Основные подходы к психокоррекции детей дошкольного возраста с нарушением речи
Органические заболевания гортани приводят к расстройствам голосообразования. Современное развитие медицины, медицинских технологий и высокий уровень квалификационной подготовки врачей позволяет своевременно диагностировать у детей разных возрастных групп, в том числе дошкольников, органические изменения в гортани, которые являются причиной нарушения голосообразования. Долговременные нарушения голосовой функции, частые пребывания в лечебных учреждениях и оперативные вмешательства, соматическая ослабленность ребенка могут в дальнейшем стать причиной психологических нарушений у детей.
Большая распространенность органических заболеваний голосового аппарата у детей требует предоставления высококвалифицированной комплексной коррекционной помощи детям на всех этапах течения заболевания с целью восстановления голосовой функции. Однако несвоевременная коррекционная помощь в детском возрасте по восстановлению голоса может привести к тому, что ребенок останется инвалидом на всю жизнь и выбор голосоречевых профессий в дальнейшем будет для него невозможным.
Развитие речи в дошкольном возрасте характеризуется расширением словарного запаса, дети строят предложения, небольшие рассказы, сказки по закону грамматики; обладают темпом и силой голоса, дикцией и выразительностью. В развитии эмоционально-волевой сферы прослеживается положительное отношение к сверстникам, желание помочь взрослым, развиваются нравственные чувства, которые становятся более устойчивыми. Дошкольники способны к переживаниям за ближними, родственниками, сочувствуют им, появляется желание им помочь. Проявление эстетических чувств, а именно эмоциональный отклик ребенка, прослеживается после просмотра спектаклей, прослушивания литературных произведений, музыки.
Необходимо обратить внимание, что именно в дошкольном возрасте происходит формирование личности ребенка, поскольку у них ограничен социальный опыт. Незавершенность формирования морально-ценностной сферы, анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы приводят к тому, что детский организм очень чувствителен к негативным факторам окружающей среды. Большинство авторов утверждают, что формирование личности зависит от положительного влияния «окружающей среды», а именно: положительная оценка самого себя, уважение к себе, уважение со стороны своих сверстников и взрослых, позитивный настрой в микросоциуме (семье).
Существующие связи между деятельностью и личностью неустойчивы, легко травмируются, особенно если ребенок часто болеет и находится в лечебном учреждении и длительно оторван от семьи. Это может привести к слабости процессов возбуждения и торможения, быстрой истощаемости организма.
Особое внимание необходимо уделять детям во время кризисного периода, когда действие негативных факторов внешней среды можно представить в дальнейшем психоэмоциональном и физическом развитии ребенка. Дошкольный возраст тоже является кризисным в три и семь лет. Именно в этом периоде ребенок чувствует сильное психологическое давление, что в дальнейшем может повлиять на формирования личности. Ведь именно этот период характеризуется становлением личности, собственного «Я». Ребенку кажется, что он главный в обществе и все вращается вокруг него, все его прихоти должны выполняться взрослыми. Он пытается самореализоваться, и неверная реакция со стороны родителей именно в этот возрастной период может привести к тому, что способности ребенка могут быть подавлены, ребенок не будет достигать своей цели, не будет ответственным, потеряет способность быть лидером, а не проявит свои творческие способности.
У детей с органическими заболеваниями гортани наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Тяжесть заболевания, его продолжительность, частое пребывание в лечебных учреждениях, частые оперативные вмешательства, оторванность от семьи являются факторами, которые способствуют развитию психоэмоциональных нарушений. Такие дети неуравновешенные, плаксивые, с повышенной возбудимостью, раздражены, у них наблюдаются лабильность психики, страхи, тревожность, ощущение незащищенности. Уже во время первого знакомства с ребенком (при поступлении) у детей наблюдается страх, беспокойство.
Долговременные нарушения голоса - это психотравмирующая ситуация для человека, которая может привести не только к эмоционально-волевым нарушениям, но и к неврозоподобным расстройствам. Некоторые дети с органической патологией гортани постоянно обращают внимание на свой измененный голос, они стесняются его, а собственно дисфония вообще характеризуется не только быстрой усталостью голоса, но и общей слабостью, лабильностью психики, тревогой, пониженным настроением,
Дошкольники по-разному относятся к своей болезни, продолжительности пребывания в лечебных учреждениях, медицинскому персоналу, выборочно у них наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Для преодоления всех существующих проблем ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогам, психологам, медицинскому персоналу. Только командная работа специалистов поможет ребенку справиться с существующей проблемой.
