Организация кружковой работы с учащимися с нарушением слуха в условиях специального образования
Коррекционной работе психолога с детьми предшествует диагностика, а именно:
- определение уровня готовности к школе;
- изучение уровня социально-психологической зрелости;
- готовность к обучению в среднем звене;
- оценка готовности к переходу в старшую школу;
- исследование уровня суицидального риска;
- психодиагностика профессиональной ориентации.
В начале учебного года необходимо также провести психодиагностическое обследование учащихся группы риска (по типам трудновоспитуемости). Данная группа учеников распределяется по следующим категориям детей:
- учащиеся, склонные к правонарушениям;
- ученики, семьи которых оказались в сложных жизненных обстоятельствах;
- учащиеся «группы риска».
Целесообразными являются коррекционные занятия - тренинги психолога школы по сказкотерапии, занятия с использованием компьютерных программ, каждый ребенок имеет возможность индивидуально пообщаться с практическим психологом школы.
Работу по коррекции речевых недостатков в специальной школе осуществляет учитель-логопед, который планирует и проводит работу после обследования и изучения причин речевых недостатков, тесно сотрудничая с учителями и родителями учеников. Основной состав детей-логопатов в специальной школе - это дисграфики, дислексики со сложной патологией, дети с системным недоразвитием речи.
Особое внимание должно уделяться работе с детьми-инвалидами: консультирование, лечение, обследование, коррекционные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и музыке. Таким образом, для учащихся с ослабленным здоровьем создается специальная медицинская группа для занятий лечебной физкультурой.
Организация научно-методической работы учителей инклюзивных классов должна обеспечивать решение ряда важных задач:
- изучение будущими специалистами государственных, нормативных и инструктивно-методических документов общего, специального и инклюзивного образования;
- ознакомление с теоретическими и практическими аспектами специальной педагогики и психологии;
- предоставление будущим учителям начальных классов информации о результатах научных исследований и перспективном педагогическом опыте в области обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;
- ознакомление с новыми педагогическими технологиями общего и специального образования;
- анализ коррекционного учебно-воспитательного процесса для постоянного совершенствования и обновления содержания учебно-методического обеспечения;
- оказание действенной помощи в углублении, обновлении и совершенствовании уровня их профессиональной подготовки в соответствии с профессиональными потребностями.
Также, основными направлениями научно-методической работы педагогов инклюзивного образования ученые считают:
- изучение и анализ основных тенденций развития инклюзивного образования в нашей стране и за рубежом;
- системный анализ профессиональной деятельности педагогов инклюзивного образования;
- научно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации педагогов, работающих с детьми в условиях инклюзивного обучения.
Соответственно, к приоритетным направлениям научно-методической работы в школе, целесообразно уже в вузе осуществлять:
- формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в контексте европейского измерения качества по формированию и развитию ценностных ориентаций учащихся;
- формирование творческой личности современного педагога, его корпоративной культуры в условиях демократического общества.
В ходе осуществления научно-методической подготовки будущих педагогов инклюзивных классов следует принимать во внимание следующие компоненты профессионализма:
- научно-теоретический (обеспечение знаниями теоретических основ по коррекционной и специальной педагогике и смежных с ней дисциплин);
- психолого-педагогический (обеспечение знаниями общей и специальной психологии);
- методологический (формирование понимания методик и технологий работы с детьми в условиях инклюзивного обучения);
- методический (овладение новейшими коррекционно-развивающими методиками и дидактическим инструментарием);
- практический (направлен на формирование умений профессионального использования коррекционно-педагогических методов и приемов).
Также, в ходе осуществления научно-методической работы используются различные формы учебных занятий: лекции, тематические дискуссии, диспуты, мастер-классы, тренинги и т.д. Очень важно обеспечить эффективное общение студентов, оптимальный обмен опытом с учителями-практиками и тому подобное. Это создаст условия для высказывания собственных мыслей, озвучивания своей позиции, отстаивания каждым собственной точки зрения в профессиональных спорах, существенно облегчит общий процесс восприятия новой для них информации об основных моментах внедрения инклюзии.
В реализации содержания научно-методической работы важную роль играют другие формы и методы ее реализации. Так, можно выделить индивидуальные консультации, в том числе с привлечением специалистов-дефектологов, как основную форму повышения компетентности будущих педагогов, которые будут работать в условиях инклюзивной деятельности; массовые консультации.
