Воспитание детей младшего возраста с отклонениями в развитии
В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка, право жить и воспитываться в семье и право на развитие принадлежат всем детям, независимо от состояния их здоровья. Поэтому одним из важнейших принципов программ для детей с особенностями развития является принцип максимальной интеграции в общество и доступности образования, наравне с другими детьми, а также принцип нормализации жизни.
Жизнь может казаться почти невозможной семьям, которые воспитывают детей с нарушениями развития. Чувство «невозможного», которое ограничивает жизнь семьи и ставит под угрозу будущее ребенка, возникает из ложного, но реально существующего в обществе мнения о том, что ребенок с нарушениями не способен развиваться, «неприятный» или «неудобный» для окружающих. Родителям может быть тяжело бороться с отрицательным общественным мнением или со своими страхами, и они отказываются от «обычного» образа жизни, а часто и от самого ребенка.
Если в семье есть старшие дети, родителям надо:
- открыто, просто и тактично объяснять ребенку, в чем заключается проблема его брата или сестры;
- позволить ребенку делиться с взрослыми (родителями или другими близкими людьми) своими переживаниями по поводу болезни или нарушения развития у другого ребенка в семье;
- помочь детям научиться быть вместе (играть, гулять, заниматься различными делами);
- помочь здоровому ребенку преодолеть чувство неловкости перед сверстниками и не стесняться приглашать друзей домой;
- позволять ребенку заботиться о брате или сестре, но не «эксплуатировать» его;
- уделять здоровому ребенку достаточно внимания для того, чтобы он мог хорошо развиваться и чувствовать заботу и любовь родителей.
Семьям детей с нарушениями развития важно обмениваться опытом, знаниями, информацией. Опыт каждой такой семьи может помочь другим воспитывать и развивать своего ребенка.
Каждая семья, которая воспитывает ребенка с нарушениями развития, имеет свой уникальный опыт, который может быть очень полезен для других семей. Поэтому не отказывайте в помощи советом или информацией, если обратились за помощью именно к вам. Не стесняйтесь обращаться за советом и информацией к другим родителям. Нет такой проблемы, с которой не столкнулся бы кто-то до вас, - ищите тех, кто уже имеет опыт.
Группы взаимопомощи - это объединение родителей, главная цель которых - эмоциональная поддержка и расширение социальных контактов семей, воспитывающих детей с нарушениями развития. Объединение родителей в группы взаимопомощи зависит от личной активности родителей и их понимания важности разносторонних социальных контактов семьи и ребенка. Родительские организации и группы особенно важны в тех ситуациях, когда у семьи недостаточно общения с родственниками, друзьями, коллегами.
Развитие инклюзивного обучения студентов с недостатками зрения
На современном этапе социально-экономического развития общества и системы образования актуальным является определение новых целей и ценностей высшего образования, направленных на реализацию принципов демократии, справедливости, индивидуального подхода ко всем участникам учебно-воспитательного процесса, особенно к молодежи с недостатками зрения.
В наше время на смену медицинской и экономической модели, которые трактуют инвалидность как индивидуальную патологию (медицинская модель) или функциональную ограниченность, нетрудоспособность (экономическая модель), возникает новое понимание инвалидности (социальная модель), как следствие того, что именно социальные условия, в которых живет и работает человек с ослабленным здоровьем, сужают возможности его самореализации.
Инклюзия предлагает понимание инвалидности как разницу, которая влияет на деятельность личности, но не является ее дефектом или недостатком, и создание общества, в котором различие человека уважается и ценится.
Термин «инклюзия» означает более эффективное включение людей с особыми потребностями в учебную среду и в жизнь общества, равный доступ к получению качественного образования, профессионального и личностного становления и самореализации с учетом их возможностей и потребностей.
Система инклюзивного образования - процесс предоставления образовательных услуг молодежи с особыми потребностями, который обеспечивает их право на получение высшего образования с созданием в высшем учебном заведении условий, адаптированных к их потребностям и возможностям.
Задача инклюзивного образования заключается в изменении подхода к обучению молодежи с особыми потребностями и отношения к ним.
Составляющей частью инклюзивного образования является инклюзивное обучение.
Инклюзивное обучение студентов с недостатками зрения - это форма получения ими высшего образования в процессе совместного обучения со здоровыми студентами при адаптации учебного заведения к возможностям и потребностям студентов с нарушениями зрения.
Развитие системы высшего образования предусматривает создание новой парадигмы высшего образования, направленной на формирование образованной, творческой личности, обеспечение равных условий для раскрытия способностей, удовлетворения образовательных потребностей каждого, в т. ч., студентов с недостатками зрения.
В «Национальной стратегии развития образования» акцентируется внимание на разработке эффективных моделей интеграции в сообществе детей и молодежи с особыми образовательными потребностями путем современного научно-методического содержания инклюзивного образования.