Педагоги, психологи, медицинские работники должны определить возможные пути преодоления проблем, мешающих ребенку чувствовать себя защищенным, жизнерадостным, но ведущая роль в решении этих вопросов принадлежит психологу. Педагог вместе с родителями выступает в роли помощника, который создает все условия для положительной ситуации вокруг ребенка и делает все необходимое для обеспечения удовлетворения его потребностей, которые являются базой для быстрой, положительной и ранней реабилитации. Такие условия должен создавать не только педагог, но и психолог, медицинский работник и родители ребенка. Для обеспечения этих целей необходимо создавать все условия для их реализации не только в стенах больницы, где находится ребенок, но и за ее пределами.
Организацию психологической помощи необходимо направлять на:
- психологическую помощь ребенку на момент поступления его в лечебное учреждение;
- психологическую помощь ребенку с момента поступления в отоларингологическое отделение для оперативного вмешательства;
- своевременное выявление и возможные пути коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей с органическими заболеваниями гортани;
- оптимальный подбор индивидуальной коррекционной программы детям с выявленными эмоционально-волевыми нарушениями.
Итак, психологическая помощь занимает весомое место на всех этапах течения заболевания ребенка с целью предупреждения возникновения эмоционально-волевых нарушений.
На сегодняшний день существует много подходов для оказания психологической помощи детям дошкольного возраста и большое количество методик, которые используются для психологической коррекции детей. Учитывая дошкольный возраст ребенка, продолжительность пребывания его в лечебных учреждениях, частые оперативные вмешательства, астенизацию организма, можно сделать вывод, что эти методики должны быть легкими в использовании и недолговременными. Целесообразнее для детей дошкольного возраста будет использование арт-терапии, направленной на предупреждение и преодоление эмоционально-волевых нарушений у данной категории детей.
Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, в основе которой лежит искусство и его положительное влияние на психоэмоциональное состояние пациента. С другой стороны арт-терапия - это использование средств искусства для передачи ощущения и других проявлений психики человека с целью изменения структуры его мировосприятия.
Условно психологическую помощь детям дошкольного возраста с нарушениями голоса органического генеза можно разделить на три этапа (дооперационный, послеоперационный, восстанавливающий) и на каждом этапе определить основные подходы к психокоррекции детей. Следует заметить, что не должно существовать четкой границы между этими этапами, они плавно переходят один в другой, а при необходимости возможен возврат к предыдущему этапу, ведь дети могли поступать на лечение в стационарное отделение по несколько раз в год.
На первом этапе психологической помощи (на момент госпитализации и диагностики пациента) должны быть определены основные методы психотерапии, благодаря которым у ребенка сформируется спокойная реакция на госпитализацию и медицинские манипуляции, которые будут для него применять в больнице, а также появится у ребенка желание восстановить голос. Это может быть достигнуто путем беседы с ребенком. Не только медики, педагоги на первом этапе рассказывают о причинах нарушения голоса у ребенка, но и психологи. Ученые отмечают, что на первом месте психотерапевтической коррекции стоит вопрос разъяснения ребенку о его болезни и необходимость в госпитализации и подготовке его к медицинским манипуляциям. Для этого должна использоваться специальная медицинская литература, видеофильмы, а также перед госпитализацией можно познакомить ребенка с лечебным учреждением и медицинской аппаратурой, которая будет использоваться для обследования больного ребенка. Следует отметить, что даже взрослый человек впервые увидев лор-инструменты, аппаратуру для исследования гортани и другое, будет испытывать беспокойство, страх, тремор в конечностях, сердцебиение, повышенную потливость и другие симптомы астеновегетативного синдрома.
Применение беседы с ребенком должно сформировать у него желание исправить свой голос, уверенность в безболезненности манипуляций. Для этого необходимо показывать и рассказывать детям об аппаратуре, с помощью которой будет проводиться его обследование (аппарат для ультразвукового исследования, эндоскопы, аудиометры и др.). Непосредственно перед оперативным вмешательством, в неоперационные дни, познакомить ребенка с аппаратом для искусственного дыхания, монитором для контроля частоты сердечных сокращений, артериального давления. Вместе с анестезиологом, путем беседы с ребенком, убедить его, что через маску, которую будут приставлять к лицу, ребенок будет чувствовать запах конфет и жевательных резинок, а монитор - это телевизор, где во время сна ребенок будет смотреть мультфильмы. Беседа с ребенком поможет ему спокойно заходить в операционную, при этом не будут отмечаться беспокойство, истеричные реакции, а при повторном поступлении в отоларингологическое отделение ребенок уже будет знать, что в операционной не сделают ему ничего плохого. Поэтому, важно не только создать положительный микроклимат в больнице, но и обеспечить положительное эмоциональное самочувствие ребенка.
Если позволит общее состояние ребенка, сроки перед оперативным вмешательством и разрешение врача, можно применять игротерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, поскольку они легки в использовании и подходят для детей дошкольного возраста. Это будет способствовать снижению патологических проявлений у детей.
Как и любая коррекция, арт-терапия должна иметь свою структуру: начало, основную часть и завершение.
