Формирование готовности будущего учителя к работе с детьми с поведенческими расстройствами
Дети с расстройствами поведения - это дети с особыми потребностями. Можно также говорить о них как о неполноценных детях. Степень инвалидности этих детей разная. Расстройства поведения присущи детям с тяжелыми нарушениями, а именно детям с детским церебральным параличом, умственной отсталостью, нарушениями психической деятельности, тяжелыми аутичными расстройствами и тому подобное. Есть немало поведенческих расстройств. Это тревожные расстройства, оппозиционные расстройства поведения, различные нарушения психологического развития, которые могут проявляться как самостоятельные нозологические единицы или коморбидные синдромы.
Если дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями нуждаются в специальном образовании, то также значительна категория детей с сохраненным или близким к норме интеллектом, которые требуют грамотной и последовательной интеграции в системе общеобразовательных учреждений. Значительное количество таких детей страдает гиперактивным расстройством с дефицитом внимания и имеет легкие расстройства аутистического спектра, синдром Аспергера и тому подобное. Эта категория детей требует особого внимания и понимания со стороны учителей и администрации средних учебных заведений. Необходимо внедрение адекватных программ и стратегий обучения, часто дополнительного педагогического сопровождения, в частности помощи специального воспитателя или ассистента учителя. Это требует определенной подготовки педагогического персонала для работы с детьми, начиная с дошкольного возраста. Особое внимание надо уделять подготовке учителей.
К сожалению, общество нашей страны на современном этапе не достигло еще уровня цивилизованного восприятия людей с особыми потребностями. Есть недостаток культуры помощи детям с поведенческими расстройствами в системе образования и охраны здоровья. Родители ребенка, в основном, остаются один на один со своей бедой и часто страдают от безграмотных и бестолковых действий специалистов, которые должны оказать им помощь. А количество детей, которые нуждаются в квалифицированном педагогическом сопровождении, впечатляет. Например, количество детей с аутичным типом развития, в частности, с синдромом Аспергера, увеличилось за последние два года.
Проблему обучения детей с поведенческими расстройствами можно считать одним из актуальных образовательных вызовов современности, который требует немедленного комплексного решения.
Проблема воспитания детей значительно глубже, чем может показаться на первый взгляд. Несовершенство образовательных программ и недостаточный уровень подготовки педагогов - это лишь верхушка айсберга. В основе проблемы есть глубокое ментальное отчуждение, желание отодвинуть неудобное и тягостное. В основе незрелой реакции общества на проблемы детей лежит неосведомленность, вызванная историческими тенденциями. Несколько десятилетий назад человека с инвалидностью было почти невозможно встретить на улицах. Создавалось впечатление, что людей с инвалидностью нет, однако их количество уже тогда было значительным. Неосведомленность вызывает предостережение и, в лучшем случае, жалость, которую трудно назвать положительной и конструктивной реакцией на проблему.
Нетрудно догадаться, как в таких условиях чувствуют себя люди с инвалидностью. Можно представить, какие чувства родителей аутичных и гиперактивных детей, которые переступают порог наших общеобразовательных учреждений, предварительно соприкоснувшись с необходимостью оспаривать право ребенка учиться в средней школе или посещать детский сад общего типа. По данным американских исследований, родители детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания страдают наравне с родителями детей аутистов или детей, имеющих детский церебральный паралич.
Первое, что необходимо сделать, это изменить сознание будущих педагогов, дать им возможность понять суть физиологических особенностей ребенка, его поведенческих проблем. Ведь, очень часто импульсивное и несдержанное поведение гиперактивных детей списывают на недостаток воспитания. Педагоги начинают обвинять родителей, упрекать их якобы неумелыми воспитательными действиями. На самом деле причина плохого поведения - в незрелости определенных участков коры головного мозга гиперактивного ребенка.