Нормативно-правовые документы и деятельность, направленная на их реализацию, свидетельствуют о том, что сделан значительный прорыв в законодательном обеспечении доступности образования для лиц с ограниченными возможностями. Однако реализация этих документов осуществляется не в полной мере из-за необходимости их доработки с точки зрения совершенствования методик обучения и организации учебного процесса и недостатка финансирования. В нашей стране пока нет соответствующих фундаментальных исследований по проблеме обучения и воспитания студентов с особыми потребностями. Более глубокого и фундаментального исследования требует вопрос инклюзивного обучения студентов с нарушениями зрения, поскольку именно высшая школа завершает формирование личностных качеств молодого человека, готовит его к профессиональной деятельности.
Ученые советуют избегать психологически деструктивного термина «инвалид», который травмирует психику молодых людей. Наиболее уместно использовать определение «люди с особыми потребностям».
Студенты, которые имеют проблемы со здоровьем, имеют сильную мотивацию на получение качественного образования и формирование необходимых компетенций, поскольку это позволит им быть конкурентоспособными на рынке труда. Студенты с особыми потребностями, учась в университете, не чувствуют себя неполноценными, а, наоборот, раскрываются и формируются как личности.
Проблемы, с которыми студенты с нарушениями зрения сталкиваются в процессе обучения:
- отсутствие закона об инклюзивном образовании в вузах не позволяет в полной мере реализовать права лиц с ограниченными возможностями, в частности с нарушениями зрения, на получение качественного высшего образования с учетом их возможностей и потребностей;
- несогласованность научной терминологии (нет четкого толкования определений «студенты с нарушениями зрения», «инклюзивное обучение», «инклюзивное образование», отсутствует дифференциация недостатков зрения, по которым студенты могут учиться в технических или гуманитарных вузах);
- недостаточное методическое и техническое обеспечение учебного процесса студентов с нарушениями зрения;
- недостаточный уровень подготовки вузов к работе со студентами с недостатками зрения;
- отсутствие сформированной единой базы данных студентов с нарушениями зрения, которые обучаются в вузах, а также учебного материала в адаптированном виде (на аудио носителях);
- отсутствие специального оборудования и озвученного программного обеспечения.
Путями решения указанных проблем могут быть:
- доработка нормативно-правовых документов по инклюзивному обучению студентов с нарушениями зрения в дополнение к документам, регламентирующим обучение этой категории студентов;
- приведение в соответствие научного аппарата в сфере обучения студентов с ограниченными возможностями (с нарушениями зрения);
- разработка научно-методического обеспечения инклюзивного обучения студентов с нарушениями зрения в условиях университета;
- создание технической базы;
- проведение мониторинга количества студентов с нарушениями зрения и создание единой базы статистических данных об этой категории студентов и их нозологий;
- проведение семинаров относительно особенностей инклюзивного обучения студентов с нарушениями зрения для преподавателей университетов;
- создание безбарьерной среды в университетах;
- проведение занятий по ориентации этих студентов в университетской среде;
- адаптация учебного материала к потребностям и возможностям указанной категории студентов.
Для решения проблем и создания условий для успешного обучения студентов с нарушениями зрения необходимо объединять теорию с практикой, что обеспечивается основными принципами инклюзивного обучения. Сочетание теоретических знаний, полученных в учебном процессе, и практических навыков использования этих знаний возможно через создание и деятельность Центра обучения студентов с особыми потребностями в университетах.
При получении высшего образования у студентов с недостатками зрения появляется реальная возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал, стать более конкурентоспособными на современном рынке труда. Для этого необходимо определять более перспективные для этой категории студентов профессии (создание банка профессий) с учетом их возможностей и потребностей, использовать действующие программы их трудоустройства, внедрять мировой опыт работы с этой категорией студентов.
Инклюзивное обучение предусматривает создание соответствующего образовательного пространства, обеспечение научного, психолого-педагогического сопровождения, создание учебных программ, адаптированных к возможностям и потребностям студентов с недостатками зрения. Основным направлением профессиональной подготовки специалистов является обеспечение равных возможностей в процессе личностно-ориентированного обучения.
Пути решения проблем инклюзивного обучения студентов с нарушениями зрения в условиях университета предусматривают практическую реализацию указанных методов, постановлений, нормативно-правовых документов. Разрабатывая учебно-методические обеспечения инклюзивного обучения этой категории студентов, следует использовать опыт стран, которые достигли успеха в этой сфере и адаптировать его к реалиям нашей страны.
Необходимо сформировать в обществе толерантное отношение к людям с особыми потребностями, в т.ч. с помощью средств массовой информации. Поэтапное решение указанных проблем инклюзивного обучения студентов с нарушениями зрения в условиях университета даст им возможность получать высшее образование с учетом их особенностей и потребностей, будет способствовать социальной справедливости, преодолению стереотипов относительно инклюзии этой категории студентов
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)