Критерии определения сформированности исторических понятий у умственно отсталых учащихся
На современном этапе развития образования актуальной остается проблема определения критериев и показателей эффективности учебного процесса.
Для объективного определения успешности ребенка, оценки выполненного задания или усвоенного учебного материала нужно определять по специальным критериям.
Следует отметить, что разработанные критерии для определения уровня сформированности знаний и умений учащихся массовых школ не подходят для работы с умственно отсталыми школьниками. Ученики специальных школ имеют различные по степени и характеру нарушения интеллектуального развития и недостаточно сформированный уровень психического развития.
Под понятием «критерий» понимают мерило для определения, признак, в основе которого осуществляется оценка чего-либо.
Необходимо отметить, что усвоение понятийных систем происходит во время специально организованной учебной деятельности учащихся, которая состоит из определенных структурных компонентов. Основными критериями сформированности исторических понятий должны быть их полнота раскрытия (содержательный компонент) и форма передачи содержания понятий (операционно-деятельностный компонент). Для эффективного диагностирования усвоенных понятий, необходимо более подробно подойти к определению качественных характеристик определенных составляющих деятельности учащихся.
Наиболее адекватными показателями содержательного компонента при определении уровня усвоения исторических понятий является полнота, правильность и осознанность.
Под полнотой понимают воспроизведение объема понятия, определенного учебной программой; воспроизведение всех характеристик, признаков объекта изучения (от фрагментарного к воспроизводству в полном объеме).
Осознание, рассматривается, как понимание, мыслительный процесс, направленный на выявление в историческом понятии общих, существенных свойств и связей и получение знаний о нем; вербализация в виде воспроизведения (перевод, объяснение).
Что касается правильности, то данный критерий будет оценивать соответствие воспроизводимого содержания понятия, заложенного в учебную программу (от не всегда точного к правильному воспроизведению).
Важным показателем в диагностике сформированности понятий у учащихся с нарушениями интеллекта является операционно-организационный компонент, а именно уровень самостоятельности обработки учебного материала.
Самостоятельность выполнения задания предусматривает контроль учителем ученика, при применении им понятий при выполнении задач, и помощь ему на:
- практическом уровне (совместное выполнение действия с учителем);
- вербальном уровне (повторный инструктаж, объяснение, анализ, подсказка, указание);
- общем уровне (стимулирование, поддержка, одобрение, активизация внимания).
Важным и обобщающим критерием в оценке знаний и умений умственно отсталых школьников является их прочность. Ведь только те понятия и связанные с ними умения, которые ребенок может воспроизвести в необходимый момент в различных жизненных ситуациях, будут свидетельствовать не о механическом заучивании материала, а сознательном и основательном их усвоении, глубоком понимании существенных признаков и сторон предметов и явлений, связей и отношений между ними и внутри них. Для проверки сформированности понятий у учащихся по данному критерию, требуется проведение нескольких срезов знаний в конце урока, после изучения темы (раздела) и в конце семестра (учебного года).
Для четкого осознания педагогом уровня сформированности понятий у детей, были сопоставлены качественные характеристики содержательного и операционно-организационного компонентов деятельности школьников с количественными показателями (уровнями усвоения понятий и баллами).
Каждому уровню соответствовал определенный вид умственной деятельности. На первом уровне ведущей была пассивно-репродуктивная деятельность, для которой достаточно восприятия, различения и осознания отдельных изученных исторических понятий.
Второй уровень - репродуктивный, которому присуще воспроизведение усвоенных понятий и применение их в различных видах практических работ по образцу.
Третий уровень характеризовался репродуктивно-продуктивным типом деятельности, показательным для которого было применение усвоенных понятий в измененных учебных ситуациях, перенос способов выполнения на аналогичные задачи.
Четвертый уровень предусматривал при выполнении задач, применение производительного типа умственной деятельности, который характеризуется самостоятельным преобразованием способов выполнения учебных задач и переносом их на выполнение других видов деятельности.
Текст - основа формирования коммуникативной компетенции учащихся учреждений образования I-II уровней аккредитации
Динамический прогресс общества невозможен без постоянного и целенаправленного обновления национального образования, разработки и внедрения прогрессивных технологий обучения молодежи, гуманизации, дифференциации и интеграции обучения, научно обоснованной системы речевого воспитания как основы коммуникативной культуры личности XXI века.
Одной из тенденций модернизации современного образовательного пространства является внедрение новых технологий обучения на всех уровнях: от дошкольных учебных заведений - среднего звена - до высшей школы.
Основной тенденцией в современных исследованиях текста является переход от изучения текстовой интегрированной структуры к анализу текста как коммуникативной системы, определенной такими его составляющими, как:
- личность говорящего (автора) в совокупности его психологических, умственных, социально-культурных, этнических и др. свойств;
- адресат и его уровень восприятия, экстралингвистические характеристики двух типов ситуации: того, о чем говорится в тексте, и того, что опосредует его создание в социокультурном контексте действительности.
Структура языковой личности и ее манифестация определяет классическую проблематику соотношения языка и мышления, языка и действительности, языка и социального взаимодействия: следовательно, текст как воплощение языковой личности является интегрирующим феноменом лингвистической парадигмы.
Развитие инклюзивного образования как условие развития социальной компетентности детей с инвалидностью
В условиях повышения общественных требований к уровню компетентности современного человека основной потребностью каждой личности, в частности лиц с ограниченными психофизическими возможностями, становится получение образования, возможность реализовать себя. Вместе с этим, главной задачей каждого общества является создание равных условий и возможностей доступа к образованию на каждом этапе развития личности для получения профессии, удовлетворения потребностей в организации свободного времени, использования творческого и интеллектуального потенциала, участия в общественной жизни независимо от уровня здоровья и возможностей развития.
Растет научный интерес к разработке проблемы создания образовательной среды, доступной для детей с особыми образовательными потребностями, которая гармонизирует развитие физических и духовных сил, способностей личности, оптимизирует ее потенциал в условиях гуманизации общества, обеспечивает формирование внутренней интеллектуально-нравственной свободы ребенка, ориентирует его на социально значимые духовные ценности.
Особый интерес вызывают работы ученых из ближнего зарубежья, поскольку там из-за происходящих совместных общественно-исторических процессов складывалась аналогичная социокультурная ситуация с образованием людей с инвалидностью.
Терминологическая и научно-методическая база инклюзивного образования является достаточно разработанной - как в нашей стране, так и за рубежом. Однако ученые сосредоточены, прежде всего, на адаптационных, дидактических особенностях обучения детей с особыми потребностями, не раскрывая в полной мере социально-педагогические проблемы развития социальной компетентности личности в условиях инклюзии.
Сегодня в современной мировой образовательной политике определены несколько подходов к предоставлению образования детям с ограниченными возможностями. Основные из них: мейнстриминг, интеграция, инклюзия. Стоит отметить, что все эти термины в зарубежной практике используют как близкие в содержательно-понятийном смысле, однако не тождественные.
Система образования открывает для детей с ограниченными психофизическими возможностями новые, более эффективные пути интеграции в общество, что отражено в нормативных документах как международного, так и внутригосударственного уровней.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)