На втором этапе (послеоперационный период) психологическую помощь можно проводить после уменьшения проявлений астенизациии детского организма. Психокоррекцию необходимо начинать с беседы с ребенком, объяснять необходимость восстановления голосовой функции. При этом демонстрировать рисунки с анатомией гортани, рассказывать, как голосовые складки колеблются во время речи, и работа каких анатомических образований вовлекается в процесс голосообразования. По возможности, показывать данные видео-ларингоскопии здоровой гортани ребенка, где четко видно движения голосовых складок, что может представлять особый интерес у детей дошкольного возраста.
Срок психотерапевтических занятий для каждого пациента необходимо определять индивидуально, в зависимости от того, насколько быстро дети будут подвергаться коррекции. Так, по продолжительности арт-терапевтические занятия бывают краткосрочными (до 12 занятий), среднесрочными (до 1 года), долгосрочными (несколько лет).
На третьем этапе (восстановление) психологической помощи можно активно использовать такие методы психотерапии: игротерапию, музыкотерапию и сказкотерапию.
Учитывая дошкольный возраст, где ведущей деятельностью является игра, использование ее перед назначенным лечением и манипуляциями будет целесообразным, так как это уменьшит чувство страха и тревожности у ребенка. Игротерапия, как метод психологической коррекции, помогает ребенку контролировать свое поведение, эмоциональное состояние, улучшать самочувствие. Если будет позволять фонопед, психолог в свои игры может включать элементы фонопедических упражнений на развитие функции внешнего дыхания, речевого и фонационного дыхания.
Одним из общедоступных методов психотерапии является сказкотерапия, которой уделяется особое внимание, и она для детей дошкольного возраста является одним из средств формирования творческого воображения и словесного творчества.
Сказкотерапия решает проблемы страхов, тревожности, агрессивности, боязни и др. В самой терапевтической сказке есть скрытая проблема, решение которой зависит от самого человека. Систематическое использование сказок формирует и развивает у дошкольников память, воображение, интересы, чувства, активное отношение к жизни, чувство любви к природе.
Включение к психологической помощи занятий по сказкотерапии имеет целью:
- познакомить ребенка с известными народными и авторскими сказками, отдавая предпочтение сказкам, в которых отражаются изменения характеристик голоса сказочного героя и их влияние на самочувствие героя;
- формировать умение у ребенка бороться со страхом, тревожностью, агрессивностью, замкнутостью;
- развивать потребность в необходимости улучшить или восстановить основные характеристики голоса.
Для того чтобы дети постепенно и непрерывно овладевали учебно-методическим материалом, психологу необходимо создавать ситуацию «входа, сопровождения и выхода» из сказки, которая будет повторяться во время проведения занятий.
Можно использовать чтение сказки вслух психологом или родителями, а также слушание сказки с аудио-носителей, которые имеют музыкальное сопровождение и читаются профессиональным диктором. Ребенок, который имеет нарушения голоса, обращает внимание на звонкий, чистый, мелодичный голос сказочника. После прослушанной сказки необходимо предоставлять возможность ребенку выделять и рассказывать об основной проблеме в сказке. Если ребенок будет испытывать трудности в пересказе сказки, экспериментатор может задавать дополнительные вопросы для облегчения пересказа. Детям с отсутствием голоса предлагают использовать карточки с героями, набор игрушек-фигурок сказочных персонажей, которыми они будут пользоваться для инсценировки сказочных сюжетов.
Для занятий психолог или педагог заранее готовит дидактический материал для сказки, которую сейчас будут изучать дети.
Сказкотерапия помогает убедить ребенка в необходимости ежедневных занятий и тренировок и важности наличия голоса. Во время сказкотерапии дети могут имитировать звуки сказочных героев, при этом стимулируя артикуляционный аппарат и вокальные связки. Поэтому метод сказкотерапии является действенным, поскольку, помимо работы над психоэмоциональным состоянием ребенка можно параллельно стимулировать органы, которые отвечают за процесс голосообразования.
Параллельно можно применять музыкотерапию - это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Активно используется музыкальная терапия при невротических расстройствах, психосоматических нарушениях, функционально-вегетативных заболеваниях, органических заболеваниях.
Следует отметить, что в зависимости от мелодии, ее ритма, музыка может влиять на организм человека по-разному - от ощущения внутренней гармонии к агрессивному поведению. Психолог подбирает для детей музыку, которая бы способствовала общему расслаблению организма, успокаивала, снимала напряжение, чувство тревоги и неуверенности, раздражительности, нервного возбуждения, которое достигается путем прослушивания пения птиц, шелеста листьев, звуков дельфинов и тому подобное.
Комнаты для занятий должны быть хорошо проветрены, уютными, дети могут сидеть в креслах или даже лежать на ковриках с закрытыми глазами.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)