Хотя семейное воспитание может как улучшить, так и ухудшить ситуацию, оно не решает проблемы. Незрелые действия педагога обусловливают негативизм и агрессию со стороны родителей. Получается замкнутый круг, в результате страдают все. Конечно, бывают исключения, когда на пути родителей и ребенка встречается педагог, так сказать, от Бога, способный к эмпатии. Он внедряет адекватные ситуации технологии и стратегии интуитивно, однако это скорее исключение, чем правило. Организация образовательных услуг не должна быть стихийной. Вместе с обеспечением соответствующей методической базы в подготовке педагогических специалистов, нужно проводить мероприятия по реорганизации образовательного процесса в целом. Наиболее эффективным для детей с серьезными интеллектуальными и физическими недостатками является инклюзивное (интегрированное) обучение. Обучение может проводиться по методике Монтессори или по другим методикам, но с обязательным доминированием обычной общеобразовательной программы и привлечением отдельного педагога для детей, который бы осуществлял ассистентскую помощь учителю в классе.
Кроме общесоциальной необходимости в предоставлении качественных образовательных услуг ученикам с поведенческими расстройствами, следует учесть требования и желания молодежи.
Внедрение инклюзивного обучения требует административных изменений в системе образования, но не менее важна соответствующая подготовка коррекционных педагогов и учителей общеобразовательной школы.
В системе высшей школы в процессе подготовки будущих педагогов необходимо, кроме обычной программы, делать больший акцент на преподавании специализированных курсов об особенностях детей с поведенческими расстройствами. Только глубокие знания о природе инвалидности ребенка помогут сформировать у будущего учителя целостное видение проблемы и позволят более уверенно и спокойно выполнять свои обязанности. Современность требует также более открытых и прозрачных отношений между педагогом и родителями ребенка. Времена игнорирования, отвержения и манипулирования проходят. Если наше общество стремится к интеграции в цивилизованное мировое сообщество, наша система образования должна соответствовать мировым стандартам. Это означает, что полноценные образовательные услуги должны предоставляться каждому ребенку без дискриминации его уровня развития или ограничений. Огромную роль в этом сотрудничестве должен играть социальный педагог. К сожалению, современная образовательная практика и многочисленные наблюдения свидетельствуют, что роль как современного школьного психолога, так и социального педагога в системе отечественного образования сегодня, в большинстве, является формальной. Это досадная практика, которую необходимо исправлять. Ведь именно психолог и социальный педагог должны быть тем мостиком, который связывает детей с инвалидностью и сверстников, родителей и педагога, а иногда родителей и самого ребенка. Поскольку известно, что родители детей с инвалидностью часто страдают депрессией и имеют неадекватные требования к ребенку, и иногда между ними и ребенком стоит стена отчуждения. Без понимания взаимоотношений в подобных семьях невозможно предоставлять качественные образовательные услуги.
Конечно, изменить программу подготовки трудно. Это дело не одного года кропотливой работы. Без сомнения, важнейший фактор успеха в процессе изменений - это глубокое переосмысление статуса неполноценного человека, в этом случае ребенка с поведенческими расстройствами. Этот процесс должен происходить на всех уровнях - как в образовательной сфере, так и во всех других государственных сферах.
Недостаточно только подготовки молодых специалистов. Какой бы содержательной и полноценной не была их образовательная программа, какими бы способностями, профессиональными компетенциями и готовностью к работе они не были бы наделены, попадая в современную школу, они не смогут внедрять современные подходы к обучению детей с инвалидностью самостоятельно. Следовательно, необходима переподготовка имеющихся кадров. Это просветительская работа среди администрации учебных заведений и повышение квалификации старшего педагогического персонала в соответствии с современными требованиями. Большую помощь в этом вопросе могут предоставлять организации, осуществляющие специализированную помощь людям с инвалидностью своим активным взаимодействием с администрацией учебных заведений. Это могут быть презентации, семинары, различные интерактивные акции. Также целесообразным является введение в программу регулярных курсов повышения квалификации педагогических работников основам работы с детьми с инвалидностью.
Успехов в обучении детей с поведенческими расстройствами в системе современного образования можно достичь, используя комплексный подход к оптимизации учебного процесса. Этот подход охватывает как полноценную подготовку специалиста в высшей школе, так и изменение несовершенных и устаревших образцов педагогической работы, усовершенствование, ознакомление с новыми методами работы. Также необходимы в административной сфере страны, формирование адекватного восприятия особого ребенка со стороны чиновников от образования и здравоохранения. Только комплексные меры смогут помочь в формировании учителя, готового к работе с детьми с поведенческими расстройствами в современной школе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)