Использование программно-методического комплекса в организации сопровождения инклюзии ребенка с особыми образовательными потребностями
В современных условиях модернизационных изменений в образовании особое внимание уделяется инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство. На общегосударственном уровне определены условия для включения ребенка в коллектив здоровых сверстников:
- создание позитивной атмосферы (толерантность образовательного пространства);
- подготовка педагогов (учитывая необходимость работы в условиях командного подхода);
- эффективное привлечение членов семьи;
- индивидуализация учебного процесса (адаптация и модификация учебных планов, программ).
Так, внесены изменения в законодательство об образовании, в различных учебных заведениях и осуществляется подготовка и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих инклюзию детей с особыми образовательными потребностями. Однако для полноценной инклюзии необходимо обеспечить содержательную и организационную помощь психолого-педагогическому коллективу и родителям ребенка с особыми образовательными потребностями как полноправным участникам инклюзии как процесса.
Нужно отметить, что в любом обучении обязательно должна отслеживаться его эффективность. Каким образом это происходит во время инклюзивного обучения?
Существуют индикаторы качества инклюзивного обучения. Со стороны учителя это рефлексия, желание действовать и необходимые навыки. Значение качественной работы учителя трудно переоценить. Некачественная работа учителя сказывается на всем процессе обучения. Толерантное отношение к ученику, формирование положительного социально-психологического климата помогает ребенку с особыми образовательными возможностями чувствовать себя успешным.
От учителя и мультидисциплинарной команды инклюзивного учебного заведения зависит также формирование и качество содержания, анализ индивидуальных особенностей ученика и использования этого анализа для улучшения включения ребенка в образовательную среду. Большое значение и влияние на качество инклюзии оказывает владение учителем дифференциальным преподаванием, планированием уроков на основе отбора форм и методов.
Конечно, некоторые индикаторы инклюзии зависимы от человеческого фактора: рефлексия учителя, его желание действовать и приобретенные за время педагогической работы навыки. Остальные параметры могут автоматизироваться с помощью программно-методического комплекса: создание и оценка программы, анализ индивидуальных особенностей учащихся, планирование уроков, оценка и анализ фактической информации, коррекция индивидуальной программы ребенка на следующих коррекционно-развивающих этапах.
Использование программно-методического комплекса в обучении ребенка с особыми образовательными потребностями дает возможность не только проанализировать актуальный уровень развития предпосылок изучения тех или иных предметов, но и создать индивидуальную программу по этому предмету, а также проверить эффективность обучения ребенка по этой программе. После проведенного обследования возможно сохранение данных и их использование в дальнейших обследованиях. Так, если через несколько месяцев ребенок будет снова обследован, можно выявить изменения, которые произошли в развитии тех или иных параметров, учитывая новый возраст ребенка и его стартовые возможности.
Важна также возможность наблюдения за ребенком, его развитием в течение времени, возможность унификации хранения данных о ребенке и использование этих данных в работе с другими специалистами, которые занимаются развитием ребенком.
Программно-методический комплекс дает перспективные возможности для длительного наблюдения за ходом развития детей и групп.
«Карта индивидуального сопровождения» чрезвычайно важна, поскольку с ее помощью можно осуществлять последующий мониторинг детей с выявленными теми или иными отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, сенсорных систем, развитии речи, эмоционально-волевого и социального развития детей.
Один из разделов программно-методического комплекса предназначен для организации создания карты индивидуального сопровождения ребенка. Такую карту заполняют специалисты мультидисциплинарной команды, привлекая родителей, опрашивая их о возможных проблемах дома, которые могут влиять на инклюзию ребенка в образовательную среду.
Регистрационные данные также учитывают пожелания родителей при обращении, в частности, если ребенок имеет особенности в общении, навыках самообслуживания, деятельности (игра, учение, конструирование, рисование). Эти данные хранятся в файле данных, который легко передавать от специалиста к специалисту, при этом, не теряя драгоценное время на опрос родителей и просмотр медицинской карты.
В файле данных также хранятся личные рекомендации врачей, коррекционных педагогов и психологов, фиксируется коррекционный «маршрут», то есть пожелания специалистов психолого-медико-педагогической консультации в виде направления на дополнительное специализированное обследование и рекомендация определенного учебного заведения.
Конечно, невозможно собрать данные всех специалистов отдельно, однако в условиях психолого-медико-педагогической консультации, когда при комиссии существует коррекционный сектор, согласно новому Положению о психолого-медико-педагогической консультации, учитывать всю информацию о ребенке чрезвычайно важно.
Специальное образование. Состояние и приоритеты развития
Развитие демократических институтов в государстве, формирование духовной культуры и моральных ценностей личности, ее социально-экономический статус в значительной степени определяется уровнем образования детей, отношением к ним как к высшей социальной ценности. Именно поэтому правительства многих стран мира заботятся о социальной защите детей, о соблюдении права на доступное образование, в том числе детей-инвалидов и детей с теми или иными нарушениями психофизического развития. Стремление создать правовую основу защиты детей нашло отражение в Конвенции о правах ребенка.