Специалисты в сфере организации научно-методической работы отмечают важность использования методов получения информации:
- диагностические анкеты, опросники (по содержанию, функциям, форме);
- посещение уроков и внеклассных мероприятий;
- анализ выступлений учителей, их участие в работе творческих групп (педагогическое наблюдение);
- беседы (положительные моменты, недостатки, выводы);
- тестирование, а затем обработка информации.
Составной частью любой формы методического обучения является методический диалог. Он предусматривает выполнение теоретического домашнего задания, присутствующие выражают свои мысли, дополняют друг друга. В заключение делают итоги по теме, принимают решение о совместных действиях.
Например, методический диалог на тему «Современный урок в инклюзивном классе» может включать следующие вопросы для обсуждения:
- Какие, по Вашему мнению, конечные результаты инклюзивного обучения ребенка с особыми потребностями?
- В чем, на Ваш взгляд, заключается мотивация учебной деятельности учащихся инклюзивного класса? Какие методические решения этой задачи вы считаете самыми рациональными?
- Каковы пути осуществления педагогики сотрудничества на уроках в инклюзивном классе?
- Какие инновационные педагогические технологии Вы считаете наиболее эффективными для работы в условиях инклюзии?
Инклюзивная деятельность требует от педагога качественно иного уровня подготовленности, высокого профессионализма, творчества, не только владения педагогическими знаниями, но и способности применять их в нестандартных ситуациях, которые часто возникают в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Все перечисленное, укладывается в понятие компетентности, которая предполагает целостный опыт решения жизненных проблем. И с этой точки зрения важным условием достижения профессионализма педагога является формирование такого уровня инклюзивной компетентности, который позволит будущему учителю эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях совместного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и их полноценных сверстников.
Инклюзивная деятельность - это новый образовательный вид деятельности, регламентированный соответствующей нормативно-правовой базой инклюзивного образования, содержанием которого является привлечение людей с ограниченными возможностями в социальную жизнь, в условиях общеобразовательных, внешкольных учебно-воспитательных и оздоровительно-воспитательных заведений, результатом которого является стремление и способность специалистов высокого уровня готовности вносить позитивные изменения для каждого участника этого вида деятельности.
Особенностью учебно-воспитательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями является его психолого-педагогическая и коррекционная направленность.
Для того чтобы понять, действительно ли педагог владеет соответствующей компетентностью в инклюзивной деятельности, необходимы ведущие компоненты, критерии, показатели определения и уровни ее сформированности. Критерий выступает как проявление сущности процесса инклюзивной деятельности.
В качестве ведущих компонентов профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов в инклюзивной деятельности можно считать следующие:
- мотивационный;
- когнитивный;
- рефлексивный;
- операционный.
Они номинально совпадают с компонентами педагогической компетентности как таковой, однако имеют отличное содержательное наполнение.
Так, в качестве мотивационного компонента выступает сформированность у будущего педагога совокупности мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивной деятельности и раскрывается через следующие критерии:
- осознание значимости проблемы интеграции и привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в общество и возможность выбора ими способа получения образования;
- стойкая направленность на осуществление инклюзивного обучения, воспитания и социализации в условиях общеобразовательного учебного заведения;
- совокупность мотивов различных групп, направленных на осуществление инклюзивной деятельности и тому подобное.
Можно выделить четыре основных уровня сформированности мотивационного компонента: нулевой, низкий, средний, высокий.
Нулевой уровень характеризуется безразличным отношением к проблеме интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество; негативным отношением к совместному обучению детей с различными образовательными потребностями в общеобразовательной школе.
Низкий уровень характеризуется определенным интересом к проблеме интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество; наблюдается настороженное отношение к общему пребыванию детей с различными образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы.
Средний уровень определяется устойчивым интересом будущего педагога к проблеме качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Будущий специалист признает за ребенком и его родителями право свободно выбирать способ получения образования и рассматривает инклюзивное обучение как наиболее приемлемое и эффективное для социализации детей с особыми учебными потребностями, в зависимости от степени отклонения в состоянии здоровья такого ребенка и возможностей для создания специальных условий в общеобразовательном учебном заведении.
Наконец, высокий уровень сформированности мотивационного компонента присущ будущему педагогу, который четко и глубоко, на личностном уровне осознает значимость интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество; признает за ними право свободного выбора способа получения образования. Такой педагог считает инклюзию наиболее приемлемой и эффективной для социализации детей с особыми образовательными потребностями и глубоко осознает ее гуманистический потенциал.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)