Дифференциальная диагностика детей с аутизмом: психологические аспекты
До 80-х годов прошлого века в отечественной практике диагноз «аутизм» отсутствовал. Всех лиц с расстройствами аутистического спектра относили в основном к шизофрении или к иным клиническим диагнозам. Поэтому вопрос дифференциации аутизма от других заболеваний остается и в дальнейшем актуальным. Этот вопрос широко исследуется в последнее время.
Сравнительный анализ показывает, что по сравнению с умственно отсталыми детьми у детей с аутизмом значительно хуже развиты такие качества: взаимоотношения с людьми, эмоциональная реакция, использование объектов, адаптация к изменениям, зрительная и слуховая реакция, робость, вербальная коммуникация, уровень активности. Эти критерии свидетельствуют о наличии у детей с аутизмом, так называемой, аутистической триады.
Наиболее значимыми критериями для дифференциации аутизма от других расстройств являются:
- критичность - чем выше показатель, тем больше вероятность того, что ребенок относится к группе аутистов;
- проба на предметный гнозис, корректурная проба, адекватность - чем ниже показатель (лучше развита сфера), тем больше вероятность того, что ребенок относится к аутистам.
Можно сделать вывод, что у детей с аутизмом гораздо больше нарушена критичность к своим действиям, поскольку они имеют нарушения социальной интеракции. В свою очередь, корректурная проба, проба на предметный гнозис и адекватность демонстрирует лучшие показатели у аутистов, что свидетельствует о более высоком уровне их интеллектуального развития в определенных сферах.
Интеллектуальное развитие у детей с аутизмом является лучшим, чем у детей с умственной отсталостью. Также у них ниже уровень робости и нервозности, что свидетельствует о том, что они лучше понимают то, что происходит вокруг. Несмотря на это, у них значительно хуже развита сфера вербальной и невербальной коммуникации, они плохо адаптируются к изменениям, у них плохо развита эмоциональная сфера.
Дети с умственной отсталостью решают задачи со склонностью к увеличению количества выполненных заданий с уменьшением их сложности. Зато аутисты показывают склонность выполнять разное количество задач различной сложности, что свидетельствует об их лучшем развитии в определенных когнитивных сферах, но плохом развитии в других.
Анализ опыта США в организации инклюзивного обучения детей общеобразовательной школы
Переход к инклюзии вызывает необходимость изменений в социальной, экономической и образовательной сферах. Приоритетными являются трансформации образовательной системы как средства воплощения идей социальной справедливости, обоснованные в исследованиях американских ученых.
В контексте идей социальной справедливости образование рассматривается как общественное благо, что требует предоставления всем равных возможностей в доступе к этой социальной ценности. Возможность средствами образования занять важное место в обществе рассматривается как средство преодоления социального неравенства. Высокое качество человеческих ресурсов как признак общества, эволюционирует, предполагает высокий уровень академической подготовки, социальный опыт, социальную компетентность, способность к социальной адаптации, которые являются составляющими функциональной грамотности населения.
Школу можно назвать эффективной только в том случае, когда каждый ребенок в ней имеет возможность успешно учиться. Концепция эффективной школы принципиально отличается от традиционных образовательных концепций, где неадекватным считается ученик и на него возлагается вина за низкую учебную успеваемость. Одним из самых неподходящих моментов было представление о том, что негативные учебные результаты ученика и их несоответствие установленным академическим стандартам объясняются его индивидуальной дисфункцией. Это настоящая трагедия, когда, с одной стороны, существует огромный потенциал для роста и развития, а с другой, многим молодым людям на первом этапе их жизненного пути закладывается мысль о том, что они ни на что не способны.
Итак, главная задача эффективной школы - изменить эту ситуацию и сформировать у учащихся навыки самостоятельной учебной деятельности. Можно выделить следующие характеристики эффективной инклюзивной школы:
- заранее определенные цели, которых надеются достичь со своими учениками;
- динамичная и гибкая система обучения - удовлетворять потребности всех потребителей образовательных услуг (учащихся, родителей, общества), постоянное обновление учебных программ с учетом будущих потребностей;
- инновационный подход - идти в ногу с техническим прогрессом, быть творческими и открытыми к инновациям. В своей деятельности педагоги руководствуются новой парадигмой обучения, в которой центр внимания переносится с содержания на формирование умения учиться;
- формирование школьной культуры, которая оказывает поддержку всем ученикам, независимо от того, считается ли ребенок «исключительным» или нет, а также поддерживает учителей и родителей ребенка. Школа рассматривается как центр обучения, где царит атмосфера инклюзии и заботы;
- школа, постоянно совершенствуется - учащиеся приобретают новые знания, умения и навыки и формируют новые ценности и убеждения. Обучение - это сущность изменений и их главный атрибут.
В этом контексте понятие изменения означает любое нововведение: учебная программа, методики преподавания, расписание проведения учебных занятий, внеучебная деятельность, которые являются новыми для учащихся, учителей, руководства или учебного заведения в целом. Педагогам таких учебных заведений нужно пройти обучение, чтобы приобрести необходимые знания и навыки, а дальше совместно работать над эффективным внедрением этих методов в рамках всего учебного заведения. Ведь изменения - это процесс, который требует определенного времени. И учителя являются главными проводниками этих изменений.
Принимая во внимание предыдущие исследования и собственный опыт, американские ученые разработали модель эффективной инклюзивной школы, характеристики которой отражают изменения, которые были внедрены и направлены на решение проблем и развитие эффективной школы. Их разделяют на три категории:
- Общая цель:
- ценности и убеждения, которые разделяют все участники учебно-воспитательного процесса;
- четкие учебные цели;
- единство в преподавании.
- Атмосфера, которая способствует обучению:
- привлечение и ответственность ученика;
- физическая среда;
- признание и поощрение;
- положительное поведение ученика;
- привлечение родителей и общества, поддержка с их стороны.
- Сосредоточенность на результатах обучения:
- регулярный и частый мониторинг ученических достижений;
- коллегиальность и поддержка в отношениях между учителями;
- сосредоточение на методах преподавания и содержании обучения.
Изменения в учебном заведении могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. К внешним факторам можно отнести государственные учебные программы, внешнее оценивание (например, тест на проверку базовых умений и навыков и тест на знание математики), решение школьных советов или аттестации педагогических кадров и мероприятия по обеспечению качества образовательных услуг. К внутренним факторам изменений относят формирование общих и создание атмосферы, способствующей проведению изменений и развития культуры сотрудничества.
Американские школы вышли на новый этап изменений в образовании. Однако этому противоречат многочисленные ситуации, когда учителя и школы сопротивляются изменениям и не желают принимать инновации. В последние годы появилось немало работ, в которых рассматривается сопротивление изменениям со стороны учебных заведений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)