Педагогическое руководство интегрированной группы обучения высших учебных заведений
Подготовка нового поколения экономической, политической, культурной, художественной элиты требует построения воспитательного процесса на новых принципах, отражающих потребности современного мирового сообщества. Это, в первую очередь, касается тех, кто возглавляет воспитательный процесс в вузе. Поэтому исследования деятельности педагогов-кураторов студенческих групп, их функций в воспитательном процессе в высшей школе, сегодня чрезвычайно актуальны.
Вопрос о роли педагога в учебно-воспитательном процессе, его самосовершенствование интересовали исследователей в разное время. Отечественные педагоги в своих исследованиях рассматривали особенности деятельности учителя в учебно-воспитательном процессе, структуру и условия эффективности деятельности учителя и др.
Современные исследования проблем воспитательной работы основываются на личностно-ориентированных концепциях воспитательной деятельности педагога высшей школы, которые отражают гуманистическую направленность воспитательной работы, приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, способствуют приобретению социального опыта и формированию интеллектуального и культурного потенциала нации.
Изучение состояния воспитательного процесса в высшем учебном заведении привело к выводу, что существует ряд факторов, тормозящих воспитательный процесс в вузе:
- недостаточное внедрение инновационных процессов в высшем учебном заведении;
- формализм;
- отчуждение от личности и индивидуальности педагога-куратора;
- несоответствие содержания и организации воспитательной работы условиям конкретного вуза;
- недостаточная ориентация на развитие и саморазвитие педагогов, их умений, навыков, ориентиров;
- отсутствие творческой атмосферы в воспитательном процессе вуза.
Безусловно, сегодня возникла необходимость специальной подготовки преподавателя учреждений высшего образования к воспитательной работе через систему учебных курсов, программ, временную занятость аудиторными и внеаудиторными занятиями, через освоение способов диагностики и контроля сформированности духовных ценностей личности с целью их объективной оценки и своевременной корректировки.
Изучение особенностей воспитания в юношестве духовной культуры, анализ критериев ее сформированности, разработка структурно-функциональной модели воспитания духовной культуры личности позволили рассмотреть педагогическое руководство данным процессом как совокупность последовательных действий, направленных на привлечение воспитанников к духовным ценностям культуры, на развитие их активности в области духовной практики и на духовное самосовершенствование будущих специалистов.
Педагогическое руководство совершенствованием профессионального мастерства преподавателей и кураторов в экспериментальных условиях заключается в следующем:
- усиление мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности;
- расширение знаний по теории и технологии воспитания студентов высших учебных заведений и на этой основе: совершенствование видов и форм учебно-воспитательной работы, планирование ведущих воспитательных задач на основе постоянного изучения динамики развития личности воспитанника, корректировка образовательно-воспитательной работы по воспитанию духовной культуры у студенческой молодежи и определение ее перспектив;
- развитие потребности в профессиональном самовоспитании;
- включение преподавателей и кураторов высшего учебного заведения в педагогическую деятельность по воспитанию духовной культуры личности и предоставление им помощи в профессиональном самовоспитании.
Социально-педагогическая суть проблемы подготовки кадров в данной деятельности заключается в реализации творческого и личностного потенциала педагога, совершенствовании, прежде всего, его духовной культуры.
На основе этого была разработана «Программа педагогического руководства процессом воспитания духовной культуры студентов интегрированных групп обучения высших учебных заведений». С этой целью была создана педагогическая студия «Мастер-класс», которая предусматривала: развитие духовных качеств и самосовершенствование самого педагога; выход на новые формы педагогического мастерства.
Программа экспериментального обучения рассматривалась с учетом того, что преподавателям будут предоставляться такие возможности:
- усовершенствовать свое культурно-духовное развитие;
- повысить уровень философской, педагогической и психологической подготовки в области образования;
- благодаря системе дидактических заданий освоить специфику обновления содержания и методов воспитания в современной высшей школе;
- приобрести исследовательский опыт самоорганизации профессиональной деятельности по воспитанию духовной культуры и усвоить соответствующие рациональные технологии воспитания в интегрированных группах обучения.
Процесс формирования духовной культуры педагогов будет эффективным, если:
- предложенные спецкурсы включают знания по теории духовной культуры, что является основой педагога как носителя культуры;
- в непрерывном образовании педагогов активно используются передовые традиции, методы и приемы воспитания, создаются условия для совершенствования процесса воспитания духовной культуры студенческой молодежи;
- педагоги организуют свою деятельность на основе методического использования национальной и общечеловеческой духовной культуры.
