и внедрением эффективных учебных программ, чтобы помочь всем учащимся максимально реализовать свой потенциал.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)