Формирование профессиональной культуры дефектолога
Формирование профессиональной культуры будущего учителя-дефектолога должно предусматривать развитие у него таких необходимых умений:
- гностических (повышение психолого-педагогических и специальных знаний, способность творчески применять знания изученных дисциплин);
- исследовательских (проведение педагогических экспериментов для определения сравнительной эффективности содержания, методов обучения и воспитания и т.п.);
- проективных (планирование учебно-воспитательного процесса, выбор оптимальных средств, методов и приемов для руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся с учетом структуры нарушения, а также задач воспитания и развития детей на каждом возрастном этапе);
- конструкторско-организаторских (эффективное построение педагогического процесса);
- диагностических (педагогическое изучение личности и познавательной деятельности учащихся, детского коллектива);
- координационных (объединение и согласование содержания и направленности педагогических действий на учащихся);
- коммуникативных (творческое сотрудничество, стиль отношений учителей-дефектологов с коллегами, детьми и родителями).
Во взаимоотношениях с ребенком большое значение имеет такое качество, как доброта. Однако в практической деятельности педагога-дефектолога есть случаи, когда отдельные подростки и их родственники злоупотребляют ею, используя хорошее отношение к себе в сугубо эгоистических целях. В таких случаях педагог, опираясь на профессиональный и этический опыт, должен быть справедливым и беспристрастным при оценке своих и чужих действий, потому что там, где нарушается этическая мера справедливости, как правило, создаются объективные условия для возникновения конфликтов.
В создании оптимальной обстановки (школа, интернат и др.) учителю-дефектологу помогает вспомогательный персонал. Последние должны хорошо владеть искусством слова в общении с учениками и их родственниками, соблюдать чувство меры и такта, прилагать максимум усилий для создания атмосферы доверия между ребенком и учителем.
В наше время этико-деонтологические проблемы в коррекционной педагогике приобретают новые черты. Научно-технический прогресс, нарушение экологического равновесия в природе вызывают проблемы охраны равновесия во внутренней среде.
Соблюдать требования деонтологии в коррекционной педагогике может учитель, который выбрал свою профессию по призванию. С учетом профессиональной деятельности учителя-дефектолога ему нужно иметь выдержку, высокое самосознание - тогда он может осуществлять контроль над своими эмоциями и чувствами, подчиняя их профессиональному долгу, принципам дефектологической этики и деонтологии.
Среди современных подходов формирования профессиональной культуры будущих учителей-дефектологов можно выделить:
- развитие их коммуникативной компетентности, необходимых умений для осуществления практической деятельности;
- осуществление основательной теоретической и практической подготовки;
- приобретение ими высокого уровня эстетического воспитания, направленного на выработку у них соответствующих убеждений, этических склонностей, привычек, устойчивых моральных качеств.
Ретроспективный анализ внедрения инклюзивного образования в Германии
В связи с дальнейшим воплощением в жизнь инклюзивной парадигмы в образовании важен анализ опыта и стратегий передовых стран Европейского Союза в этом аспекте.
Несмотря на большое количество публикаций, и монографических работ в области инклюзивного образования, аспекты ее реализации в отдельных странах Европейского Союза освещены фрагментарно, поэтому актуальным является анализ и обобщение имплементации инклюзии в ряде стран: Франции Германии, Австрии, Италии и др.
По мнению ученых, именно Германия была первой страной, где зародились идеи обучения детей с ограниченными возможностями. Так, в Баварии было открыто убежище для слепых. Первые законодательно закрепленные проявления образования на территории Германии относят к 70-м гг. XIX века, когда был принят закон о всеобщем начальном образовании. Тогда же в Лейпциге была открыта первая школа для глухих.
После Второй мировой войны начался современный этап становления инклюзивного образования. В федеральных землях вводилось открытие «специальных школ для детей с трудностями в обучении». В Германии были подписаны Декларации Организации Объединенных Наций «О правах умственно отсталых лиц», «О правах инвалидов». С этого времени развивается сеть спецшкол для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, интеллектуальными нарушениями, эмоционального развития и тому подобное.
Реформирование образования произошло в Германии, когда в начале 70-х годов Министерством по делам образования, религии и культуры были приняты нормативно-правовые акты, которые показали, что каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на выбор учебного заведения, должен быть обеспечен психолого-педагогическим сопровождением, привлечен к педагогическому процессу, независимо от степени сложности заболевания. В это время общественная организация «Жизненная помощь» развернула свою деятельность и влияние на Министерство по делам образования, религии и культуры, приняло нормативно-правовой акт «Рекомендации по организации специального обучения». Согласно ему вводились кооперативные формы обучения на всех землях Германии, по которым ученики с недостатками развития получили возможность вместе со здоровыми детьми участвовать в массовых мероприятиях, занятиях, получать реабилитационную помощь и коррекцию. Независимо от сложности заболевания, дети могли выбирать удобное учебное заведение и получать необходимое педагогическое и психологическое сопровождение.
Этот закон конкретизировался в правовой системе отдельных земель, где вариативно определялось наличие специального педагога как ассистента учителя или возможность иметь его в штате школы как отдельного специалиста. Принятый документ предоставил возможность развития «кооперативных» форм организации образовательной деятельности массовых и специальных школ, предусматривая совместное проведение массовых мероприятий, отдельных учебных занятий, посещение учащихся с нарушенным развитием массовой школы и предоставление им коррекционно-реабилитационных услуг в специальном заведении и тому подобное.
Особенности подготовки учителей технологии: ретроспективный анализ
С каждым годом растет количество студентов с ограниченными функциональными возможностями в вузах. Это свидетельствует об успешном включении такой категории молодых людей, несмотря на определенные препятствия, в учебно-образовательный процесс. Создается все больше необходимых условий для функционирования студентов с особыми потребностями в пространственных пределах высших учебных заведений. Но на сегодняшний день, все еще существует ряд барьеров, затрудняющих процесс адаптации и интеграции молодежи с особенностями развития в студенческую среду.
Вопрос актуальности процесса интеграции студентов с ограниченными функциональными возможностями в учебно-образовательную среду обусловлен наличием ряда противоречий:
- между задачами инклюзивного образования и неготовностью студенческой среды (здоровых студентов) к положительному восприятию одногруппников с ограниченными функциональными возможностями (по причине наличия негативных стереотипов, установок и т.д.);
- необходимостью привлечения студентов с ограниченными функциональными возможностями к совместной деятельности и коммуникативному взаимодействию с другими людьми и их психологической неготовностью к интеграции в среду вуза;
- необходимостью специальной квалифицированной подготовки преподавателей и кураторов к работе со студентами с ограниченными функциональными возможностями и надлежащего методического обеспечения их деятельности.
Только при условии изменения социального статуса людей с особыми потребностями, активного привлечения их к общественной жизни возможна полноценная интеграция в социум. Одним из возможных механизмов активной интеграции лиц с ограниченными функциональными возможностями в современное общество является получение ими университетского образования. Университетское образование реформируется для того, чтобы стать доступным, а подготовленные специалисты - конкурентоспособными на рынке труда и адаптированными к новым условиям социума.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)