Духовно образованной личностью, способной воспитывать духовную культуру подростков, педагог высшей школы может стать:
- когда поймет свой духовный потенциал, способности и определит возможности духовного самосовершенствования;
- будет иметь общую гуманитарную культуру, обладать глубокими знаниями психолого-педагогического и предметного блоков, учитывающих специфику нового содержания, форм, способов и методов их реализации;
- будет стремиться к получению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного совершенствования и профессионального роста;
- будет осознавать специфику, место и значение эксперимента в контексте современного образования;
- будет сообщником в творческом развитии эксперимента через различные формы учебно-методической, научно-методической и научно-исследовательской работы;
- будет иметь нравственные ориентиры, эстетический вкус, установку на здоровый образ жизни, высокую экологическую культуру, потребности в культурно-творческой деятельности;
- будет нуждаться в совершенствовании и передаче жизненного и профессионального опыта;
- будет стремиться к созданию условий для социального, морального ориентированного комфорта в студенческой среде и личной жизни.
Центр духовно-интеллектуального развития молодежи с физическими ограничениями
Согласно поставленной цели, при изучении курса решались следующие задачи:
- изучение нормативно-законодательной базы по проблеме получения высшего образования человеком с инвалидностью;
- ознакомление кураторов и преподавателей интегрированных групп с актуальностью проблемы воспитания духовной культуры и особенностями ее формирования у студентов с ограниченными физическими возможностями;
- овладение организационно-структурным обеспечением воспитательной работы в высшем учебном заведении;
- углубление знаний по методическому обеспечению работы по воспитанию духовной культуры у студентов с особыми потребностями;
- проведение анализа и обобщения опыта работы высших учебных заведений по воспитанию духовной культуры студентов;
- организация подготовки кураторов для проведения воспитательной работы духовно-культурологического плана.
Новые требования, стоящие перед педагогами вузов, побуждают педагога-куратора к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Педагог вуза обязан быть неординарной личностью, носителем общечеловеческих ценностей, быть профессионалом, проектировать развитие личности, будущее воспитанников, но, во-первых, он должен быть высокодуховной личностью.
Духовное самовоспитание педагога имеет большое значение для нравственного руководства личностью, для развития его чувств и воли, которые формируются под влиянием личных отношений между педагогами и студентами. Пробуждая в себе душевные силы, педагог «строит мост непосредственно от души к душе», мост между собой и воспитанником.
Для существования толерантного общества инклюзия крайне необходима - это уже доказанный факт. И здесь потребность является синхронной. Дети с особыми потребностями нуждаются в равных возможностях и адекватной социализации, которые и предоставляет им инклюзия. А здоровые дети привыкают воспринимать физические недостатки нормально, чувствовать другого ребенка, как равного, помогать ему, становятся более чуткими и человечными. Это и есть естественное, реальное воспитание нравственности, без патетики и деклараций.
Проблемы на пути внедрения инклюзивного образования
- Недостаточная психологическая готовность учащихся и педагогов к совместному обучению с лицами с инвалидностью.
- Важнейшим фактором, определяющим развитие инклюзивного образования, является финансовое обеспечение. Финансирование образования для детей с особыми потребностями в условиях общеобразовательной школы требует детальной проработки, анализа. Отдельного финансирования на инклюзию нет, оно не закладывается в бюджет, и чтобы деньги пошли «за ребенком» надо менять всю систему финансирования.
- Отсутствие классификации психофизических нарушений, которая бы определяла, с какими нарушениями дети могут приходить в общеобразовательное учебное заведение (прежде всего, речь идет о тяжелых психических нарушениях). Эту классификацию нужно разработать хотя бы для первого этапа внедрения инклюзии.
- Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение общеобразовательных учебных заведений (отсутствие специального вспомогательного учебного оборудования, специально разработанных учебных методик и программ инклюзивного обучения, недостаточная численность специально подготовленных специалистов для работы с инвалидами).
- Неприспособленность зданий общеобразовательных учебных заведений (в т.ч. внутри) для беспрепятственного доступа к ним учащихся с различными нозологиями заболевания.
- Методические материалы для различных нозологий, как по отдельным предметам, так и в целом, фактически отсутствуют.
Сейчас Институтом специального образования обычно разрабатываются необходимые учебники и методические пособия путем адаптации того задела, который был создан для специальных школ с активным привлечением западного опыта. Но насколько быстро они достигнут читательской аудитории (учителей) - вопрос сложный. Ведь это снова нуждается в финансировании и достаточно мощном.
Общество об инклюзии фактически не знает, но заочно воспринимает положительно. Но отношение к таким детям в нашей культуре тоже имеет свою специфику. Мы их жалеем, защищаем, но это не равенство условий в европейском понимании.
Сохраняется жесткий негативизм в обществе к специальным школам по стереотипу советской системы, так как это школы-интернаты. Но сегодня это уже давно не интернаты, а вот условия там действительно для таких детей гораздо лучше. Интересную тенденцию отмечают и директора этих школ - в течение последних двух лет, те, кто пошли в общеобразовательные школы, возвращаются назад. Причина - отсутствие условий, ребенком никто не занимается.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)