Признание Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей усилило внимание общественности к проблемам детей-инвалидов, вызвало необходимость разработки целенаправленных действий государства для создания благоприятных условий интеграции в систему современных общественных отношений. И, несмотря на кризисные явления в общественном и духовном развитии, предпринимаются все необходимые меры, не только для того чтобы сохранить приобретенный опыт специального образования, но и приумножить его, выработать современные технологии коррекционно-компенсаторной работы с этой категорией детей, создать условия для реализации их права на выбор типа учебного заведения.
В результате глубокого научно-теоретического анализа и разноаспектных экспериментальных исследований были разработаны концептуальные основы развития теории и практики специальной педагогики, что нашло свое отражение в таких судьбоносных документах как:
- Концепция реабилитации детей-инвалидов;
- Концепция специального образования лиц с физическими и психическими недостатками на ближайшие годы и перспективу;
- Концепция развития, обучения и социализации детей с аутизмом;
- Концепция жестового языка;
- Концепция государственного стандарта образования детей с особыми потребностями.
Успешно продолжается учебно-методическое обеспечение всех звеньев специального образования на основе обновленного содержания обучения. Следует отметить, что создана дифференцированная сеть учебных заведений, в которых реализуются возможности этих лиц в получении дошкольного, общего школьного и профессионального образования путем преодоления физических, финансовых и психологических барьеров, исключающих или затрудняющих их полноценное участие в жизни общества.
Дефектологи-новаторы активно разрабатывают и внедряют принципы дифференцированного и индивидуального подходов в учебно-воспитательной работе и профессионально-трудовой подготовке учащихся.
Существует целый ряд нерешенных проблем, которые имеют как общегосударственные, так и локальные корни.
Одним из существенных тормозящих факторов развития системы образования лиц с нарушениями психофизического развития является отсутствие окончательной определенности в сроках их обучения, что непосредственно связано с постоянными «скачками» в этом смысле общеобразовательной школы, которая во многом является ориентиром для специального образования.
На фоне финансово-экономической нестабильности фактически безосновательно исчезла целая система вечернего и заочного обучения лиц с нарушениями психофизического развития.
До сих пор отсутствует вариативность, как организационных форм, так и содержательного наполнения их обучения. Крайне низким остается и уровень системы специального образования.
В последнее время ослабляется внимание общества к нуждам специальных заведений, сокращается их сеть, ухудшается материально-техническое обеспечение, разрываются связи с производством.
В сложных социально-экономических условиях ухудшается кадровое обеспечение в спецшколах-интернатах.
На сегодняшний день специальные заведения неудовлетворительно обеспечиваются учебной, методической литературой, дидактическими и наглядными материалами, специальным оборудованием, причиной чему является финансово-экономическое положение, что в определенной степени затрудняет реализацию конечной цели - социально-трудовой адаптации и интеграции выпускников в общество.
Вся ответственность за трудоустройство детей с особыми образовательными потребностями переведена на администрацию и учителей школ-интернатов. Безусловно, в отрасли существуют и другие проблемы.
В этих условиях система образования лиц с нарушениями психофизического развития, как важная составляющая образования, требует определенных изменений и реорганизации.
Представляется целесообразным:
- доработка образовательной законодательной базы с целью обеспечения прав и образовательных потребностей детей-инвалидов и детей с нарушениями психофизического развития, в соответствии с Концепцией Организации Объединенных Наций;
- разработка на государственном уровне стратегии учета (базы статистических данных) детей с нарушениями психофизического развития и системы ранней коррекционно-реабилитационной помощи;
- формирование партнерских экономических отношений между государством, местным сообществом и учебным заведением с целью финансирования ребенка, а не учреждения - «Деньги следуют за ребенком»;
- расширение функций специальных школ-интернатов, которые стали консультативно-методическими центрами по коррекционно-развивающей работе в своих территориальных округах;
- обеспечение непрерывности образования, в т.ч. и путем обновления системы вечернего обучения;
- начало профильного обучения, как в рамках специального учебного заведения, так и в отдельных классах (группах) учащихся, имеющих нарушения психофизического развития;
- дальнейшая разработка и внедрение инновационных форм и технологий обучения лиц с нарушениями психофизического развития (прежде всего - инклюзивной формы обучения);
- законодательное решение и разработка соответствующих нормативных документов по социальной защите и занятости указанной категории юношей и девушек;
- внесение изменений в процесс профессиональной подготовки дефектологов, учителей инклюзивного обучения, адекватных современным образовательным приоритетам и задачам;
- создание системы многоаспектной помощи родителям таких детей (психологической, материальной, педагогической, социальной) на базе консультативных пунктов, реабилитационных центров и др.
Безусловно, все указанные инновации должны базироваться на личностно-ориентированном обучении, на системной дифференциации и индивидуализации, которые предусматривали бы разные варианты методик, одновременное обучение на разных уровнях сложности, что особенно важно в условиях инклюзии.
Оживление работы по указанным направлениям позволит, с одной стороны, приблизить образовательные требования к общепринятым международным стандартам, а с другой - обеспечить возможность всем категориям детей с нарушениями психофизического развития приобретать желаемый уровень подготовки, имея при этом альтернативный выбор формы обучения и типа учебного заведения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)